Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
в присутствии по ВКС представителя Заказчика - ГБУЗ "Инфекционная больница N2" МЗ КК - Косаревской В.В. (доверенность в материала дела), в отсутствие представителей ООО "МПК "Елец", рассмотрев жалобу ООО "МПК "Елец" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Инфекционная больница N2" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий" (извещение N 0318200072424000042) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что в разделе "Описание объекта закупки" Заказчиком по позициям 8 и 9 Заказчиком установлены дополнительные характеристики, нарушающие положения ст.33 Закона о контрактной системе и Постановления N145 от 08.02.2017 г.
Заказчиком предоставлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Инфекционная больница N2" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка медицинских изделий" (извещение N0318200072424000042).
Начальная (максимальная) цена контракта - 600 000,00 руб.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно разделу "Описание объекта закупки" Заказчику по позиции 8 и 9 требуются к поставке следующие товары:
8 |
Шприц общего назначения |
32.50.13.110-00004568 |
Градуированный объем шприца |
> 2 и < 3 |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
в соответствии с КТРУ |
Игла в комплекте |
Одна и более |
|
в соответствии с КТРУ |
|||
Коннектор |
Луер Слип |
|
в соответствии с КТРУ |
|||
Номинальная вместимость шприца |
2,5 |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
Соответствует потребности заказчика - предназначен для ввода лекарственных средств соответствующего объема. Термин "номинальная вместимость" использован в соответствии с ГОСТ Р ИСО 7886-1-2011 (п.3.1) |
|||
Шприц поставляется в трехдетальном исполнении - цилиндр, поршень, уплотнитель |
Соответствие |
|
Соответствует потребности заказчика и п.4 ГОСТ Р ИСО 7886-1-2011 |
|||
Размер иглы: калибр, G |
24 |
|
Указанный типоразмер иглы соответствует потребности заказчика и обеспечивает точность попадания в необходимые анатомические структуры (подходит для внутривенных и внутримышечных инъекций) |
|||
Размер иглы: наружный диаметр |
0,55 |
мм |
Указанный типоразмер иглы соответствует потребности заказчика и обеспечивает точность попадания в необходимые анатомические структуры (подходит для внутривенных и внутримышечных инъекций) |
|||
Размер иглы: номинальная длина |
|
мм |
Указанный типоразмер иглы соответствует потребности заказчика и обеспечивает точность попадания в необходимые анатомические структуры (подходит для внутривенных и внутримышечных инъекций) |
|||
Игла с безопасным механизмом (помимо защитного колпачка), который приводит к блокированию иглы после применения. |
Соответствие |
|
Игла оснащена специальным встроенным защитным механизмом, который приводит к блокированию иглы после применения и является надежным способом защиты от повторного использования, исключающим человеческий фактор. Также позволяет защитить медицинский персонал от случайного укола. |
|||
Изделие не содержит латекс |
Соответствие |
|
Исключает риск аллергических реакций на латекс |
|||
Игла имеет цветовую кодировку номинального наружного диаметра трубки по ГОСТ Р ИСО 6009-2020 |
Светло-фиолетовый |
|
Цветовой код позволяет визуально идентифицировать размер иглы, так как непосредственно на игле маркировка размера не наносится (в соответствии с п.3 ГОСТ Р ИСО 6009-2020) |
|||
Шприц соответствует ГОСТ ISO 7886-1-2011 |
Соответствие |
|
Соответствие шприца требованиям нормативных документов национальной системы стандартизации гарантирует безопасность изделия |
|||
Указать наименование товара в соответствии с регистрационным удостоверением |
Указано в отдельном файле, приложенном в заявке на участие в закупке. |
|
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в закупке |
9 |
Шприц общего назначения |
32.50.13.110-00004564 |
Градуированный объем шприца |
5 |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
в соответствии с КТРУ |
Игла в комплекте |
Одна и более |
|
в соответствии с КТРУ |
|||
Коннектор |
Луер Слип |
|
в соответствии с КТРУ |
|||
Номинальная вместимость |
