Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
начальник отдела контроля закупок и торгов Управления;
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
При участии в режиме видеоконференцсвязи:
от Заказчика - представителей по доверенности;
от Поставщик - представителя по доверенности,
рассмотрев направленное Заказчиком ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская центральная городская больница" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190200000323004265/484 от 02.05.2023 на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования, цена контракта 4 930 673,33 рублей, (извещение N 0190200000323004265), с ООО "ТРИУМФ" (далее - Поставщик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 26.01.2024 следует, что между Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Новоуренгойская центральная городская больница" (далее - Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "Триумф" (далее - Исполнитель), был заключен контракт на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования N 0190200000323004265/484 от 02 мая 2023 года.
Согласно п. 1.1. Контракта, Исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок оказать услуги по ремонту и техническому обслуживанию облучающего, электрического диагностического и электрического терапевтического оборудования, применяемого в медицинских целях (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
Услуги оказываются Исполнителем в соответствии с требованиями технического задания (приложение N1 к Контракту), являющегося неотъемлемой частью Контракта, а также техническими нормами, требованиями общепринятых стандартов качества, эксплуатационно-техническими и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации оказания услуг, действующими в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.2. Контракта, Исполнитель обязан:
а) оказать услуги в соответствии с техническим заданием в предусмотренный Контрактом срок;
б) предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта;
в) обеспечить соответствие результатов оказанных услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом;
г) обеспечить за свой счет устранение недостатков, выявленных при приемке Заказчиком оказанных услуг (этапов оказания услуг).
18 октября 2023 года Заказчик направил Исполнителю, в соответствии с п. 5.2.2. Технического задания (таблица N 1 к Приложению N1 к Контракту): "В случае неисправности МИ Исполнитель обязан обеспечить выезд специалиста для проведения технической диагностики в срок не более 5 (пяти) рабочих дней с момента получения заявки Заказчика", письмо с просьбой направить специалиста для проведения диагностики медицинского изделия: Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения стационарная "Электрон".
23 октября 2023 года было направлено повторное письмо с требованием обозначить сроки проведения диагностики.
20 ноября 2023 года, Заказчик направил Исполнителю информационное письмо с замечаниями и потребованием направить специалиста на объекты для оценки выполненных работ. Представитель ООО "Триумф" прибыл на объекты, но дать аргументированные ответы на замечания не смог, в актах исполнения контракта расписываться отказался.
20 ноября 2023 года, Заказчик направил Исполнителю заявку на проведение планового технического обслуживания в рамках проведения 7-го этапа контракта. По состоянию на 24 ноября 2023 года специалисты для проведения ТО не приезжали, официальный ответ о запланированном приезде специалистов, а также документы, подтверждающие квалификацию специалистов не предоставлены.
27 ноября 2023 года Заказчик путем телефонных переговоров с Исполнителем, выяснил, что система флюороскопическая рентгеновская общего назначения стационарная Электрон, передана Исполнителем для углубленной диагностики на завод - изготовитель, примерный срок диагностики с 04 декабря 2023 года по 06 декабря 2023 года. После диагностики оборудования на заводе, Исполнитель сообщит Заказчику ее результаты. Однако 06 декабря 2023 года от Исполнителя никакой информации не поступало.
В адрес Заказчика поступило письмо от 25 декабря 2023 года исх. N 108, в котором Исполнитель сообщает, что система флюороскопическая рентгеновская общего назначения стационарная Электрон, на завод - изготовитель доставлена 04 декабря 2023 года, однако на сайте транспортной компании Байкал Сервис, груз выдан 20 ноября 2023 года. Предоставлением недостоверной информации Исполнитель вводит Заказчика в заблуждение. Также Исполнитель ссылается на письмо завода - изготовителя о том, что производится дефектация устройства. Однако копию письма от завода - изготовителя Исполнитель не приложил. По состоянию на 10 января 2024 года у
Заказчика отсутствует информация о результатах диагностики системы флюороскопическая рентгеновская общего назначения стационарная Электрон.
Руководствуясь нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом о Контрактной системе, обязательства сторон должны исполняться добросовестно и надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации: "Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо не исполняющее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обязательств", к которым не относятся нарушения обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Исполнителем не предоставлено доказательств невозможности исполнения Контракта вследствие непреодолимой силы.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. На основании этого неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности и инициативности (к примеру, по вопросу надлежащего изучения условий проводимой процедуры, последствий их несоблюдения, несвоевременного подписания контракта) участника при ведении хозяйственной деятельности и при вступлении в отношения по оказанию услуг (выполнению работ, поставке товара) по результатам проведенной закупки ложатся непосредственно на такого контрагента.
По состоянию на 25 января 2024 года, отсутствует окончательная диагностика и не предоставлено техническое заключение в отношении медицинского изделия: система флюороскопическая рентгеновская общего назначения стационарная Электрон.
