Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок - Гареев Д.Р.;
специалист 1 разряда отдела контроля закупок - Шайхуллин В.Э.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ
- в присутствии представителя.
Заявитель: ООО "Форпост-Мед"
- Петрова Е.Е. (доверенность)
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступили жалобы от ООО "Форпост-Мед" (вх. 2152/24, 2151/24, 2148/24, 2147/24 от 09.02.2024) на действия Заказчика в лице Отделение фонда
пенсионного и социального страхования РФ по РБ при определении поставщика путем проведения закупок N0201100003824000024, 0201100003824000046, 0201100003824000049, 0201100003824000043, 0201100003824000050.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалобы поданы в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупкам N0201100003824000024, 0201100003824000046, 0201100003824000049, 0201100003824000043, 0201100003824000050.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что соглашение о проведении совместной закупки заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и N44-Федеральным законом до начала осуществления закупки. Указанное Соглашение в составе аукционной документации отсутствует. Отделения СФР могут принимать участие либо в совместных закупках, либо в централизованных закупках. Указанная закупка не относится ни к совместной закупке, ни к централизованной закупке. Таким образом, у Заказчика - Отделения Фонда по Республике Башкортостан отсутствуют законные основания для проведения закупки по всему Федеральному округу, и для принятия за другие Отделения фонда, бюджетные обязательства. Объединение в один лот поставку технических средств реабилитации по всему Федеральному округу, приводит к увеличению НМЦК, суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения государственного контракта, что не позволяет принять участие в аукционе субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, а также иным организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. Так же, в проекте ГК предусмотрено привлечение соисполнителей из числа СМП и СОНО в объеме 25% от цены контракта. Заказчик, устанавливая такие обязательства для Поставщика по исполнению контракта, не оценил рыночные условия и установил заранее неисполнимые противоречивые требования для поставщика. Приказом N1811 ДСП от 28.09.2023 г. Отделение фонда по Республике Башкортостан наделено от имени Центрального Фонда полномочиями по планированию и осуществлению закупок ТСР, по округам и по стране в целом. Фактически забирает полномочия у Отделений фонда других регионов, которые ранее всегда проводили закупки конкурентным способом каждый в своем регионе. После этого Отделение фонда по Республике Башкортостан привлекает (эти же Отделения фонда всего федерального округа) для исполнения обязательств в ходе исполнения Контракта. Передавать обязанности по Контракту частично, невозможно.
В соответствии с ч. 22 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (далее - Фонд) Фонд осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через территориальные органы Фонда и подведомственные Фонду учреждения.
Приказом Фонда от 28.09.2023 N 1811 ДСП Отделение СФР по Республике Башкортостан наделено от имени Фонда полномочиями по планированию и осуществлению закупок TCP, проводимых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления расходов по предоставлению инвалидам TCP и услуг и обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), ПОИ в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Отделению СФР Республики Башкортостан как получателю средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год, с правом заключения государственных контрактов, их исполнения, в том числе приемки товаров, выполненных работ, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, а также отдельных этапов исполнения государственных контрактов, для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Российской Федерации (далее - приказ).
Заключение одного государственного контракта на поставку TCP на всей территории Российской Федерации не противоречит положениям законодательства о контрактной системе. Указанное подтверждается письмом Федерального казначейства от 10.08.2023 N20-01-03/22469.
В соответствии с Законом о контрактной системе Заказчик самостоятельно определяет предмет закупки исходя из потребности Заказчика в товарах, работах, услугах, необходимых для выполнения его функций и полномочий, достижения целей государственных программ, которые обеспечиваются за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перед Социальным Фондом России стоит задача по исполнению принятых на себя социальных обязательств по обеспечению инвалидов TCP ежедневного потребления.
Заказчик осуществляет закупки TCP и ПОИ за счет средств межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления расходов по предоставлению инвалидам TCP и услуг и обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), ПОИ в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Заказчику как получателю средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год.
