Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), жалобу ООО "Компания "Тензор" на действия ГБУЗ ТО "Станция скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по продлению неисключительного права использования программы для ЭВМ "АС "Кабинет УЦ", предназначенной для взаимодействия Заказчика с Удостоверяющим центром (реестровый номер закупки: 0167200003424000322),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО "Компания "Тензор" на действия ГБУЗ ТО "Станция скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по продлению неисключительного права использования программы для ЭВМ "АС "Кабинет УЦ", предназначенной для взаимодействия Заказчика с Удостоверяющим центром.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в жалобе выражает несогласие с установленными требованиями в техническом задании в части указания конкретного программного обеспечения "АС Кабинет УЦ" без указания слов "или эквивалент"; наличия требований о том, что предоставление эквивалента невозможно, так как закупка проводится с целью продления уже используемого у заказчика ПО.
Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя из которых следует, что объектом закупки является не приобретение программного обеспечения, а продление неисключительного права использования программы, имеющейся у Заказчика. Указание на конкретное наименование программного обеспечения без слов "или эквивалент", а также указания реестрового номера уже имеющегося у Заказчика ПО было приведено в связи с необходимостью продления неисключительных (пользовательских) прав на уже имеющееся у заказчика ПО и обеспечения целостности всех информационных систем, эксплуатируемых заказчиком.
Уполномоченный орган в письменных возражениях просит признать жалобу необоснованной, указал, что объектом закупки является не приобретение программного обеспечения, а продление неисключительного права использования программы, имеющейся у заказчика. На момент закупки у заказчика имеется действующее установленное программное обеспечение (ПО) с определенным товарным знаком, которое прекратило бы функционировать при установке других ПО, что нарушило бы взаимодействие программных решений, имеющихся у Заказчика и привело бы к нарушению работы заказчика и нарушению взаимодействия заказчика с другими учреждениями. Поставка программного обеспечения других разработчиков в данном случае не допускается ввиду необходимости обеспечения совместимости, взаимодействия и интеграции с уже существующими у заказчика программными решениями.
Исследовав материалы дела, заслушав явившихся представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на оказание услуг по продлению неисключительного права использования программы для ЭВМ "АС "Кабинет УЦ", предназначенной для взаимодействия Заказчика с Удостоверяющим центром (0167200003424000322), в интересах заказчика - ГБУЗ ТО "Станция скорой медицинской помощи" с начальной максимальной ценой контракта - 570 000,00 рублей.
Информация об электронном аукционе была размещена 01.02.2024 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки: 0167200003424000322.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения закупки http://www.sberbank-ast.ru
В приложении N 1 к извещению установлено "Описание объекта закупки Оказание услуг по продлению неисключительного права использования программы для ЭВМ "АС "Кабинет УЦ"*(1), предназначенной для взаимодействия Заказчика с Удостоверяющим центром"
Термин / Сокращение |
Определение |
Администратор корпоративного центра регистрации |
Уполномоченное лицо Заказчика, обладающее полномочиями по взаимодействию с Удостоверяющим центром по вопросам выдачи, вручения и отзыва Сертификатов через Корпоративный центр регистрации, в том числе подписывать от имени юридического лица заявление на выдачу сертификата, заявление на прекращение действия сертификата и представлять Удостоверяющий центр при удостоверении личности и проверке полномочий при подаче заявления на прекращение действия сертификата и заявления на смену абонентского номера подвижной (мобильной) связи. |
АРМ администратора |
Автоматизированное рабочее место администратора Корпоративного центра регистрации. |
Исполнитель |
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитован(о) согласно требованиям Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Осуществляет функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также иные функции, предусмотренные законом. |
СКПЭП |
Сертификат ключа проверки электронной подписи |
АС "Кабинет УЦ" |
Автоматизированная система "Кабинет удостоверяющего центра" - Программа для ЭВМ, предназначенная для взаимодействия с Удостоверяющим центром в процессе выдачи Сертификатов |
КЦР |
Корпоративный центр регистрации - Сервис АС "Кабинет УЦ" для реализации взаимодействия Заказчика с УЦ в процессе выдачи СКПЭП |
Пользователь |
Работник - физическое лицо Заказчика, на имя которого выдается СКПЭП. |
СКЗИ |
средство электронной подписи, сертифицированное ФСБ России |
Эквивалент не предусмотрен, так как Заказчик приобретает продление права установленной и используемой у Заказчика программы для ЭВМ "АС "Кабинет УЦ". Номер реестровой записи программного обеспечения в Реестре Российского программного обеспечения N8912 от 21.01.2021 г.