Направленные в адрес Заказчика Исполнителем информационные письма от завода - изготовителя не являются документом, подтверждающим неисправность система флюороскопическая рентгеновская общего назначения стационарная Электрон.
В следствии, недобросовестных действий Исполнителя, Заказчик в течение 3 месяцев не имеет возможности проводить необходимое обследование пациентов.
Получается, что Исполнитель не однократно срывает сроки исполнения Контракта, а это негативно сказывается на своевременном оказании необходимой медицинской помощи по жизненным показателям пациентам Заказчика.
Из-за систематического и неоднократного нарушения срока исполнения Контракта, Заказчик остается без необходимого оборудования, что не допустимо, для жизнедеятельности медицинского учреждения.
На сегодняшний день Исполнитель сорвал сроки исполнения контракта, и не проводит никаких мероприятий по исполнению контракта, указанных в техническом задании к Контракту.
Поставщик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 12.02.2024 N ЕГ/498/24, представил письменные объяснения по делу N 089/10/104-100/2024 (далее - объяснения).
Из объяснений следует, что 03.05.2023 года, между Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Новоуренгойская центральная городская больница", именуемое в дальнейшем "Заказчик", и Обществом с ограниченной ответственностью "Триумф" (сокращенное наименование - ООО "Триумф"), именуемое в дальнейшем "Исполнитель", на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 19.04.2023 г. N ИЭА1 заключен контракт (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1. Контракта, Исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок оказать услуги по ремонту и техническому обслуживанию облучающего, электрического диагностического и электрического терапевтического оборудования, применяемого в медицинских целях (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
Согласно п. 2.1. Контракта, Услуги оказываются Исполнителем в соответствии с требованиями технического задания (приложение N1 к Контракту), являющегося неотъемлемой частью Контракта, а также техническими нормами, требованиями общепринятых стандартов качества, эксплуатационное техническими и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации оказания услуг, действующими в Российской Федерации.
Согласно п. 4.3. Контракта, Место оказания услуг: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Геологоразведчиков, 7; ул. Геологоразведчиков, 11А; мкр. Мирный, 6/5; мкр. Восточный, 8; мкр. Надежда - подразделения ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская центральная городская больница".
Согласно п. 13.1. Контракта, Контракт вступает в силу с момента размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, в единой информационной системе в соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе и подписанного Заказчиком контракта и действует до 30.04.2024 г., а в части проведения взаиморасчетов до полного исполнения сторонами своих обязательств. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Исполнителя.
Согласно п. 4.1. Контракта, Услуги оказываются в сроки, указанные в Контракте.
Оказание услуг осуществляется с 01.05.2023 по 30.04.2024.
Сроки оказания услуг в рамках исполнения 1 этапа: с 01.05.2023 по 31.05.2023;
Сроки оказания услуг в рамках исполнения 2 этапа: с 01.06.2023 по 30.06.2023;
Сроки оказания услуг в рамках исполнения 3 этапа: с 01.07.2023 по 30.07.2023;
Сроки оказания услуг в рамках исполнения 4 этапа: с 01.08.2023 по 31.08.2023;
Сроки оказания услуг в рамках исполнения 5 этапа: с 01.09.2023 по 30.09.2023;
Сроки оказания услуг в рамках исполнения 6 этапа: с 01.10.2023 по 31.10.2023;
Сроки оказания услуг в рамках исполнения 7 этапа: с 01.11.2023 по 30.11.2023;
Сроки оказания услуг в рамках исполнения 8 этапа: с 01.12.2023 по 31.12.2023;
Сроки оказания услуг в рамках исполнения 9 этапа: с 01.01.2024 по 31.01.2024;
Сроки оказания услуг в рамках исполнения 10 этапа: с 01.02.2024 по 29.02.2024;
Сроки оказания услуг в рамках исполнения 11 этапа: с 01.03.2024 по 31.03.2024;
Сроки оказания услуг в рамках исполнения 12 этапа: с 01.04.2024 по 30.04.2024.
Согласно п. 13.1. Контракта, Контракт вступает в силу с момента размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, в единой информационной системе в соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе и подписанного Заказчиком контракта и действует до 30.04.2024 г., а в части проведения взаиморасчетов до полного исполнения сторонами своих обязательств. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Исполнителя.
Согласно Приложению N 1 к Контракту, Техническое задание.
Согласно Приложению N 1 к Контракту, Техническое задание п. 5.2.3.2. Запасные части, необходимые для восстановления работоспособности МИ, не включены в стоимость Контракта и предоставляются Заказчиком. Исполнитель должен проинформировать Заказчика в течение 2-х рабочих дней (письменно) о необходимости приобретения и замены, выработавших ресурс блоков и узлов, комплектующих, запасных частей и расходных материалов МИ.