Обеспечение инвалидов TCP и ПОИ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Правилами обеспечения инвалидов TCP и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) ПОИ, утвержденными правительством Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" (далее - Правила).
Лица, признанные инвалидами, в соответствии с указанными Правилами на основании индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида, разрабатываемых учреждениями медико-социальной экспертизы, обеспечиваются TCP и ПОИ, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду".
Предпосылками к размещению Закупки способствовали следующие обстоятельства и факторы. Осуществление закупки с поставкой товара в Федеральные округа Российской Федерации обусловлено необходимостью достижения основного принципа контрактной системы: ответственности Заказчика за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, то есть при планировании и осуществлении закупок заказчик должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд. Кроме того, поставка товара в Федеральные округа Российской Федерации путем проведения аукциона в электронной форме является прозрачным открытым конкурентным способом закупки, отвечающим принципу эффективности осуществления закупок, проведение указанной закупки не противоречит действующему законодательству. Отрасль по поставке специальных средств при нарушениях функций выделения не лицензируема, поэтому поставщиками могут выступать различные компании, деятельность которых не направлена на реабилитационные мероприятия инвалидов. Организованные территориальными органами СФР независимые экспертизы качества поставляемых TCP в рамках исполнения контрактов с большим падением при закупках показали, что поставщик обеспечивает инвалидов TCP ненадлежащего качества. Инвалиды, родители детей- инвалидов ожидаемо отказываются от предлагаемых TCP, и, как следствие, такие контракты исполняются не в полном объеме. Данная закупка позволит повысить контроль качества исполнения государственного контракта в части бесперебойного и своевременного обеспечения инвалидов TCP в целях соблюдения требований пункта 5 Правил.
Единый государственный контракт позволит избежать проблем, связанных с длительностью проведения закупочных процедур, когда в случае невыполнения исполнителями своих обязательств и при наличии необеспеченных инвалидов, территориальному органу Фонда необходимо было в сжатые сроки организовывать проведение новых конкурентных процедур (особенно в конце года). Централизованный контракт заключается для обеспечения инвалидов по всей стране и направлен на обеспечение TCP в установленные государственным контрактом сроки.
Проводимая конкурентная процедура направлена на обеспечение людей с ограниченными возможностями, что поможет им социализироваться в обществе и вести привычный для нас уровень жизни.
По вопросу установления требования о привлечении к исполнению контракта соисполнителей из числа СМП и СОНО в объеме 25 % от цены государственного контракта. Законодательство о контрактной системе не регулирует вопрос предельного размера привлечения СМП и СОНО, поэтому установление размера привлечения 25% не ущемляет прав участников. Кроме того, Заказчик исходил из необходимости достижения установленного законодательством объема привлечения СМП и СОНО.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок.
По вопросу установления дополнительных требований (ч. 2.1. ст 31 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с постановлением Правительства РФ N2571 следует установить, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются информация и документы, предусмотренные хотя бы одним из следующих подпунктов:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
По вопросу привлечения отделений Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в субъектах РФ.
Доводы заявителя о невозможности исполнения Заказчиком своих обязательств по контракту в надлежащие сроки в части оплаты товара, контроля наличия товара на складе, осуществления контроля за порядком и сроками поставки товара, осуществления выборочной проверки поставляемого товара являются несостоятельными, поскольку в Описании объекта закупки (приложение N 1 к контракту) указаны особые условия исполнения контракта, где изложен порядок взаимодействия территориального Отделения Фонда, поставщика и Заказчика.
Приказом Фонда от 28.09.2023 N 1811 ДСП утвержден Порядок взаимодействия территориальных органов СФР, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан и структурных подразделений СФР при планировании и осуществления закупок технических средств реабилитации. Заказчиком по контрактам (в случае их заключения) является ОСФР по Республике Башкортостан. Заказчик подписывает документы о приемке, осуществляет оплату по заключенным контрактам. Также за Заказчиком остается вся претензионная работа в случае нарушения поставщиками обязательств по контрактам.
