Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию Заказчика Комитета по строительству и инженерной защите Администрации муниципального образования "Город Саратов" о включении
ООО "Сарбилдинг" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0360300000523000015 "Устройство причального сооружения в с. Синенькие муниципального образования "Город Саратов" (далее - Информация),
УСТАНОВИЛА:
14.02.2024 Комитет по строительству и инженерной защите Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Заказчик) представил в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "Сарбилдинг" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0360300000523000015 "Устройство причального сооружения в с. Синенькие муниципального образования "Город Саратов" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
01.06.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком Аукциона является Комитет по строительству и инженерной защите Администрации муниципального образования "Город Саратов".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 22 397 931,90 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.06.2023 N ИЭА1 ООО "Сарбилдинг" (далее Общество, Подрядчик) признано победителем Аукциона.
26.06.2023 между Заказчиком и Обществом по итогам проведения электронного аукциона заключен контракт N 8-ЭА (реестровый номер 36452051770 23 000019) на устройство причального сооружения в с. Синенькие муниципального образования "Город Саратов" (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по строительству объекта капитального строительства: "Устройство причального сооружения в с. Синенькие муниципального образования "Город Саратов" (далее Объект) в сроки, предусмотренные Контрактом и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять качественно выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 1.2. Контракта результатом работ по Контракту является построенный объект капитального строительства в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1- п. 2.3 Контракта сроки исполнения: Начало: дата заключения муниципального контракта. Окончание: 31.08.2023.
Дополнительным соглашением N 1 к муниципальному контракту от
30.08.2023 дата окончания исполнения Контракта изменена на 01.12.2023.
Дополнительным соглашением N 2 к муниципальному контракту от
22.09.2023 п. 2.2 Контракта изложен в новой редакции:
"Работы выполняются в соответствии с графиком выполнения строительномонтажных работ (Приложение N 4 к настоящему контракту). Этапность предусмотрена.
1 этап с 26.06.2023 по 22.10.2023
2 этап с 20.10.2023 по 01.11.2023 3 этап с 01.11.2023 по 15.11.2023
4 этап с 10.09.2023 по 22.11.2023
5 этап с 15.11.2023 по 01.12.2023"
2. Пункт 3.1. муниципального контракта дополнить словами: ", в том числе:
1 этап: 5 949 350,04 руб. (Пять миллионов девятьсот сорок девять тысяч тристапятьдесят рублей 04 коп.), в том числе НДС 20%;
2 этап 4 762 613,11 руб. (Четыре миллиона семьсот шестьдесят две тысячишестьсот тринадцать рублей 11 коп.), в том числе НДС 20%;
3 этап 4 194 007,18 руб. (Четыре миллиона сто девяносто четыре тысячи семьрублей 18 коп.), в том числе НДС 20%;
4 этап 4 206 705,68 руб. (Четыре миллиона двести шесть тысяч семьсот пятьрублей 68 коп.), в том числе НДС 20%;
5 этап 3 285 255,89 рублей (Три миллиона двести восемьдесят пять тысячдвести пятьдесят пять рублей 89 коп.), в том числе НДС 20%".
Согласно п. 3.1. Контракта Цена контракта определена в смете контракта (Приложение N 2 к настоящему контракту) является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 22 397 931 рублей 90 копеек (двадцать два миллиона триста девяносто семь тысяч девятьсот тридцать один рубль 90 копеек), в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20% (двадцать) процентов.
Согласно п. 14.1 Контракта, он действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Контракту, а в части оплаты не позднее "29" декабря 2023 г., или до его расторжения в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом. Истечение срока действия Контракта не освобождает Стороны от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Контракту.
По состоянию на 31.01.2024 обязательства по Контракту Обществом не исполнены.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 13.5. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения Контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 13.6. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта в следующих случаях:
13.6.1. в случае просрочки выполнения работ (этапа работ) более чем на 10 (десять) рабочих дней;
13.6.4. Подрядчик не приступает к исполнению Контракта в срок, установленный Контрактом, или нарушает сроки выполнения работ, предусмотренные Контрактом, или выполняет работы так, что окончание их выполнения к сроку, предусмотренному Контрактом, становится явно невозможным, либо в ходе выполнения работ стало очевидно, что они не будут выполнены надлежащим образом в установленный срок;
13.6.6. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
31.01.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением Исполнителем Контракта.
31.01.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 31.01.2024.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым 13.02.2024.
Как следует из пояснений Заказчика в соответствии с пунктом 4.4. Контракта: после выполнения Подрядчиком работ по Контракту в полном объеме, но не позднее 04.12.2023 Подрядчик обязан уведомить Заказчика и представителя организации, осуществляющей строительный контроль (при наличии) о готовности к проведению приемки работ путем направления уведомления о завершении строительством объекта. В этот же срок Подрядчик направляет Заказчику и в организацию осуществляющую строительный контроль уведомление о завершении строительством объекта с приложением исполнительной документации в составе и объеме, необходимом Заказчику для получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В срок не позднее трех рабочих дней с даты окончания этапа, а по окончании выполнения работ в полном объеме не позднее 04.12.2023 Подрядчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе документы о приемке выполненных работ, которые должны содержать сведения, предусмотренные частью 13 статьи 94 Закона о контрактной системе
По состоянию на 31.01.2024, обязательства, предусмотренные Контрактом Подрядчиком не исполнены в полном объеме, документы о приемке выполненных работ в полном объеме Подрядчиком в единой информационной системе не размещены.
