Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
от ГБУ ЛО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Заказчик):
от ООО "ИНТЭЧ ТЕХНОЛОДЖИ" (далее - Участник, Предприниматель, Общество, Исполнитель):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об ООО "ИНТЭЧ ТЕХНОЛОДЖИ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Из материалов дела следует, что Заказчиком 26.10.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0145200000423001165 на оказание услуг по технической поддержке и сопровождению аппаратно-программного комплекса адаптированной системы управления очередью ГБУ ЛО "МФЦ" (далее - электронный аукцон).
По результатам электронного аукциона между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 48 от 20.11.2023 (далее - Контракт).
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 01.02.2024, Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
В результате чего, заседание Комиссии проходило 19.02.2024 в 09:15 в формате видеоконференцсвязи.
Однако, в связи с необходимостью приобщения части документов, а также дополнительного изучения материалов дела, которые имеют решающие значение в рассматриваемом деле, Комиссия сделала перерыв в заседании с повторным вызовом сторон в формате видеоконференцсвязи, заседание продолжилось 19.02.2024 в 16:00, Участник и Заказчик обеспечили явку.
Комиссия Ленинградского УФАС, оценив представленные документы и пояснения, пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 13.1. Контракта установлено, что Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из существа обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта принято в связи с тем, что по состоянию на 31.01.2024 ни одна заявка не исполнена, услуги не оказывались.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает данную позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств, нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
По Контракту:
- 1.1. Исполнитель обязуется собственными силами и (или) с привлечением соисполнителей своевременно оказать услуги по технической поддержке и сопровождению аппаратно-программного комплекса адаптированной системы управления очередью ГБУ ЛО "МФЦ" (далее - "Услуги"), а Заказчик обязуется принять оказанные Услуги, оказанные надлежащим образом и оплатить в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
- Согласно пп. 1 пункта 3 Контракта, Исполнитель обязан оказать услуги собственными силами в соответствии с Описанием объекта закупки в предусмотренный Контрактом срок. Объектом обслуживания Исполнителем является оборудование и программное обеспечение фирмы QMATIC.
- Согласно пп. 11 пункта 3.3 Контракта, работники Исполнителя, оказывающие услуги, должны иметь право осуществлять обслуживание оборудования и программного обеспечения QMATIC, перечисленного в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки, путем предоставления заверенных копий соответствующих свидетельств и/или сертификатов, выданных компанией производителем и/или организацией, уполномоченной компанией производителем на выдачу таких документов и соглашения с Q-MATIC AB о техническом обслуживании и неограниченной поддержке АПК СУО Заказчика, действующих на весь период оказания услуг настоящего Контракта. Документальное подтверждение предоставляется Заказчику в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты запроса.
- пп. 10 пункта 3.2 Контракта обязывает Исполнителя немедленно предупреждать Заказчика при обнаружении не зависящих от Исполнителя обстоятельств, которые грозят годности оказываемых услуг либо создают невозможность их завершения в срок.
- Срок оказания Услуг, в соответствии с п. 4.2 Контракта с 01.01.2024 по 31.10.2024.
- Приложение N3 к Описанию объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) регламентирует порядок оказания услуг (далее - Регламент). Согласно положениям Регламента:
Запросы (заявки) подаются по электронной почте или по телефону "горячей линии". Исполнитель обязан проинформировать Заказчика о номере телефона "горячей линии", факса, адресе электронной почты в первый рабочий день оказания услуг. Прием заявок и консультирование пользователей в режиме "горячей линии" осуществляется 7 (семь) дней в неделю с 9.00 до 21 .OO. Замена оборудования АПК СУО (аппаратно-программный комплекс адаптированной системы управлению очередью, для которой оказываются услуги по его сопровождению) производится в нерабочее время Заказчика в период с 21.30 до 8.30
Исполнитель должен обеспечить следующее время решения заявки:
Уровень критичности |
Описание |
Максимальное время первичной еакции |
Максимальное время решения заявки |
Уровень 1 Наивысший |
АПК СУО не может исполнять ни одну из своих функций |
В течение 10 минут с момента получения заявки |
30 (тридцать) минут |
Уровень 2 Высокий |
АПК СУО в целом работоспособен, но одна (или несколько) функций не полностью выполняется |
В течение 20 минут с момента получения заявки |
1 (один) час |
Уровень З Средний |
АПК СУО в целом работоспособен, но одна (или несколько) из ее функций полностью (или частично) не выполняется, а также если эта функция выполняется с ограничениями, не отраженными в документации или в иных информационных материалах по АПК СУО |
В течение 30 минут с момента получения заявки |
8 (восемь) восемь часов |
Уровень 4 Низкий |
Ситуация, при которой необходимо предоставление справочной информации и рекомендаций по работе с АПК СУО и отчетами |
В течение 4 часов с момента получения заявки |
1 (один) рабочий день |
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующую хронологию событий.
