В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 71/24 от 20.02.2024 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции: _
Членов Инспекции: _
в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "ЦЕНТР МЕБЕЛЬ" (далее - ООО "ЦЕНТР МЕБЕЛЬ", Общество, Поставщик) - _
представители государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области" (далее - Заказчик) на рассмотрение обращения не явились, извещены надлежащим образом (исх. N НР/1021/24 от 21.02.2024 г.),
рассмотрев обращение государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области" (обращение N 0853320000150000003) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "ЦЕНТР МЕБЕЛЬ" (ИНН: 5609066695) в связи с уклонением от заключения контракта на поставку стула на металлическом каркасе (извещение N 0853200001524000002),
УСТАНОВИЛА:
13.02.2024 г. в Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему (далее - ЕИС) поступило обращение государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области" (далее - Заказчик) (обращение N 0853320000150000003) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении ООО "ЦЕНТР МЕБЕЛЬ" (ИНН: 5609066695) (далее - Исполнитель, Общество) в связи с уклонением от заключения контракта на поставку стула на металлическом каркасе (извещение N 0853200001524000002) (далее - контракт).
Из обращения следует, что участник электронной процедуры N 0853200001524000002 ООО "ЦЕНТР МЕБЕЛЬ" в регламентированный срок не подписал и не направил Заказчику, подписанный проект контракта. Таким образом, участником закупки не выполнены действия, предусмотренные ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе. На основании п. 1 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе ООО "ЦЕНТР МЕБЕЛЬ" признан уклонившимся от заключения контракта.
присутствующий на рассмотрении дела представитель ООО "ЦЕНТР МЕБЕЛЬ" пояснил, что не имел намерений уклоняться от заключения контракта, при участии в закупке действовал добросовестно, а несвоевременное подписание контракта произошло по причине невнимательности сотрудника компании, который не учел того, что срок подписания проекта контракта составляет один рабочий день, следующий за днем его размещения на электронной торговой площадке. ООО "ЦЕНТР МЕБЕЛЬ" после обнаружения ошибки направили обращение оператору электронной площадки с просьбой возобновить доступ участника для подписания контракта. 19.02.2024 в адрес Заказчика было направлено письмо с просьбой содействия в заключении контракта. Кроме того, ООО "ЦЕНТР МЕБЕЛЬ" проведены мероприятия по подготовке к исполнению контракта: товар закуплен в полном объеме и готов к отгрузке в адрес Заказчика.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав доводы представителя Заказчика, установила следующее.
13.02.2024 г. Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) и на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" было размещено извещение о проведении закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе на поставку стула на металлическом каркасе (извещение N 0853200001524000002).
Начальная цена контракта - 168 750,00 руб.
Согласно пп. 2 ч 12 ст. 93 Закона о контрактной системе размещение предварительного предложения в соответствии с пунктом 1 настоящей части означает согласие участника закупки на направление оператором электронной площадки заказчикам предложений о поставке товаров, соответствующих требованиям, установленным в извещениях об осуществлении закупок в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 настоящей части. При этом ответственность за достоверность информации и документов, содержащихся в предварительном предложении, за соответствие указанных информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, несет участник закупки. Предусмотренное настоящим пунктом предварительное предложение о поставке товара признается заявкой на участие в закупке, поданной участником закупки, начиная с осуществления оператором электронной площадки действия, предусмотренного подпунктом "а" пункта 5 настоящей части. Участник закупки в порядке, установленном пунктом 1 настоящей части для формирования и размещения предварительного предложения, вправе внести в предварительное предложение изменения. При этом такие изменения применяются к отношениям, связанным с участием в закупках, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе после размещения на электронной площадке таких изменений.