По состоянию на 31.01.2024:
- фактически оплачено по контракту - 11 759 266,17 рублей (в том числе аванс6 719 379,57 руб.);
- выполнено, принято и оплачено работ - 7 199 838,00 рублей (свайные работы,устройство габионных конструкций).
Переплата по контракту составляет - 4 559 428,17 рублей ("незакрытый" аванс).
Заказчиком в адрес Общества направлялись письма:
1. Письмо от 21.07.2023 N 01-15/2581, из текста которого следует, что Заказчик отказал в изменении проектно-сметной документации положений по размытию береговой линии, так как размытие береговой линии не влечет за собой внесение изменений в проектно-сметную документацию, поскольку проектносметная документация получила положительное заключение государственной экспертизы и не влияет на сроки производства работ. Также Заказчик обратил внимание на то, что Подрядчик не укладывается в график производства работ и на момент обращения Подрядчика в адрес Заказчика уже должны были быть выполнены работы по устройству берегоукрепления и устройству габионных конструкций. Данные работы не были исполнены Подрядчиком в сроки, указанные в графике производства работ. В целях недопущения срыва сроков сдачи социальнозначимого объекта Заказчик попросил Подрядчика ускорить производство строительно-монтажных работ.
2. Письмо от 28.07.2023 N 01-15/2667, из текста которого следует, что Заказчиком были согласованы представленные Подрядчиком технические решения по вопросу согласования туалетного модуля, без внесения изменений в проектносметную документацию и увеличения сметной стоимости.
3. Письмо от 27.10.2023 N 01-15/4056, из текста которого следует, что специалистами комитета по строительству и инженерной защиты администрации муниципального образования "Город Саратов" 26.10.2023 осуществлен выезд на строительную площадку, в целях контроля сроков и качества выполняемых работ, в ходе которого установлено отсутствие рабочих и техники, а также было зафиксировано отсутствие выполненных работ, согласно 2-го этапа строительства графика выполнения строительно-монтажных работ, являющегося приложением N 4 к муниципальному контракту со сроком проведения работ в период с 20.10.2023 по 01.11.2023, включающий в себя следующие виды строительно-монтажных работ:
· устройство берегоукрепления;
· подготовка оснований под устройство габионных конструкций;
· укрепление поверхностей габионными конструкциями;
· монтаж швартовых тумб на бетонное основание;
· устройство настила причала из доски (устройство деревянного настила причальной и пешеходной эстакад;
· обработка деревянных конструкций антисептиком (биозащита
деревянных элементов);
· покрытие деревянных конструкций лаком;
· покрытие деревянных конструкций огнезащитным лаком;
· монтаж лестничных сходов и пандусов (монтаж лестничных сходов и пандуса на причальной эстакаде; монтаж лестницы к береговой площадке).
Заказчик повторно обратился к Подрядчику с требованием в связи с высокой социальной значимостью объекта и недопущения срыва сроков сдачи данного объекта активизировать выполнение строительно-монтажных работ, а также в целях обеспечения соблюдения выполнения графика строительно-монтажных работ организовать двухсменное выполнение работ.
4. Письмо от 16.11.2023 N 01-15/4306, из текста которого следует, что специалистами комитета по строительству и инженерной защиты администрации муниципального образования "Город Саратов" 14.11.2023 осуществлен выезд на строительную площадку, в целях контроля сроков и качества выполняемых работ, в ходе которого установлено отсутствие рабочих и техники, а также зафиксировано отсутствие выполненных работ согласно графика выполнения строительномонтажных работ, являющегося приложением N 4 к муниципальному контракту, а именно 2-го этапа со сроком проведения работ в период с 20.10.2023 по 01.11.2023, включающий в себя следующие виды строительно-монтажных работ:
· устройство берегоукрепления;
· подготовка оснований под устройство габионных конструкций;
· укрепление поверхностей габионными конструкциями;
· монтаж швартовых тумб на бетонное основание;
· устройство настила причала из доски (устройство деревянного настила причальной и пешеходной эстакад;
· обработка деревянных конструкций антисептиком (биозащита
деревянных элементов);
· покрытие деревянных конструкций лаком;
· покрытие деревянных конструкций огнезащитным лаком;
· монтаж лестничных сходов и пандусов (монтаж лестничных сходов и пандуса на причальной эстакаде; монтаж лестницы к береговой площадке), а также 3-го этапа со сроком проведения работ в период с 01.11.2023 по 15.11.2023, включающий в себя следующие виды строительно-монтажных работ:
· монтаж секций металлоконструкций понтона, включая отбойные устройства (монтаж металлоконструкций причальной эстакады, монтаж металлоконструкций пешеходной эстакады, монтаж металлических конструкций отбойных устройств).
