Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Кравченко А.В. на действия министерства здравоохранения КК при проведении ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" электронного аукциона: "Поставка системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы; шифр регионального проекта Краснодарского края 18N9002000978" (извещение N 0818500000824000676) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что положения извещения составлены с нарушениями Закона о контрактной системе.
Уполномоченным учреждением, Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых с доводами жалобы не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
06.02.2024 г. уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Поставка системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы; шифр регионального проекта Краснодарского края 18N9002000978" (извещение N 0818500000824000676). Заказчик - министерство здравоохранения КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 849 966,67 руб.
На основании ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Файл "Описание объекта закупки.xls" содержит требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик установил ограничения допуска по Постановлению N878 в едином реестре российской радиоэлектронной продукции зарегистрировано как минимум четыре ультразвуковых аппарата, соответствующих тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке. Но при этом, приведенным в документации техническим характеристикам, в полной мере, не соответствует ни одна из моделей ультразвукового диагностического оборудования, присутствующая в едином реестре радиоэлектронной продукции. Описание объекта закупки соответствует продукции исключительно иностранного производства более низкого качества, по завышенной цене. Учитывая, что Технические характеристики, размещённые в данной закупке, не описывают характеристики УЗИ-сканеров Российского производства более высокого класса, прогнозируемые результаты аукциона, так же могут говорить об ограничении конкуренции в целом и о нерациональном расходовании средств. Как мы полагаем на торги выходит только один участник. |
Уполномоченным органом, Заказчиком представлены пояснения, согласно которым в требованиях технического задания описан товар, необходимый Заказчику для выполнения поставленных задач по диагностической и лечебной работе.
Заказчиком проводился запрос ценовой информации и ответ получен по моделям минимум двух разных производителей: АО "НПО "СКАНЕР", Samsung Medison.
Продукция НПО "СКАНЕР" включена в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции. Довод Заявителя жалобы о том, что установленным характеристикам к поставляемому медицинскому оборудованию, в полной мере, не соответствует ни одна из моделей ультразвукового диагностического оборудования, присутствующая в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, не находит своего подтверждения.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик необоснованно не применил Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В данной закупке ПО не является предустановленным. Мы как потенциальный поставщик либо другие потенциальные поставщики, поставляем перечисленное ПО в ТЗ на физических носителях. Каждая программа отдельно. В накладной на поставку указываются отдельные цены и суммы на Программное Обеспечение. Ограничения в ТЗ Заказчика на поставку предустановленного ПО отсутствует. Если закупаемый товар содержит в своем составе программное обеспечение, у заказчика возникает обязанность установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. Решение Калужского УФАС (0137200001222004077). Из Описания объекта закупки невозможно идентифицировать, что ПО является предустановленным либо поставляемым. Заказчик явным образом не сформулировал требования в отношении ПО, что нарушает ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе. |
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
"под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав."
Из пояснений Заказчика следует, что предметом закупки в данной закупке является оборудование, а не программное обеспечение. Программы, которые могут поставляться с оборудованием являются встроенными микропрограммами, необходимыми для функционирования закупаемого оборудования.
Встроенная микропрограмма разработаны производителем для конкретного электронного оборудования (устройства) и не может рассматриваться как ПО в привычном понимании. Она может быть установлена только на то устройство, для которого разработана. Микропрограмма - является комплексным устройством, рассматривать отдельно аппаратную и программную части недопустимо, поскольку они не могут функционировать друг без друга.
В извещении не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него в результате исполнения обязательств по контракту.
Таким образом, при поставке ультразвукового сканера не предусмотрена поставка программного обеспечения, ограничение по Постановлению Правительства N1236 не требуется.
Довод Заявителя не находит своего подтверждения.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик неверно применил позицию КТРУ. |
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пункт 4 Правил гласит, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 7 правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением N 145, предусмотрено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что указанная позиция не содержит описания закупаемого товара, требования к потребительским свойствам сформированы в соответствии с статьей 33 Закона о контрактной системе с учётом профильной потребности Заказчика.
Заказчик в рассматриваемой закупке использовал позицию КТРУ 26.60.12.132-00000011 "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы". Данная позиция обязательна к применению с 01.07.2019 г.
Заказчиком представлены пояснения, согласно которым выбор КТРУ обусловлен потребностью Заказчика в ультразвуковом аппарате для исследования сердца и сосудистой системы.
Объект закупки соответствует цели исследования сердечно-сосудистой системы и не является универсальной системой ультразвуковой визуализации, а, следовательно, коды КТРУ 26.60.12.132-00000036, 37 не могут быть применены в данном электронном аукционе.