20.11.2023 стороны заключили Контракт.
24.11.2023 ООО "Интэч Технолоджи" проинформировало Заказчика о том, что для предоставления соответствующих свидетельств и/или сертификатов, выданных компанией производителем Q-MATIC AB, который находится в Швеции, Исполнителем предприняты меры для заключения партнерского соглашения с субподрядной организацией, а именно: направлено обращение и проведены переговоры, но на 24.11.2023, однако ответа на официальный запрос получено не было (исх. письмо N КЕВ 2023/1711/1 от 17.11.2023 г.).
В период с 09.01.2024 по 15.01.2024 ГБУ ЛО "МФЦ" в соответствии с условиями Контракта в адрес ООО "Интэч Технолоджи" (электронные почты: a.dmitriev@intech24.ru, a.karnackiy@intech24.ru, in.tehnology@intech24.ru) направило 21 заявку об устранении неполадок в работе АПК СУО, которые не были исполнены.
В соответствии с п. 12.2 Контракта, Заказчиком в адрес Исполнителя направлено письмо N ИСХ-З0/2О24 от 15.01.2024 с использованием ЕИС с требованием устранить неполадки.
11.01.2024 ООО "Интэч Технолоджи" направило в адрес ГБУ ЛО "МФЦ" письмо N КАА 2024/1101/1, в котором обязуется оказать услуги и оплатить неустойку, а также просит согласовать к привлечению к выполнению Контракта ООО "КЮ-СИСТЕМС".
В ответ на данные письма Заказчиком было направлено письмо от 17.01.2024 N ИСХ-71/2О24, в котором указано, что выбор и привлечение соисполнителя является правом Исполнителя и согласование соисполнителя в рамках заключенного Контракта не предусмотрено.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято 01.02.2024.
Комиссия установила, что информация размещена в ЕИС, из материалов дела следует, что Участник был уведомлен надлежащим образом.
Вместе с тем, Участник пояснил Комиссии, что он имел уверенность в том, что он сможет выполнить все обязательства должным образом и в установленные сроки, согласно договоренности между Исполнителем и ООО "КЮ-СИСТЕМС СОЛЮШЕНС".
Однако, уже после заключения Контракта ООО "КЮ-СИСТЕМС СОЛЮШЕНС" перестало выходить на связь, и Исполнитель начал искать нового партнера, который бы имел необходимые сертификаты/свидетельства от фирмы Q-MATIC AB.
Участник при этом также просил обратить внимание Комиссии, что Q-MATIC AB - это шведская компания, из-за внешне-политической обстановки в мире между Россией и иностранными государствами, ввиду введенных санкций, некоторые организации покинули российский рынок и на связь напрямую не выходят, ввиду чего получить сертификаты на обслуживание оборудования почти невозможно, как и найти фирмы-партнёров с уже действующими сертификатами/свидетельствами от Q-MATIC AB.
Более того, Участник просил обратить внимание, что готов понести ответственность в виде штрафных санкций, однако считает, что исключительная мера в виде включения в РНП к нему явно несоразмерна, поскольку в условиях международной ситуации не мог предвидеть наступления обстоятельств исключающих возможность приступить к услугам.
Учитывая позицию Заказчика и Участника, Комиссия сделала перерыв в заседании, при этом после перерыва от Заказчика в материалы дела представлено письмо о выставлении штрафных санкций к Предпринимателю (ИСХ-108/2024 от 25.01.2024), от Участника в материалы дела представлены доказательства их оплаты на сумму 96981.96 рублей по платежному поручению N328 от 19.02.2024.
Кроме того, Участник приобщил в материалы дела доказательства того, что в настоящее время производитель оборудования Q-MATIC AB в Швеции, в настоящее время отказывает всем российским хозяйствующим субъектам в партнерстве, в связи с введенными санкциями.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта.
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия считает необходимым особо отметить, что полностью принимает позицию Заказчика о том, что при исполнении Контракта наступили обстоятельства, являющиеся для Заказчика основанием для принятия решения об одностороннем отказе, поскольку нарушены сроки исполнения обязательств.
Тем не менее, в настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, Комиссия не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика (в том числе правомерным) без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта для применения к нему такой меры публично-правовой ответственности.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком (в том числе правомерное), не означает автоматическое включение Участника в РНП.
Комиссия в данном деле отмечает, что не разрешает спор между сторонами, Комиссия, лишь в ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела, находит подтверждение доказательств того, что Участник стремился выполнить обязательства, а также был заинтересован в исполнении Контракта взаимодействуя с Заказчиком, позднее оплатив выставленные штрафные санкции.
