Резолютивная часть решения оглашена 20 февраля 2024 года
Решение в полном объеме изготовлено 26 февраля 2024 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии представителей сторон:
Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" -
Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области" (ГКУ "ЦМТХОД") -
ИП Болдырев К.Д. - лично,
рассмотрев жалобу ИП Болдырева К.Д. на действия Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области" при проведении электронного аукциона на поставку многофункциональных устройств (номер извещения N 0853500000324000478),
УСТАНОВИЛА:
13 февраля 2024 г. в Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему (далее - ЕИС) поступила жалоба ИП Болдырева К.Д. на действия Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку многофункциональных устройств (номер извещения N 0853500000324000478).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган) выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представитель Заявителя доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснив, что в описании объекта закупки Заказчиком было установлено требование: "Способ подключения: Картридер". Указанное требование, по мнению Заявителя, является нарушением положений ст. 12, ст. 19, ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку приводит к удорожанию устройства. В обоснование своей позиции по делу Заявитель указал, что Министерством образования Белгородской области по аналогичной закупке заключен контракт с реестровым номером N 2312331699423000062, где заказчик не требует наличие подобного способа подключения. Также Заявитель представил в качестве обоснования своих доводов, в том числе, таблицу с характеристиками МФУ Pantum BM5100ADN, скриншот с сайта ООО "ОнЛайн Трейд", счет ООО "ОнЛайн Трейд" на оплату N СВ020086470 от 15.02.2024 г. на МФУ Pantum BM5100ADN. В ходе рассмотрения дела Заявитель сослался на то, что характеристики товара прописаны таким образом, что им соответствует только товар одного производителя Kyocera.
Представители Заказчика жалобу просили признать необоснованной, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных пояснениях, указав на следующее. Целью деятельности ГКУ "ЦМТХОД" является материально-техническое, хозяйственное, транспортное, эксплуатационное обеспечение деятельности министерства социального развития Оренбургской области, ГКУ "ЦСПН" и ГКУ "Государственное юридическое бюро Оренбургской области. Данная закупка МФУ производится для нужд Министерства социального развития Оренбургской области, конкретно для отдела опеки и попечительства. Специалисты отдела территориально находятся во всех районах Оренбургской области. В отделе опеки и попечительства министерства отсутствуют персональные компьютеры и ноутбуки, специалисты министерства работают на терминальных станциях, подключение к которым производится посредством тонких клиентов, где отключены все порты подключения внешних носителей, в том числе картридеры, в соответствии с приказами министерства социального развития Оренбургской области по информационной безопасности N 365 от 29.05.2023 года "Об утверждении инструкций по информационной безопасности при работе с ГАНС ЭСРН" и N384 от 02.06.2023 г. "Об утверждении инструкции по организации учета, использования и уничтожения цифровых носителей конфиденциальной информации в министерстве социального развития Оренбургской области". Но так как специалисты отдела опеки, в соответствии со своими должностными обязанностями, проводят работу по обследованию условий проживания недееспособных граждан, находящихся под опекой, и фиксируют это на мобильный телефон с картой памяти, посредством картридера в МФУ печатают фото, либо с этого МФУ электронной почтой, по защищенному каналу, направляют материалы начальнику отдела опеки и попечительства в Оренбург. Таким образом, такая характеристика, как способ подключения "картридер", указанная в техническом задании, не является избыточной, а необходима для работы сотрудникам министерства. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничение по включению в аукционную документацию параметров КТРУ (каталог товаров, работ и услуг), размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru, являющихся значимыми для заказчика, а данная позиция тип подключения - картридер присутствует в КТРУ для закупок многофункциональных устройств.
Представители Заказчика просили обратить внимание Комиссии Оренбургского УФАС России на тот факт, что во время проведения процедуры по закупке было подано 9 заявок от потенциальных поставщиков, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции в данной закупке. Закупка МФУ была ранее согласована с Министерством цифрового развития и связи Оренбургской области (письмо МЦР/2646-18 от 17.08.2023 г.)
Представитель Уполномоченного органа жалобу просил признать необоснованной, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных пояснениях, указав на следующее.
Функциональные и технические характеристики приобретаемого товара, с учетом положений ст. 33 Закона, п. 4 Правил использования КТРУ - установлены Заказчиком с учетом предусмотренных характеристик Каталога товаров работ и услуг (код позиции согласно извещению "Многофункциональное устройство (МФУ) - 26.20.18.000-00000069" исходя из собственных потребностей и специфики деятельности, для осуществления которой закупаются такие МФУ. Обжалуемая Заявителем характеристика "Способ подключения", является обязательной для использования Заказчиком и установлена, исходя из тех вариантов значений, которые предусмотрены КТРУ по выбранной позиции.