5 |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
Соответствует потребности заказчика. Термин "номинальная вместимость" использован в соответствии с ГОСТ Р ИСО 7886-1-2011 (п.3.1). Характеристика "номинальная вместимость" установлена в целях обеспечения ЛПУ шприцами разных объемов для наиболее точного дозирования лекарственных средств при оказании медицинской помощи. |
|||
Шприц поставляется в трехдетальном исполнении - цилиндр, поршень, уплотнитель |
Соответствие |
|
Соответствует потребности заказчика и п.4 ГОСТ ISO 7886-1-2011 |
|||
Градуировка шкалы |
0,20 |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
Градуировка шкалы 0,2 мл обеспечивает точное дозирование лекарственных препаратов |
|||
Размер иглы: калибр, G |
23 |
|
Указанный типоразмер иглы обеспечивает точность попадания в необходимые анатомические структуры (подходит для внутривенных и внутримышечных инъекций) |
|||
Размер иглы: наружный диаметр |
0,60 |
мм |
Применение иглы данного диаметра подходит для внутримышечных инъекций пациентам при слабо развитой подкожно-жировой клетчатке (в том числе, детям, подросткам, пожилым). |
|||
Размер иглы: номинальная длина |
|
мм |
Указанный типоразмер иглы обеспечивает точность попадания в необходимые анатомические структуры (подходит для внутривенных и внутримышечных инъекций) |
|||
Игла надета на шприц |
Соответствие |
|
Применение надетой иглы снижает общие затраты времени на выполнение процедуры |
|||
Игла с безопасным механизмом |
Соответствие |
|
Безопасные иглы оснащены специальным встроенным защитным колпачком, который приводит к блокированию иглы после применения и является надежным способом защиты от повторного использования, исключающим человеческий фактор. Позволяет защитить медицинский персонал от случайного укола |
|||
Основание поршня имеет технологическое место разрыва для удаления поршня после блокирования уплотнительной манжеты после завершения процедуры |
Соответствие |
|
Принудительное разрушение необходимо для разрушения шприцев перед утилизацией для предотвращения их повторного использования. |
|||
Игла имеет цветовую кодировку номинального наружного диаметра трубки по ГОСТ Р ИСО 6009-2020 |
Темно-синий |
|
Цветовой код позволяет визуально идентифицировать размер иглы, так как непосредственно на игле маркировка размера не наносится (в соответствии с п.3 ГОСТ Р ИСО 6009-2020) |
|||
Указать наименование товара в соответствии с регистрационным удостоверением |
Указано в отдельном файле, приложенном в заявке на участие в закупке. |
|
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в закупке |
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В п.6 Правил установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Из содержания описания объекта закупки следует, что указанная Заявителем в составе жалобы характеристика по позиции 8 в части "поставки шприцев, оснащенных иглой с безопасным механизмом, представляющим собой специальный встроенный защитный колпачок, который приводит к блокированию иглы после применения" Заказчиком не установлена.
Вместе с тем, Заказчику по позиции 9 требуется к поставке шприц общего назначения (КТРУ 32.50.13.110-00004564).
По указанной позиции Заказчиком установлены характеристики в соответствии с КТРУ. С учетом п.6 Правил указаны дополнительные требования "Игла с безопасным механизмом", и приведено обоснование необходимости их использования: "Безопасные иглы оснащены специальным встроенным защитным колпачком, который приводит к блокированию иглы после применения и является надежным способом защиты от повторного использования, исключающим человеческий фактор. Позволяет защитить медицинский персонал от случайного укола.".
Заявитель указывает, что по позициям 8 и 9 раздела "Описание объекта закупки" Заказчиком установлено требование "о поставке шприцев, оснащенных иглой с безопасным механизмом, представляющим собой специальный встроенный защитный колпачок, который приводит к блокированию иглы после применения". Данная характеристика не предусмотрена КТРУ, что свидетельствует о незначительности и избыточности потребительских свойств медицинского изделия.
