Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя ФГБНУ "НИИ АГиР им. Д.О. Отта" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
при участии ИП Фадеева Александра Геннадьевича (далее - Участник, Исполнитель, ИП Фадеев А.Г.): лично,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 3773-ЭП/24 от 14.02.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по отчистке кровель от снега и очистки периметра кровель (включая сливные воронки) на ширину 1,5 метра от края карнизного свеса от снега, наледи, сосулек корпусов А, В, Г, Д, И ФГБНУ "НИИ АГиР им. Д.О. Отта", в 2023 - 2024 гг. (извещение N 0372100034623000206),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 17.10.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по отчистке кровель от снега и очистки периметра кровель (включая сливные воронки) на ширину 1,5 метра от края карнизного свеса от снега, наледи, сосулек корпусов А, В, Г, Д, И ФГБНУ "НИИ АГиР им. Д.О. Отта", в 2023 - 2024 гг. (извещение N 0372100034623000206) (далее - Аукцион).
Максимальное значение цены контракта - 492 000,00 рублей. Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги - 87,00 рублей
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.10.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Фадеев А.Г., предложивший сумму цен единиц товара, работ, услуг - 24,48 рублей (снижение 71,86%).
По результатам закупки Заказчиком с ИП Фадеевым А.Г. заключен государственный контракт N 0372100034623000206 от 07.11.2023 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.7 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в следующих случаях:
- нарушение Исполнителем сроков начала оказания услуг более чем на 3 дня или в случае, если Исполнитель оказывает услуги таким образом, что окончание их к сроку, предусмотренному Контрактом, становится явно невозможным;
- если во время оказания услуг нарушены условия исполнения Контракта и в назначенный Заказчиком для устранения нарушений разумный срок такие нарушения Исполнителем не устранены либо если нарушения являются существенными и неустранимыми;
- неоднократное (более двух раз) несоблюдение Исполнителем требования к качеству услуг, которое влечет нанесение ущерба Заказчику, лишающего его получения результатов от оказания услуг по настоящему Контракту.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 01.02.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Фадеевым А.Г.
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по отчистке кровель от снега и очистки периметра кровель (включая сливные воронки) на ширину 1,5 метра от края карнизного свеса от снега, наледи, сосулек корпусов А, В, Г, Д, И ФГБНУ "НИИ АГиР им. Д.О. Отта" (далее - Услуги) в период с даты заключения Контракта по 30.04.2024 (п. 3.1 Контракта).
Пунктом 3.2 Контракта установлено место оказания услуг: Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д.3, лит. А, В, Г, Д, И.
- Общая площадь очистки кровель от снега - 1000 кв.м.,
- Общая протяжённость очистки периметра кровель на ширину 1,5 метра от края карнизного свеса от снега, наледи, сосулек - 1800 м.п.
Согласно п. 3.3 Контракта требования к качеству и безопасности услуги, к объему оказания услуги, к техническим характеристикам услуги, а также к сроку представления гарантии качества, установлены в Техническом задании (Приложении N 1 к Контракту).
Согласно п.п. 3.5 и 3.6 Контракта объем услуг, подлежащих исполнению, определяется на основании заявок Заказчика, который направляет Исполнителю заявки по мере возникновения у него потребности в услугах Исполнителя. Заявки Заказчика направляются на адрес электронной почты/ по номеру факса Исполнителя или представителя Исполнителя, ответственного за исполнение контракта, или вручаются лично Исполнителю под роспись (по выбору Заказчика).
17.12.2023 Исполнитель разместил в ЕИС документ о приемке N 63 от 17.12.2023 на общую сумму 76 470,00 рублей, а именно:
- Очистка периметра кровли на ширину 1,5 метра от края карнизного свеса от снега, наледи и сосулек, 5200 п.м., стоимостью 65 832,00 рублей;
- Очистка кровель от снега, 900 кв.м., стоимостью 10 638,00 рублей.