В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчик, устанавливая такие обязательства для Поставщика по исполнению контракта, не оценил рыночные условия и установил заранее неисполнимые противоречивые требования для поставщика. Следует заметить, что на запрос ценовой информации Заказчика подано 3-5 коммерческих предложений от потенциальных участников закупки, что может свидетельствовать об их готовности принять участие в закупке, а также об отсутствии ограничения конкуренции в закупке.
Заявитель документы, доказательства, подтверждающие доводы жалоб, не представил.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что требуемая длина катетера в диапазоне 50 см не соответствует ГОСТ Р59449-2021.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описанием объекта закупки предусмотрена поставка медицинского изделия - Наборы - мочеприемники для самокатетеризации: мешок - мочеприемник, катетер лубрицированный для самокатетеризации, в том числе со следующими характеристиками:
N п/п |
Наименование Товара |
КТРУ/ ОКПД2 |
Кол-во, шт. |
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
1 |
Наименование по коду КТРУ: Набор для однократной катетеризации уретры для самостоятельного применения, одноразового использования |
32.50.13.110-00003237/ 32.50.13.110 |
404 143
|
Наименование технического средства реабилитации по Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2018 N 86н |
Наборы - мочеприемники для самокатетеризации: мешок - мочеприемник, катетер лубрицированный для самокатетеризации |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Набор для самокатетеризации, состоит из лубрицированного катетера и соединённого с ним мочеприёмника (мешка) |
Да |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||
Активация набора |
Готовый к употреблению или требующий активации |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение |
||||
Специальная упаковка набора позволяет проводить катетеризацию, не касаясь катетера руками, имеет прозрачный мочеприёмник с нанесённой градуировкой |
Да |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||
Объем мочеприёмника, Кубический сантиметр;^миллилитр (см[3*];^мл) |
от 700 и до 1500 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение |
||||
Тип |
Нелатон |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||
Стерильный |
Да |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||
Однократное применение |
Да |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||
Размер по Шарьеру |
размер 6-мужской - 720 шт. размер 8-мужской - 3 600 шт. размер 8- женский - 3 410 шт. размер 10-мужской - 25 670 шт. размер 10-женский - 11 040 шт. размер 12-мужской - 163 416 шт. размер 12-женский - 61 752 шт. размер 14-мужской - 94 977 шт. размер 14-женский - 15 636 шт. размер 16-мужской - 11 870 шт. размер 16-женский - 5 398 шт. размер 18-мужской - 4 676 шт. размер 18-женский - 1 978 шт. |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||
Длина катетера, сантиметр |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение |
Заказчик в возражении указывает, Заявитель ссылается на ГОСТ Р59449-2021. Данный ГОСТ Заказчик не указывал в Описании объекта закупки (Технические требования). Данный ГОСТ применим к средствам ухода за мочевыми стомами, при недержании мочи у мужчин, при задержке мочи. Объектом закупок являются наборы для женщин и мужчин. Кроме того, размер длины катетера "50" см. присутствует у производителя "Б.Браун Медикал С.А.С.", Франция. В целях соблюдения принципа конкуренции и максимального количества участия участников в закупке указано - длина катетера, сантиметр "не более 50".Соответственно применение ГОСТ Р59449-2021 привело бы к ограничению количества потенциальных участников аукциона. Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в закупке (раздел II Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе (приложение N3 к извещению) если в Описании объекта закупки при описании характеристик закупаемого товара используется словосочетание "не более", (например: Длина катетера, сантиметр: не более 50), то участник закупки должен указать конкретное значение (одно или несколько значений через запятую), равное или менее указанного, при этом словосочетание "не более" исключается. Таким образом, Заказчик обеспечил участнику закупки возможность указать в заявке на участие в закупке более одного размера длины катетера.
Комиссией было установлено, что требования, указанные в описании объекта закупки не ограничивают количество потенциальных участников аукциона.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Форпост-Мед" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Гареев Д.Р.
Шайхуллин В.Э.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шайхуллин В.Э.
тел.(347)2163354, 002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 15 февраля 2024 г. N ТО002/06/106-191/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2024