Заказчик пояснил, что описание объекта закупки составлено с учетом положений п.6 Правил. В описание объекта закупки включено полное, объективное, непосредственно относящееся к лечебному процессу обоснование необходимости использования вышеуказанной дополнительной характеристики.
Заказчик является специализированным лечебным учреждением, осуществляющим лечение пациентов, в том числе с вирусными гепатитами и ВИЧ, на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Из пояснений Заказчика следует, что установление дополнительной характеристики в части поставки шприцев общего назначения с иглой, оснащенной безопасным механизмом, не является избыточным требованием, поскольку в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" ведущее эпидемиологическое значение , в первую очередь, при вирусе гепатите С, имеют искусственные пути передачи возбудителя, которые реализуются при проведении медицинских манипуляций, связанных с риском их повреждения. При этом к группам риск по гепатиту B и гепатиту С относится , в том числе, медицинский персонал, контактирующий с кровью (ее компонентами).
В связи с изложенным, Заказчик установил такие характеристики товара, которые наиболее полно отвечают потребностям медицинской организации и обеспечивают максимальную безопасность пациента и медицинского персонала, а также позволяют оказывать квалифицированную медицинскую помощь.
Заявитель также указывает, что ГОСТ ISO 7886-1-2011 "Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 1. Шприцы для ручного использования" не содержит требования о поставке шприцев с иглой, оснащенной механизмом со встроенным защитным колпачком, что не оказывает существенного влияния на применение шприцев по их прямому назначению и не отражает потребительских свойств товара.
Из пояснений Заказчика следует, что ГОСТ устанавливает минимальные требования к качестве товара, без соблюдения которых изделие будет непригодно для использования по назначению. При этом, ГОСТом не запрещено производство товара с улучшенными потребительскими свойствами.
Вместе с тем, в рамках Закона о контрактной системе Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом, из содержания вышеуказанных норм следует, что Заказчик должен описать объект закупки таким образом, чтобы установленные требования к закупаемым товарам, работам, услугам , с одной стороны, повысили шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны, не ограничивали количество участников закупки.
Таким образом, описание объекта закупки сформулировано Заказчиком с учетом необходимости конечного результата - обеспечения лечебного учреждения необходимыми изделиями и безопасностью пациентов и медицинского персонала.
Заявитель также указывает, что установленные Заказчиком в разделе "Описание объекта закупки" характеристики соответствуют товарам импортного производства, при этом отечественные производители не изготавливают шприцы со встроенным защитным колпачком, в связи с чем, реализация установленного ограничения по Постановлению N102 невозможна.
Из пояснений Заказчика следует, что Закупаемый Заказчиком товар не является уникальным, на российском рынке медицинских товаров имеет свободное обращение, зарегистрирован в установленном порядке. Так , на отечественном и зарубежном рынке имеются производителя товара с характеристиками, отвечающими потребностям Заказчика:
- ООО "Парамед Консалтинг" ( РУ NРЗН2022/18223 от 08.09.2022, место производство Россия, г. Екатеринбург, ул. Ясная,д.31, оф.306Б )
- Бейджинг ВанТеФу Медикал Аппаратус Ко, Лтд (РУ NФСЗ 2009/05938 от 20.05.2014 г, место производство КНР).
При этом, положения Постановления N102 являются мерами ограничительного характера , в связи с чем, участие в закупке, заключение контракта, возможно для поставщиков как отечественного, так и зарубежного рынка.
Предметом аукциона является поставка, а не производство товара, в связи с чем, поставщиком товара может выступить любое физическое лицо, юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям извещения и удовлетворяющую потребности Заказчика.
В связи с изложенным, доводы Заявителя не находят своего подтверждения.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МПК "Елец" необоснованной.
2.Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N0318200072424000042).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 февраля 2024 г. N 112/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2024