Указанные Услуги были приняты Заказчиком. 28.12.2023 Заказчик подписал документ о приемке и впоследствии оплатил оказанные Исполнителем Услуги.
09.01.2024 Заказчик направил Исполнителю на адрес электронной почты, а также посредством ЕИС заявку на оказание Услуг по Контракту.
Однако в нарушение условий Контракта Исполнитель не приступил к выполнению заявки и на объект не явился. Из-за таяния неубранного снега на крыше в помещениях Заказчика появились протечки.
Также Заказчиком было обнаружено, что в результате скидывания сотрудниками исполнителя льда с кровли по предыдущей заявке, были повреждены водосточные трубы (сорваны воронки).
23.01.2024 Заказчик направил Исполнителю письмо, в котором сообщил о повреждении водосточных труб и возникновении протечек в помещениях, просил Исполнителя направить своего представителя к 11:00 26.01.2024 для участия в совместном осмотре, и предложил устранить недостатки услуг (восстановительный ремонт, устранение последствий протечек), в течение 5 рабочих дней.
Однако в указанное время представитель Исполнителя на объект не явился.
По результатам осмотра Заказчиком был составлен акт осмотра от 26.01.2024 с фотофиксацией на 26 листах. В результате осмотра было установлено:
1. после скидывания наледи с кровли на водосточных трубах отсутствуют (сорваны) воронки на корпусе 7 - 1 шт., и на корпусе 13 - 2 шт.;
2. из-за таяния снега на кровле образовались протечки в помещениях Заказчика, а именно:
Литер А:
- в помещениях эндокринологии N 309 (ПИБ 748), N 310 (ПИБ 739), N 315 (ПИБ 733), в коридоре главной операционной (ПИБ 823);
- в коридоре у окна 3 этажа корпуса 8 (ПИБ 806);
- на лестницах между 2 и 3 этажами корпуса 6 (ПИБ 809);
- в актовом зале ПИБ 805.
Литер Г:
- в помещениях отдела иммунологии ПИБ 19, ПИБ 20 и ПИБ 70.
Литер Д:
- помещения отдела микробиологии ПИБ 70.
В указанных помещениях имеются повреждения штукатурного слоя, покраски стен и потолков, а также частичное разрушение потолочных панелей подвесных потолков в местах протечек.
Выявленные дефекты образовались после уборки снега, наледи и сосулек работниками Исполнителя.
Для устранения недостатков требуется ремонт поврежденных водосточных труб в части установки сорванных сливных воронок, также восстановительный ремонт в помещениях для устранения последствий протечек.
Согласно п. 7.2 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) в случае обильного снегопада Исполнитель должен быть готов организовать услуги по уборке снега и льда в течении одного дня после поступления заявки от Заказчика.
Согласно п. 5.7 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) при сбросе снега и льда с кровли предусмотреть защиту выступающих элементов зданий, фонарей подсветки фасадов, фонарей тротуарного освещения, козырьков над входами в здания и спусками в подвалы, вывесок, растяжек, электрических и слаботочных проводов, зеленых насаждений и элементов благоустройства, дорожных знаков и пр. Запрещается сбрасывать снег, лед и мусор в воронки водосточных труб. Исполнитель несет ответственность за причиненный ущерб имуществу, указанному в настоящем пункте, при оказании услуг по Контракту.
Согласно п. 5.16 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) в случае протечек кровли по вине Исполнителя, он несет ответственность и производит восстановительный ремонт, устранение последствий за свой счет.
В соответствии с п. 4.4.1 Контракта Исполнитель обязан устранить за свой счет в установленный Заказчиком разумный срок недостатки (дефекты), выявленные в процессе оказания услуги по Контракту.
Однако Исполнитель не устранил недостатки услуг (восстановительный ремонт, устранение последствий протечек) в течение 5 рабочих дней, к оказанию Услуг по заявке Заказчика от 09.01.2024 не приступил.