Заказчик вновь обратился к Подрядчику с требованием в связи с высокой социальной значимостью объекта и недопущения срыва сроков сдачи данного объекта активизировать выполнение строительно-монтажных работ предоставить откорректированный график выполнения работ с учетом отставания с ежедневной разбивкой.
5. Письмо от 18.12.2023 N 01-15/4769 из текста которого следует, что специалистами комитета по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования "Город Саратов" совместно с представителями ООО "Сарпроектстрой", осуществляющего строительный контроль по данному объекту, 15.12.2023 произведен выезд на строительную площадку с целью контроля соответствия выполненных работ формам КС-2, КС-3.
Комиссией установлено, что объемы строительно-монтажных работ, отраженные в формах КС-2, КС-3 на сумму 4 803 721,2 руб. не соответствуют фактическим объемам выполненных работ, а именно:
Раздел 1. Работы на берегу - габионные конструкции собраны на 50%, обратная засыпка не осуществлена.
Раздел 4. Настил причальной и пешеходной эстакад- работы не выполнены.
Также Заказчик проинформировал Подрядчика, о необходимости завершения работ по первому этапу строительства, а именно: закончить заполнение свайного основания песком, произвести срезку свай в проектную отметку, произвести установку крышек свай, произвести корректировку местоположения 2-х свай и произвести корректировку форм КС-2, КС-3 и активизировать работу по устранению недостатков первого этапа.
Представитель Заказчика пояснил, что фактически исполнено два этапа из пяти, предусмотренных Контрактом. Также Заказчиком в адрес Подрядчика направлялись претензии-требования (в количестве пяти документов: N01-15/4127 от
02.11.2023, N01-15/4178 от 08.11.2023, N01-15/4470 от 30.11.2023, N01-15/4471 от 30.11.2023, N01-15/4682 от 14.12.2023) с причинами начисления неустоек: Просрочка исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (в том числе гарантийного обязательства) и Ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Как следует из информации, размещенной в ЕИС, претензии с информацией о начислении неустоек (штрафов) Подрядчиком не исполнены.
Как следует из пояснений представителя Общества, в ходе выполнения работ были обнаружены металлические и железобетонные конструкции, что не позволяло дальнейшее выполнение работ. Для достижения результата работ необходимо было выполнить дополнительные работы, которые не были включены в сметный расчет.
Подрядчиком в адрес Заказчика было направлено письмо N 149/08/23 от 11.08.2023 с информацией об установлении факта скрытых и незапланированных Контрактом работ.
Заказчиком в адрес Подрядчика было направлено ответное письмо от 16.08.2023 N 01-15/2914, из текста которого следует, что Заказчик просит Подрядчика с целью включения дополнительных видов работ в проектно-сметную документацию провести необходимые исследования с предоставлением результатов. Также Заказчик известил Подрядчика о том, что в случае подтверждения обнаружения конструкций, затраты на проведение данных изысканий будут включены в откорректированный сводный сметный расчет по объекту.
Подрядчиком был откорректирован сводный сметный расчет, локальный сметный расчет на дополнительные работы, что отражено в проектно-сметной документации.
Проверка достоверности определения сметной стоимости проведена Государственным автономным учреждением "Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве", положительное заключение повторной государственной экспертизы N 64-1-1-2-080333-2023 от 22.12.2023.
Подрядчиком были выполнены дополнительные работы (неучтенные работы в первоначальной смете контракта) и переданы в адрес ответчика акты о приемке выполненных работ (КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) на общую сумму 5 373 448,14 рублей.
В результате проведения необходимых изысканий по включению дополнительных видов работ и выполнение дополнительных работ произошло отставания от графика выполнения работ.
Представитель Общества не отрицает факт, что работы полностью и надлежащим образом не выполнены в установленные графиком выполнения работ сроки, и что сроки выполнения работ продлевались с учетом запроса Подрядчика. Кроме того, представитель Общества также пояснил, что работы были приостановлены по инициативе Общества.
При этом, Заказчик уведомления о приостановлении работ не получал.
В соответствии со статьей 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Принимая решение об участии в закупочной процедуре, Общество в контексте ст. 8 ГК РФ принял на себя все риски, связанные с осуществлением таких действий и последующей оценкой ее действий антимонопольным органом для решения вопроса о включении/не включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В связи с тем, что ООО "Сарбилдинг" не исполнил обязательства, предусмотренные Контрактом, информация в отношении ООО "Сарбилдинг" подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Комитета по строительству и инженерной защите Администрации муниципального образования "Город Саратов", в отношении ООО "Сарбилдинг" (410052, Саратовская область, г. Саратов, ул. Международная, д. 2А, ИНН - 6452949606, КПП - 645301001, лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа - Полянский Максим Алексеевич, ИНН - 645057318720) включить в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Сарбилдинг" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 21 февраля 2024 г. N 64-34
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2024