В случае необходимости замены запасных частей и расходных материалов, необходимых для восстановления работоспособности МИ, замена приобретенных запасных частей Заказчиком, осуществляется Исполнителем в течение 7 календарных дней с момента поступления запасных частей на склад Заказчика, а также, в случае необходимости, выполнение восстановления работоспособности, настройки параметров, перепрограммирования МИ.
29.01.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на основании ненадлежащего исполнения Контракта со стороны Исполнителя, а именно по состоянию на 25.01.2024 года отсутствует окончательная диагностика и не представлено техническое заключение в отношении медицинского изделия: система флюороскопическая ренгеновская общего назначения стационарная Электрон.
Поставщик с принятым решением не согласен, считает его необоснованным.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 14.7. Контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9-23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
02.05.2023 между Заказчиком и Поставщиком заключен контракт N 0190200000323004265/484 (далее - Контракт).
29.01.2024 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.01.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Согласно информации о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 09.02.2024.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Поставщиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Поставщиком и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств.
Из представленных Поставщиком документов следует, что ссылки Заказчика на письма о необходимости провести диагностику от 18.09.2023 года, 23.10.2023 года являются несостоятельными, поскольку согласно акту 6/11 от 20.10.2023 года диагностика оборудования была проведена. Акт со стороны Заказчика подписан уполномоченным лицом, инженером по ремонту и обслуживанию медицинской техники Домрачевым Сергеем Владимировичем. Акты о выполнении работ направлены исх. 78 от 23.10.2023 года.
Данные оборудования:
Система рентгеновская скрининговая для органов грудной клетки (Аппарат рентгеновский цифровой для исследования грудной клетки) ФЦ-"ОКО"
ЗАО "Научно-исследовательская производственная компания "Электрон" Россия), Инвентарный N: 243302603052. 3. Заводской N: СР0005204. 4. Год выпуска: 2021.
Выполненные работы:
По заявке Заказчика (письмо N89-1869/01-08/6333 от 18.10.2023 г.) была проведена диагностика аппарата, по результатам которой выявлены следующие дефекты:
Неисправен диодный мост 160-МТ120КРВЕ, неремонтопригодная, требуется замена;
Неисправна плата инвертора НЧУЕК/ГЕВ. ВОАК.Э А88У 736885, необходим ремонт на заводе производителя, если подлежит ремонту, либо замена платы;
Неисправны предохранители ОТ860 бОАтр 600V - 4 штуки, требуется замена.
Высоковольтный модуль - 1 штука.
Поставщиком работы по диагностике проведены в срок.
На заседании Комиссии представитель Исполнителя сообщил, что не принимал и не отправлял на завод систему флюороскопическую рентгеновскую общего назначения стационарную "Электрон". Данное оборудование находилось на территории у Заказчика. По устному согласованию с Заказчиком за счёт Поставщика на завод отправлено рентген-питающее устройство от системы флюороскопической рентгеновской общего назначения стационарной "Электрон" для проведения более детальной диагностики, так как Заказчик, основываясь на своём личном, предвзятом мнении, не доверяет диагностике сотрудников Поставщика. Факты проведения в срок предусмотренных контрактом ТО и необходимых регламентных работ доказывает то, что Заказчик оплатил выставленные счета и подписал акты выполненных работ. Мотивированных отказов в адрес Заказчика не поступало.
Вины Исполнителя в невозможности и затягивании поставки необходимых комплектующих изделий входящих в состав оборудования производства ЕС по Контракту отсутствует. Поскольку невозможность исполнения обязательства связана непосредственно с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении Контракта.
Исполнение обязательств по Контракту оказалось существенно затруднено в связи с введением рядом государств санкций в отношении Российской Федерации и ее хозяйствующих субъектов. Такие санкции привели к приостановке поставок на территорию Российской Федерации со стороны ряда производителей.
Поставщиками ввиду возникшей экономической ситуации и введенными санкциями в отношении Российской Федерации в марте 2022 года был налажен параллельный импорт. Однако с 25.02.2023 года по 21.06.2023 года США введен десятый пакет санкций (за вторжение на Украину и принудительное усыновление украинских детей), указанные санкции перекрыли для поставщиков налаженные параллельные каналы получения импортного товара.
По мнению Комиссии Управления, Поставщиком были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте.
При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Подрядчиком совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта.
Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Поставщика направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены.
Таким образом, Комиссия не усматривает достаточных оснований полагать, что Поставщик при исполнении контракта действовал недобросовестно.
Кроме того, Комиссия учитывала тот факт, что ранее обращений о включении сведений в отношении ООО "ТРИУМФ" в реестр недобросовестных поставщиков в Ямало-Ненецкого УФАС России не поступало.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "ТРИУМФ" представленную Заказчиком - ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская центральная городская больница" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190200000323004265/484 от 02.05.2023 на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования, цена контракта 4 930 673,33 рублей, (извещение N 0190200000323004265), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
Председатель комиссии
Члены комиссии
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 15 февраля 2024 г. N 089/10/104-100/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2024