На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федеральной службы войск национальной гвардии (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку топливозаправщика аэродромного (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0195400000220000486) (далее соответственно - Извещение, Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99
Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 14.02.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 21.02.2024.
В соответствии с документацией об осуществлении Аукциона (далее - Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 19.10.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 98 196 796, 80 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 03.11.2020;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата проведения процедуры подачи ценовых предложений - 02.11.2023;
8) в период проведения процедуры подачи ценовых предложений 2 участника закупки подавали предложение о цене контракта;
9) по результатам рассмотрения заявок 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным Извещением и Законом о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признан Участник с предложением о цене контракта в размере 93 777 940, 89 руб. (далее - Победитель);
Согласно Извещению закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе).
Частью 21 статьи 22 Закона о контрактной системе (далее в редакции, действующей на момент размещения Извещения) установлено,что особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии с Законом о государственном оборонном заказе.
На основании части 1 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о государственном оборонном заказе.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков),а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона о государственном оборонном заказе государственный заказчик формирует начальную (максимальную) цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров.
Согласно части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров.
Частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров в соответствии с частью 18 статьи 22 Закона о контрактной системе, информация о ценах товаров, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров в единой информационной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком с целью обоснования начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), письмом от 13.08.2020 N 21/3855 направлен запрос о предоставлении информации о стоимости товара в адрес десяти потенциальных поставщиков (далее - Запрос), а именно: ООО "Завод СпецМаш", АО "Завод специальной техники", ООО "ПКФ Спецдормаш", ООО "Завод ГРАЗ", ЗАО НПО "Авиатехнология", ООО "ДКДжет", ООО "НПО Агрегат", ОАО "Жуковский машиностроительный завод", ООО "Вектор", ООО "Производственная компания "Техинком-Автомаш".
Вместе с тем Комиссией установлено, что Заказчиком при расчете НМЦК использовано коммерческое предложение ООО "ТЗК Туполев Сервис", направленное письмом от 19.08.2020 N 102/8 (далее - Коммерческое предложение).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Коммерческое предложение получено по результатам размещения запроса цен товаров от 12.08.2020 N 0195400000220000403 в ЕИС.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Коммерческое предложение поступило в ответ на Запрос.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 22 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанное нарушение истек.
2. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Постановления N 616 установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 Постановления N 616 запреты не применяются в случае проведения закупки, осуществляемой Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и подведомственными им организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 52 - 57, 73 - 75 и 81 Перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 - 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей).
Так, в пункт 104 Перечня включен товар с кодом ОКПД2 29.10.59.230 "Средства транспортные для перевозки нефтепродуктов".
На заседании Комиссии установлено, что согласно сведениям ЕИС объектом закупки является поставка топливозаправщиков аэродромных (далее - Товар),с кодом ОКПД2 29.10.59.230 "Средства транспортные для перевозки нефтепродуктов", содержащегося в Перечне. При этом Заказчиком указанный запрет на допуск промышленных товаров в Документации и извещении об осуществлении закупки не установлен.
Вместе с тем на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил,что Заказчиком в отношении Товара не установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в силу исключения, установленного подпунктом "д" пункта 3 Постановления N 616.
Исходя из совокупного толкования норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок в отношении объекта Аукциона должен быть установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 616.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика,не установившего в Документации и извещении о проведении закупки запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанное нарушение истек.
3. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в описании объекта закупки Документации установлен показатель "Относительная погрешность измерения счетчика жидкости для разового и суммарного учета, при заправке топлива" (далее - Показатель) со значением Показателя "не более 0,15".
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что положения инструкции Документации не позволяют однозначно определить порядок указания показателей со значениями (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего положения инструкции Документации, не позволяющие однозначным образом определить порядок заполнения сведений в отношении значения Показателя, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанное нарушение истек.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14, части 5 статьи 22, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. В связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности материалы от 21.02.2024 по делу N П-56/24 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 февраля 2024 г. N П-56/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2024