Вышеуказанное извещение размещено в рамках пп. 3 ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 6 ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 5 настоящей части, заказчик:
а) принимает в отношении каждой заявки решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, или решение об отклонении заявки на участие в закупке в случае непредставления информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 5 настоящей части, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, либо в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 6, 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании решений, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, присваивает каждой заявке на участие в закупке, которая не отклонена, порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара, предусмотренной подпунктом "е" пункта 1 настоящей части, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Первый порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, содержащей наименьшую цену за единицу товара, или являющейся единственной заявкой, которая не отклонена в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта;
в) формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки, который в течение одного часа с момента получения такого протокола размещает его в единой информационной системе и на электронной площадке, а также размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию, указанную в подпунктах "а" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, идентификационные номера заявок и номера реестровых записей участников закупки, заявки которых направлены заказчику в соответствии с подпунктом "в" пункта 5 настоящей части. Такой протокол должен содержать дату подведения итогов, идентификационные номера заявок и информацию о решениях, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, обоснование решения об отклонении заявки на участие в закупке (в случае принятия такого решения), содержащее указание на положения заявки на участие в закупке, а также положения настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, а также информацию, предусмотренную подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно п. 7 ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе заключение контракта осуществляется с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Из положений п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе следует, что победитель запроса котировок в электронной форме подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (Заказчиком исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.02.2024 NИЗК1 заявка (предварительное предложение) (N 139) ООО "ЦЕНТР МЕБЕЛИ" признана соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ с ценой контракта 168 750,00 руб.
14.02.2024 14:21 (МСК+2) на электронную площадку http://www.sberbank-ast.ru передан документ "Проект контракта" N 1 от 14.02.2024.
14.02.2024 14:21 (МСК+2) процедура заключения контракта N 08532000015240000020001 переведена на этап "Подписание поставщиком".
14.02.2024 14:21 (МСК+2) размещен документ "Проект контракта" N 1 от 14.02.2024.
Срок для подписания Подрядчиком проекта контракта до 15.02.2024.
16.02.2024 00:03 (МСК) от электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 16.02.2024.
16.02.2024 17:51 (МСК+2) процедура заключения контракта N 08532000015240000020001 переведена на этап "Контракт не заключен".
16.02.2024 17:51 (МСК) размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 16.02.2024.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
На основании части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Пунктом 11 Постановления предусмотрено, что в процессе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков контрольный орган осуществляет проверку поступивших информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Согласно пояснениям ООО "ЦЕНТР МЕБЕЛИ" несвоевременное подписание контракта произошло по причине невнимательности сотрудника компании, который не учел того, что срок подписания проекта контракта составляет один рабочий день, следующий за днем его размещения на электронной торговой площадке. Кроме того, ООО "ЦЕНТР МЕБЕЛЬ" проведены мероприятия по подготовке к исполнению контракта: товар закуплен в полном объеме и готов к отгрузке в адрес Заказчика. В материалы дела представлено письмо Общества от 19.02.2024 в адрес Заказчика содержащее просьбу содействия в заключении контракта.
Также в материалы дела представлено платежное поручение N 45 от 21.02.2024, являющееся документом, подтверждающим внесение Обществом обеспечения исполнения контракта.
Инспекцией Оренбургского УФАС России в процессе рассмотрения дела установлено, что ранее ООО "ЦЕНТР МЕБЕЛИ" неоднократно исполнялись контракты в рамках Закона о контрактной системе.
Инспекция Оренбургского УФАС России считает ссылку ООО "ЦЕНТР МЕБЕЛИ" на несвоевременное подписание контракта по причине невнимательности сотрудника неубедительной, поскольку предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск, доказательств невозможности подписания контракта в установленный срок участником не представлено. ООО "ЦЕНТР МЕБЕЛИ", подавший заявку на участие в закупке, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность. Принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
На основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, Инспекция Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий ООО "ЦЕНТР МЕБЕЛИ" и безусловных оснований для включения его в реестр недобросовестных поставщиков, не выявила.
Учитывая изложенное, Инспекция Оренбургского УФАС России, изучив представленные материалы, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области" (обращение N 0853320000150000003) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "ЦЕНТР МЕБЕЛЬ" (ИНН: 5609066695) в связи с уклонением от заключения контракта на поставку стула на металлическом каркасе (извещение N 0853200001524000002), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель Инспекции _
Члены Инспекции _
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 26 февраля 2024 г. N 056/10/104-145/2024 (ключевые темы: участники закупок - реестр недобросовестных поставщиков - электронная торговая площадка - исполнение контракта - подрядчик)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.02.2024