Кроме того, представитель Уполномоченного органа просил обратить внимание на тот факт, что характеристика "Способ подключения", предусмотренная Каталогом, является изменяемой, в частности, предусматривает возможность множественного выбора значений, установленных Каталогом. С учетом методологии разработки каталога Минфином России и Федеральным казначейством предусмотрены три вида характеристик, одна из которых - "изменяемая заказчиком (множественный выбор)" позволяет заказчику выбрать одно или несколько значений характеристики (Письмо Минфина России от 7 сентября 2020 г. N 24-06-07/78128 "О рассмотрении обращения").
Соответственно, установление Заказчиком три варианта способа подключения МФУ: USB, LAN, Картридер - не является нарушением положений законодательства о контрактной системе. Настоящие значения выбраны Заказчиком исходя из своих нужд и потребностей с учетом специфики деятельности, тех органов социального обеспечения для которых осуществляется закупка настоящих МФУ.
Относительно иных доводов Заявителя о том, что "_у Заказчика отсутствуют на балансе мобильные телефоны и карты памяти для них", а также о том, что "такие устройства могут быть впоследствии заражены вирусом и т.д_" являются субъективными, основанными лишь на предположениях Заявителя и не подкреплеными положениями законодательства.
Также представитель Уполномоченного органа указал, что, исходя из содержания жалобы, Заявитель является поставщиком МФУ торговой марки Pantum, соответственно, целью обжалования положений закупки является - обязание Заказчика установить такие технические и функциональные характеристики поставляемого товара, которые, в том числе, могут соответствовать характеристикам поставляемого им товара.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
07.02.2024 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru Заказчиком было размещено извещение об электронном аукционе на поставку многофункциональных устройств (номер извещения N 0853500000324000478, ИКЗ 242561021917756090100100060012620242).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3300000,17 рублей.
Закупка осуществляется при содействии Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок", являющегося Уполномоченным органом в соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков Оренбургской области с Государственным казенным учреждением Оренбургской области "Центр организации закупок" при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2016 г. N 1010-п.
Срок окончания подачи заявок 15.02.2024 09:00 (МСК+2).
В соответствии с Протоколом подачи ценовых предложений от 15.02.2024 NЦПА1, Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.02.2024 NИЭА1 по окончания срока подачи заявок, на участие в аукционе было подано 9 заявок.
Законом о контрактной системе урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, проведения открытого аукциона в электронной форме.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе).
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов ( в том числе, путем проведения открытого аукциона в электронной форме) заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную пп.1-23 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона о контрактной системе, должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, п. 2 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Пунктами 4, 5, 6 и 7 Правил использования КТРУ установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам и услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Так, согласно извещению, объектом закупки является, поставка многофункционального устройства (МФУ), в том числе, с характеристикой: "Способ подключения: "Картридер".
Функциональные и технические характеристики приобретаемого товара, с учетом положений ст. 33 Закона, п. 4 Правил использования КТРУ - установлены Заказчиком с учетом предусмотренных характеристик Каталога товаров работ и услуг (код позиции согласно извещению "Многофункциональное устройство (МФУ) - 26.20.18.000-00000069". Обжалуемая Заявителем характеристика, предусмотренная в описании объекта закупки "Способ подключения" является обязательной для использования Заказчиком и установлена исходя из тех вариантов значений, которые предусмотрены КТРУ по выбранной позиции. Каталогом по указанной позиции характеристика "Способ подключения" является изменяемой заказчиком, в частности, предусматривает возможность множественного выбора значений.
В извещении (Техническом задании) определены функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара, позволяющих определить соответствие закупаемого товара установленным Заказчиком требованиям, которые должны быть представлены участником закупки.
Формируя описание объекта закупки, Заказчик руководствуется существующей потребностью, возникшей с осуществлением основной деятельности лечебным учреждением на основе многолетнего опыта врачей в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Исходя из смысла пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
В данном случае, Заказчиком в извещении (Техническом задании) установлены требования к товару, подлежащему поставке в соответствии с условиями извещения, с учетом потребностей и, исходя из специфики назначения.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить интересующий Заказчика товар, не понимание отдельных позиций отдельными участниками закупки, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки или неверном составлении извещения об осуществлении такой закупки.
Исходя из толкования положений ст. 105 Закона о контрактной системе, жалоба Заявителя должна содержать доводы и документы, подтверждающие их обоснованность. Заявителем не представлено доказательств и не заявлено обоснованных доводов по вышеуказанной позиции, свидетельствующих о нарушении законодательства при подобном изложении тех или иных характеристик, невозможности подачи предложения по закупке. Кроме того, Комиссией также учтен тот факт, что на участие в закупке подано 9 заявок.
Изучив данные положения Технического задания, с учетом пояснений представителей Заказчика и Уполномоченного органа, Комиссия Оренбургского УФАС России нарушений положений п. 1 ч. 1 ст. 33, ст. 12, ст. 19 Закона о контрактной системе при изложении требований, характеристик по данным позициям в действиях Заказчика не усматривает.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Болдырева К.Д. на действия Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области" при проведении электронного аукциона на поставку многофункциональных устройств (номер извещения N 0853500000324000478), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 20 февраля 2024 г. N 056/06/106-136/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.02.2024