УЦ |
Удостоверяющий центр |
ЭП |
Электронная подпись |
Порядок оказания Услуг (пункт 4 Описания):
4.1. Исполнитель предоставляет Заказчику копию документа подтверждающего право Исполнителя оказывать услугу (лицензионное соглашение, аккредитация и др) вместе с первым документом о приемке.
4.2. В течение 3 дней с даты заключения Договора Исполнитель
- организует взаимодействие АРМ с АС "Кабинет УЦ" / настраивает / обеспечивает доступ Заказчику;
- обеспечивает доступ Заказчика в КЦР;
- предоставляет неисключительное право использования КЦР.
- оказывает техническую и методическую поддержку Заказчика/Администратора КЦР / Пользователей по вопросам использования КЦР, СКЗИ и ЭП;
- предоставляет услуги Удостоверяющего центра:
N п/п |
Наименование услуги удостоверяющего центра |
Время выполнения услуги |
Период предоставления услуг |
1. |
Выдача СКПЭП* |
Не более 3 рабочих дней с момента предоставления пользователем Заказчика необходимых документов |
В режиме 24х7х365: круглосуточно, без выходных дней |
2 |
Ведение реестра СКПЭП |
Актуализация с периодичностью не менее, чем 1 раз в день |
В режиме 24х7х365: круглосуточно, без выходных дней |
3 |
Аннулирование СКПЭП |
Не более 12 часов с момента поступления заявления на отзыв по форме, установленной Регламентом (порядком) оказания услуг УЦ |
В режиме 24х7х365: круглосуточно, без выходных дней |
* Выпуск сертификатов осуществляется посредством личного кабинета УЦ. Перевыпуск сертификата возможен после подписания заявления на выдачу сертификата с помощью действующего, в личном кабинете УЦ.
5. Объём выпускаемых/перевыпускаемых СКПЭП, при реализации неисключительного права использования программы для ЭВМ "АС "Кабинет УЦ":
п/п |
Наименование |
Единица измерения |
Количество |
11. |
Сертификат на физическое лицо |
Шт. |
20 |
22. |
Квалифицированный сертификат для использования во внутренних информационных системах*(2) |
Шт. |
400 |
Объектом указанной закупки в соответствии с извещением является "Оказание услуг по продлению неисключительного права использования программы для ЭВМ "АС "Кабинет УЦ", предназначенной для взаимодействия Заказчика с Удостоверяющим центром".
Общество указывает на неправомерность отсутствия в закупочной документации словосочетания "или эквивалент".
Кроме того на заседании Комиссии Тюменского УФАС России представитель Заявителя указал, что эквивалентное ПО (в том числе из числа ПО, включенного в реестр российского ПО) согласно техническому заданию Заказчика может быть представлено большим количеством компаний. Системные требования к личному кабинету и рабочему столу для выдачи или продления ЭЦП ООО "Компания "Тензор" и компании СКБ "Контур" идентичны. ПО, разработанное ООО "Компания "Тензор", а также выданные УЦ компании ЭЦП работают на любой операционной системе. У ООО "Компания "Тензор" также есть техническая поддержка, которая при необходимости обеспечит Заказчику возможность оперативно получать консультации по вопросам использования, установки и настройки СКПЭП, выданных Исполнителем, в рамках областей их применения. Режим работы 27*7*365: круглосуточно, без выходных дней.
По смыслу статьи 33 Закона N 44-ФЗ характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу требований, содержащихся в статьях 33 и 34 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом N 44 - ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам (работам, услугам), являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам, услугам.
Таким образом, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Представители заказчика и уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в рамках указанной закупки оказываются услуги по приобретению неисключительного права использования программы для ЭВМ "АС "Кабинет УЦ", предназначенной для взаимодействия Заказчика с Удостоверяющим центром, уже имеющегося у заказчика ПО.