Помимо причинения вреда Заказчику, в результате действий (бездействия) Исполнителя возникла угроза падения образовавшегося льда и снега на свесах кровли, что может привести к причинению вреда здоровью, жизни или имуществу третьих лиц.
Допущенные Исполнителем нарушения являются существенными.
К существенным условиям договора возмездного оказания услуг относится его предмет -конкретные действия, деятельность, которую обязан осуществить исполнитель (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Если бы заказчик знал о том, что Услуги не будут оказаны должным образом и в соответствии с условиями Контракта, то Контракт не был бы им заключен.
В соответствии с п. 8.6 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
К выполнению заявки от 09.01.2024 Исполнитель не приступил и срок начала оказания Услуг по данной заявке нарушен Исполнителем более чем на 3 дня. Исполнителем нарушены условия исполнения Контракта и в назначенный Заказчиком для устранения нарушений разумный срок такие нарушения Исполнителем устранены не были, допущенные Исполнителем нарушения являются существенными и неустранимыми.
В соответствии с п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В связи с изложенным на основании п. 1 ст. ст. 782, п. 2 ст. 450 ГК РФ, ч.ч. 9, 11 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 8.7 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.02.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Фадеевым А.Г. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 14.02.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседание Комиссии УФАС Участник не представил письменные объяснения причин нарушения условий Контракта, заблаговременно запрашиваемые Санкт-Петербургским УФАС России (Уведомление о заседании комиссии исх. N 07/4047/24 от 16.02.2024).
В ходе заседания Комиссии УФАС ИП Фадеев А.Г. устно пояснил, что в ходе исполнения Контракта Заказчик вызывал Исполнителя на чистку кровли по ширине 1,5 метра от края карнизного свеса, полная чистка кровли Заказчиком не была затребована. После четырех чисток кровли по ширине 1,5 метра от края карнизного свеса с Исполнителем связался представитель Заказчика и сообщил о протечках в помещениях Заказчика. Исполнитель вышел на объект Заказчика и установил, что протечки кровли были в диапазоне той площади, где чистка не осуществлялась, в результате чего Заказчиком и ИП Фадеевым А.Г. было принято решение о подаче заявки Заказчиком на полную очистку кровли. Однако при уборке снега сотрудниками ИП Фадеева А.Г. было выявлено, что кровля здания Заказчика имеет повреждения, к которым ИП Фадеев А.Г. не имеет отношения. В этой связи между Заказчиком и Исполнителем возникла конфликтная ситуация. Также по словам Участника, представитель Заказчика настаивал на использовании кувалд для уборки снега и наледи, в следствие чего две водосточные трубы были повреждены сотрудниками Исполнителя. При таких обстоятельствах сотрудники Исполнителя отказались оказывать Услуги. После указанных обстоятельств Исполнителем было осуществлено около трех-четырех чисток, однако документы о приемке в ЕИС не размещались.
Более того, Участник ссылался на то, что Контракт не должен был быть заключен с ИП Фадеевым А.Г., поскольку последним при подписании контракта была представлена информация, подтверждающая добросовестность, которая содержала ошибочные сведения (сумма цен представленных контрактов по факту была менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки).
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ИП Фадеева А.Г. в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Участник на заседание Комиссии УФАС не представил документы, подтверждающие его доводы, а также документы, свидетельствующие о добросовестном поведении ИП Фадеева А.Г. при исполнении своих контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, учитывая отсутствие доказательств, свидетельствующих о добросовестном поведении Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ИП Фадеева А.Г. подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Фадеева Александра Геннадьевича, ИНН: 524905642953, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Фадеева Александра Геннадьевича в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
14.02.24 |
16.02.24 |
14.02.24 |
0 |
14.02.24 |
21.02.24 |
20.02.24 |
0 |
26.02.24 |
26.02.24 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 февраля 2024 г. N РНП-78-318/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.02.2024