Заявитель в жалобе указывает, что характеристика: "Области применения: "Абдоминальные исследования, Акушерство и гинекология, маммология, неонатология, онкология, педиатрия, поверхностные органы и системы, скелетно-мышечная система, травматология и ортопедия, трансвагинальные исследования, трансректальные исследования, урология, биопсия" должна позволять визуализировать не только сердечнососудистую систему, но и проводить более широкую диагностику организма.
С указанным доводом Заказчик не согласился, в пояснениях указывает, что редакция в описании объекта закупки данной характеристики отличается от указанной Заявителем жалобы. В Описании объекта закупки указано требование к области применения:
"Абдоминальные исследования, исследования сосудов, кардиология, неонатология, педиатрия, поверхностные органы и системы, внутриполостные исследования, чреотищеводные исследования, транскраниальные исследования".
В требовании к закупаемому аппарату отсутствуют заявленные в жалобе такие области применения как "Акушерство и гинекология, маммология, скелетно-мышечная система, травматология и ортопедия, трансвагинальные исследования, трансректальные исследования, урология, биопсия". Отсутствие требования к наличию данных областей исследования как раз и характеризует узкую направленность требуемого к поставке аппарата.
Заказчик указал важные конструктивные и функциональные особенности описываемого товара:
- Функциональные особенности системы ультразвуковой визуализации: динамический диапазон, частота кадров (быстродействие) системы, количество приемо-передающих каналов процессинга, диапазоны частоты повторения импульсов излучения в различных режимах, программное обеспечение современных ультразвуковых систем для максимального использования базовых режимов сканирования. Данные параметры непосредственно отражают функциональные возможности и критически влияют на качество изображения.
- Конструктивные и функциональные особенности ультразвуковых датчиков: радиус кривизны поверхности датчика и количество сканирующих элементов, продольная и поперечная разрешающая способности. Спецификация данных параметров для каждого датчика обязательна с клинической точки зрения и оговорена в ГОСТ Р 56327-2014.
- Конструктивные особенности системы ультразвуковой визуализации: разрешение основного экрана, сенсорной панели, а также габаритные размеры сканера, потребляемая мощность и необходимое напряжение сети. Данные параметры технических характеристик необходимы для обеспечения качественного отображения диагностической информации и корректной работы системы.
- программа недопплеровской цифровой точной визуализации потока крови в сосудах в реальном масштабе времени (так же отсутствует в КТРУ 26.60.12.132-00000036, 37).
Таким образом, Заказчик определил позицию КТРУ путем соотнесения объекта закупки как наиболее подходящую с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара.
Таким образом, совокупности установленных требований в Описании объекта закупки соответствуют модели как минимум двух различных производителей, в том числе и российских, включенных в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции. Ограничение количества участников закупки и нарушение принципа обеспечения конкуренции в части установления требований к закупаемому медицинскому оборудованию не установлены.
Описание объекта закупки сформировано в соответствии с потребностями медучреждения, с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, при этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
В составе извещения, в соответствии со структурным вариантом в ЕИС содержится файл с Техническим заданием. Согласно пункту 12.1 проекта контракта срок действия и окончания контракта указан. Данные в извещении указаны в соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе. Требования к дополнительным сведениям, заявленным в жалобе, не установлены.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Также Заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в описании объекта закупки требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.
В части ходатайства о выделении в отдельное производство по Федеральному закону от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ О защите конкуренции) Комиссия установила.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 ФЗ О защите конкуренции заявление подается в письменной форме в антимонопольный орган и должно содержать следующие сведения:
1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);
2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;
3) описание нарушения антимонопольного законодательства;
4) существо требований, с которыми заявитель обращается;
5) перечень прилагаемых документов.
Частью 2 статьи 44 ФЗ О защите конкуренции установлено, что к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (далее - документы). В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.
Ограничение количества участников при рассмотрении жалобы ИП Кравченко А.В. в рамках Закона о контрактной системе не установлено. Жалоба не содержит описания нарушений антимонопольного законодательства.
Комиссия на основании ч.15 ст.99, ч. 8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кравченко А.В. необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000824000676).
3. Копию жалобы ИП Кравченко А.В. в отдел контроля экономической концентрации, проверок и анализа рынков Краснодарского УФАС России о нарушении антимонопольного законодательства для рассмотрения не передавать. Указать ИП Кравченко А.В. на право подачи заявления, соответствующего требованиям ст. 44 ФЗ О защите конкуренции.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19 февраля 2024 г. N 124/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2024