Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>,
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
при участии в формате ВКС:
от Заявителя - представителя по доверенности;
от Заказчика - представителя по доверенности;
от Уполномоченного органа - представителя по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Орион" на действия комиссии по осуществлению закупок способом электронного аукциона при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку перчаток медицинских, начальная (максимальная) цена контракта - 1 900 000,00 рублей (извещение N 0190200000324000156), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации -wwwzakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вхд. N 1178-ЭП/24 от 08.02.2024) на действия комиссии по осуществлению закупок.
Заявитель считает, что действия комиссии по осуществлению закупок противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами Заявителя не согласились, представили возражения и сообщили, что при проведении аукциона, действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) на Официальном сайте;
2) ) дата и время начала срока подачи заявок 19.01.2024;
3) дата и время окончания срока подачи заявок 01.02.2024 08:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 01.02.2024;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 05.02.2024;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что в опубликованном проекте контракта победителем не указан товарный знак в составе заявки ни по одной позиции. Невключение товарного знака в состав заявки при его наличии является основанием для отклонения такой заявки. Кроме того, в проекте контракта по позициям 1-4, 13-14 указано, что страной происхождения товара является Китайская Народная Республика, но товар с такими характеристиками в Китайской Народной Республике не производится. Заявитель полагает, что комиссия по осуществлению закупок неправомерно допустила к участию заявку участника закупки, признанного победителем (нарушены положения пункта 1, пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе).
В своих возражениях на жалобу Уполномоченный орган и Заказчик пояснили, что при принятии решения комиссия по осуществлению закупок основывалась на потребности Заказчика, а также имеющихся в составе заявок участников документах и информации и действовали в рамках Закона о контрактной системе.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
Согласно ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Исходя из приведенных выше положений Закона о контрактной системе, участник закупки, в случае подачи заявки, обязан соблюдать, в том числе обязательные требования к составу такой заявки, содержащиеся как в Закона о контрактной системе, так и в извещении. При этом участник закупки самостоятельно несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в такой заявке, и должен оценивать риски быть отклоненным в случае несоблюдения указанных обязательных требований.
Обязанностью же комиссии по закупкам, в частности при рассмотрении заявок участников закупки, является проверка соответствия таких заявок требованиям, сформулированным заказчиком в извещении.
Также необходимо учитывать, что критерием допуска участника к участию в закупке является, в том числе соответствие заявки всем требованиям, указанным в извещении. При этом комиссией по осуществлению закупок подвергаются анализу документы, непосредственно представленные участниками закупки в составе заявки, и именно таким документам дается оценка.
Из извещения об осуществлении закупки следует, что объектом закупки является поставка перчаток медицинских, относящаяся к позиции КТРУ 22.19.60.113-00000001.
Из Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.02.2024 NИЭА1 следует, что комиссия по осуществлению закупок рассмотрев в соответствии с ч.5 ст. 49 Закона о контрактной системе заявки на участие в закупке, информацию и документы на соответствие извещению об осуществлении закупки и приняла решение о соответствии всех заявок.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Победителем аукциона признан участник закупки идентификационный N 115789650, с суммой цен единиц товара, работ, услуг 2152,18 руб. (Две тысячи сто пятьдесят два рубля 18 копеек).
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа и Заказчика пояснили, что характеристики предлагаемых участником закупки (победителем) к поставке товаров соответствуют описанию объекта закупки, установленному Заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
Изучив заявку с номером 115789650 (Победителя) Комиссия установила, что Победителем закупки в составе заявки не указан товарный знак предлагаемого к поставке товара, однако в соответствии с требованиями извещения об осуществлении закупки были приложены регистрационные удостоверения, по реквизитам которых на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (https://roszdravnadzor.gov.ru) можно определить предлагаемый к поставке товар.
Следует отметить, что наличие или отсутствие товарного знака не является качественной, функциональной или технической характеристикой товара и не указание его в заявке участником не свидетельствует о несоответствии товара характеристикам, установленным заказчиком в извещении о закупке. Указанная позиция отражена в письме ФАС России от 19.06.2019 N ME/51304/19.
В силу положений части 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, право на который удостоверяется свидетельством.
При этом в соответствии с положениями статей 1479, 1480, 1481 ГК РФ указанное обозначение является товарным знаком только в случае его государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и выдачи соответствующего свидетельства.
Соответственно, не каждый товар может быть индивидуализирован посредством такого обозначения, как товарный знак, то есть могут быть товары, таким знаком не индивидуализированные.
Положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" не содержат требований об обязательном удостоверении выпускаемой продукции товарным знаком и его регистрации.
Комиссия отмечает, что по смыслу положений Закона о контрактной системе для заказчика приоритетом является не приобретение объекта закупки с определенным наименованием, а приобретение объекта закупки с функциональными, техническими и качественными характеристиками, соответствующими его потребности.
Причем положения Закона о контрактной системе не обязывают комиссию по осуществлению закупок отклонять заявку в случае обнаружения в ней отсутствия указания в наименовании товара товарного знака.
Таким образом, отсутствие у предлагаемых в заявке победителем закупки медицинских изделий товарного знака не свидетельствует о несоответствии показателей товара требованиям к техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) указанным в извещении об осуществлении закупки.
В тоже время, Комиссия считает необходимым отметить, что указание участником закупки в заявке на участие в конкурентной процедуре на товарный знак может являться обязательным в случаях, прямо предусмотренных законодательством о контрактной системе, например, если предлагаемый товар должен быть совместим с имеющимся у заказчика оборудованием (п.1 ч.1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В части довода заявителя о том, что победителем закупки в проекте контракта по позициям 1-4, 13-14 указана страна происхождения товара Китайская Народная Республика, но товар с такими характеристиками в Китайской Народной Республике не производится, Комиссия сообщает, что участником закупки к поставке по позиции 1-4 предложены перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные, Малайзия.
По позиции 13-14 победителем закупки к поставке предложены перчатки хирургические из латекса гевеи неопудренные, Республика Индия, Китайская Народная Республика, Малайзия.
Следовательно, довод Заявителя о стране происхождения товара только Китайская Народная Республика по рассмотренным позициям не соответствуют действительности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Комиссия отмечает, что Заказчик имеет возможность оценить достоверность сведений, представленных в заявке победителя на этапе приемки товара, в том числе, после проведения экспертизы.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия комиссии по осуществлению закупок не противоречат требованиям извещения об осуществлении закупки и положениям Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное жалоба Заявителя признана необоснованной.
В дополнение Комиссии обращает внимание, что согласно пп. "б" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе при приемке товара (исполнения контракта) Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае если при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Орион" на действия комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку перчаток медицинских, начальная (максимальная) цена контракта - 1 900 000,00 рублей (извещение N 0190200000324000156), необоснованной.
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14 февраля 2024 г. N 089/06/49-97/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2024