Как следует из письменных пояснений Заказчика, в рамках регионального проекта "Создание единого цифрового контура в сфере здравоохранения на базе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)", входящего в государственную программу Тюменской области "Развитие здравоохранения" (утв. Постановлением ПП Тюменской области от 03.12.2018 года N450-п) и государственную программу Тюменской области "Развитие информатизации" (утв. ПП Тюменской области от 14.12.2018 года N490-п) в Тюменской области функционирует Единая региональная информационная автоматизированная система медицинской помощи (далее - ЕРИАС СМП, Система). ЕРИАС СМП предназначена для автоматизации бизнес-процессов оказания скорой и неотложной медицинской помощи: приема, регистрации, диспетчеризации и контроля обслуживания принятых вызовов.
Согласно Распоряжению Департамента информатизации Тюменской области от 18.01.2021 г N01-р "О вводе в эксплуатацию Единой региональной информационной автоматизированной системы скорой медицинской помощи Тюменской области" (далее - Распоряжение N01-р) функции оператора ЕРИАС СМП возложены на ГКУ ТО "Центр информационных технологий Тюменской области", владельцем Системы определен Департамент здравоохранения Тюменской области, уполномоченный орган по организационно-техническому обеспечению Системы - Департамент информатизации Тюменской области.
Пунктом 3.3.2 Распоряжения N01-р установлено, что Оператор осуществляет администрирование технических и программных средств, входящих в серверную инфраструктуру Системы.
В соответствии с пунктом 4.1. Распоряжения N01-р порядок взаимодействия участников системы определяется регламентом эксплуатации Системы, утверждаемым Оператором Системы, по согласованию с Департаментом информатизации Тюменской области и Департаментом здравоохранения Тюменской области.
Согласно Письму Департамента здравоохранения Тюменской области от 23.11.2022 года исх. N9884/22 медицинским организациям необходимо получить облачную электронную подпись для сотрудников и электронную подпись на юридическое лицо в Удостоверяющем центре Контур.
Для обеспечения возможности подписания усиленной квалифицированной электронной подписью "карты вызова скорой медицинской помощи" в ЕРИАС СМП Тюменской области с использованием удаленного криптографического сервиса между ГКУ ТО "Центр информационных технологий Тюменской области" и ООО "Сертум-Про" заключен контракт от 23.09.2022 N 130 на оказание услуг по предоставлению (передаче) прав использования программы для ЭВМ "АС "Кабинет УЦ" (Приложение N8) и Контракт от 01.06.2023 N 71 на оказание услуг по предоставлению (продлению) прав использования программного обеспечения Автоматизированная система "Кабинет УЦ".
В связи с этим у Заказчика существует необходимость обеспечения взаимодействия закупаемых услуг по использованию информационных систем с уже используемым программным обеспечением. Информация программы для ЭВМ "АС "Кабинет УЦ", предназначенная для взаимодействия Заказчика с Удостоверяющим центром имеет сопряжение и интерфейсы взаимодействия с другими информационными системами, используемыми Заказчиком и Оператором Системы.
Заявитель не представил доказательств того, что в данном случае возможно использовать иные программы с учетом используемого заказчиком программного обеспечения.
Кроме того, Комиссия Тюменского УФАС России обращает внимание, на тот факт, что в рассматриваемом случае объектом закупки является не приобретение программного обеспечения, а продление неисключительного права использования программы, имеющейся у заказчика.
Таким образом, заказчик правомерно не включил в описание объекта закупки слова "или эквивалент".
С учетом изложенного в действиях заказчика по описанию объекта закупки отсутствуют нарушения положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Также Заказчиком в Извещении о закупке, проекте договора (Приложение N 2 к извещению) не установлена обязанность Участника закупки быть Правообладателем программы для ЭВМ. Таким образом, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе не являющееся правообладателем, действующее на основании лицензионного соглашения с правообладателем.
Учитывая изложенное, Комиссия признает необоснованными доводы жалобы заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Компания "Тензор" на действия ГБУЗ ТО "Станция скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по продлению неисключительного права использования программы для ЭВМ "АС "Кабинет УЦ", предназначенной для взаимодействия Заказчика с Удостоверяющим центром (реестровый номер закупки: 0167200003424000322), необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
-------------------------------------------
*(1) Эквивалент не предусмотрен, так как Заказчик приобретает продление права установленной и используемой у Заказчика программы для ЭВМ "АС "Кабинет УЦ". Номер реестровой записи программного обеспечения в Реестре Российского программного обеспечения N8912 от 21.01.2021 г.
*(2)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 14 февраля 2024 г. N 072/06/44/17/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2024