То есть с одной стороны, Комиссия поддерживает позицию Заказчика при принятии одностороннего отказа поскольку материалами дела подтверждается, что заявки не исполнялись.
С другой стороны, Комиссия, принимает доводы представителя Участника о возникших сложностях, связанных с особой международной ситуацией и исходит из того, что положениями Контракта предусмотрено применение к Обществу гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что может является, в данном случае, достаточной мерой по сравнению с санкцией в виде включения сведений в РНП.
При этом после объявленного перерыва, представитель Общества приобщил в материалы дела Ленинградского УФАС России доказательства оплаты выставленных штрафов Заказчиком, тем самым подтверждая свои слова, что действительно нарушение сроков по заявкам имело место быть и готовность понести финансовую ответственность.
В свою очередь Комиссия, анализируя последовательность действий Участника, исходит из того, что применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года невозможно без рассмотрения дела с учетом всех обстоятельств и фактов.
А в ходе анализа всех документов в материалах дела в своей совокупности находят свое подтверждение факты того, что Участник все же стремился выполнить свои обязательства по Контракту.
То есть, Комиссия принимает довод Участника о том, что действий (бездействия) на намеренное уклонение от обязательств им не предпринималось.
А в материалах дела, Комиссия находит письма и документы, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства, также был заинтересован в исполнении Контракта, информировал о данных обстоятельствах Заказчика.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает, что период исполнения Контракта в настоящем деле действительно приходятся на период недружественных действий со стороны иных стран.
В связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ 21.03.2022 N 417, разработанного Минфином России, Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, изготовил письмо о следующем (от 08.04.2022 N 24-01-09/29768): "В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе расторгнуть контракт путем принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Если по результатам рассмотрения обращения заказчика будет установлено, что надлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, информация о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежит включению в Реестр.
В частности, в соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Правил к таким обстоятельствам непреодолимой силы относится введение:
политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц;
иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Учитывая изложенное, если введение санкций повлекло невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта и, как следствие, расторжение с ним контракта и направление заказчиком в уполномоченный орган обращения о включении информации в Реестр, представляется целесообразным такому поставщику (подрядчику, исполнителю) с целью обеспечения защиты своих прав и законных интересов принять участие в заседании комиссии уполномоченного органа с представлением информации и документов, подтверждающих, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций.
К таким информации и документам могут быть отнесены любые информация и документы, содержание которых позволяет определить причинно-следственную связь между санкциями и невозможностью надлежащего исполнения контракта (то есть, последовательно развивающиеся события между введением таких санкций до невозможности надлежащего исполнения контракта)".
В настоящем деле, Комиссия учитывает и принимает во внимание все сложности и обстоятельства, с которыми сталкиваются Участники, Заказчики, банковские службы, операторы электронных площадок, органы законодательной, исполнительной и судебной власти в связи с особой международной ситуацией.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами" распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 430-р утвержден перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц.
На дату рассмотрения дела, Швеция, как государство член Европейского союза, включено в перечень стран распоряжения Правительства Российской Федерации N 430-р.
Комиссия, в настоящем деле руководствуется тем, что о вышеуказанных обстоятельствах Общество информировало Заказчика, а также представитель присутствовал у Заказчика и просил посодействовать в поиске субподрядчика с необходимым разрешением производителя.
То есть, введенные санкции действительно создали дополнительные сложности при исполнении данного Контракта, что невозможно было предвидеть даже при надлежащей степени заботливости и осмотрительности.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков, Участник документально подтвердил свою позицию и обосновал связь длящегося влияния международной ситуации, как и принятие от него разумно ожидаемых мер.
Таким образом, Комиссия усматривает, что на исполнение Контракта Участником действительно могли повлиять вышеуказанные обстоятельства, а неисполнение обязательств следствием не его прямого желания уклониться от исполнения Контракта, а оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Исходя из того, что финансовую ответственность Общество добровольно понесло, Комиссия считает, что дополнительно задействовать санкцию в виде включения сведений об Участнике в РНП в данном конкретном деле нецелесообразно, с учетом всех сложностей с которыми сталкиваются хозяйствующие субъекты России в условиях санкций.
2) Комиссия основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан, в том числе, факт осуществления последней каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных действий Участника, которые имели намерение не исполнить обязательства по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Участника сознательного неисполнения Контракта вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на Общество обязательств в рамках заключенного Контракта.
Таким образом, Комиссия не выявляет нарушений Закона о контрактной системе со стороны Заказчика, но при изучении материалов дела не находит безусловных действий (бездействия) Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "ИНТЭЧ ТЕХНОЛОДЖИ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 19 февраля 2024 г. N 047/10/104-280/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2024