Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик):
ООО "Альфа-Мед" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 315/24 от 10.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048823000078),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 06.02.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048823000078) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 470 440,40 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.02.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Альфа-Мед".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Альфа-Мед" заключен государственный контракт N 0372100048823000078 от 03.03.2023 (далее - Контракт) на сумму 1 115 563,99 рублей, по условиям которого Участник обязался осуществить поставку изделий медицинского назначения (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.2, 9.3 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 21.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Альфа-Мед".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с п. 4.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком партиями. Количество партий не более 10 (десяти). Срок поставки Товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней, с учётом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки Товара начинает течь с первого рабочего дня следующего за днем получения Поставщиком соответствующей заявки на поставку Товара, и заканчивается в 15 (по московскому времени) последнего рабочего дня, входящего в период поставки.
Заявка на поставку Товара от 02.10.2023 N 05-07/6657 направлена в адрес Поставщика и получена последним 02.10.2023. Срок исполнения обязательств Поставщика истек 10.10.2023.
Заявка на поставку Товара от 23.11.2023 N 05-07/8315 направлена в адрес Поставщика и получена последним 23.112023. Срок исполнения обязательств Поставщика истек 01.12.2023.
Поставщик нарушил условие, содержащееся в п. 4.1 Контракта, поскольку не предоставил Заказчику Товар в количестве и ассортименте определенных заявками на поставку в вышеуказанные сроки.
В адрес Поставщика направлена претензия от 19.12.2023 N РТС-05-07/8940 с требованием исполнить принятые на себя обязательства по поставке Товара.
По состоянию на 21.12.2024 Поставщик не исполнил обязательства по поставке Товара в соответствии с условиями Контракта. Указанные нарушения, по мнению Заказчика, свидетельствуют о недобросовестном поведении Поставщика и совершении им умышленных действий в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Альфа-Мед" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Поставщик в ходе исполнения Контракта получал заявки на поставку медицинских изделий от Заказчика. Заявки на поставку медицинских изделий: ВИКРИЛ Плюс (VICRYL Plus): VCP684H, ВИКРИЛ Плюс (VICRYL Plus): VCP684H, ПРОЛЕН (PROLENE), W8689 были исполнены в полном объёме, о чем свидетельствует информация в ЕИС во вкладке "Информация об исполнении (о расторжении) контракта. Сумма поставленной Поставщиком продукции по Контракту составляет 896 218,99 рублей.
Необходимо отметить, что расходный Материал хирургический шовный рассасывающийся V-Loc 90, М2 (3/0), vlocm0804 производителя ООО "Ковидиен Евразия". ("Medtronic") был поставлен частично.
Однако по заявкам на поставку "Материал хирургический шовный рассасывающийся V-Loc 90, М2 (3/0), vlocm0804" в количестве 384 шт." Участник столкнулся со следующими обстоятельствами:
ООО "Альфа-Мед" смогло поставить только 264 шт. "Материал хирургический шовный рассасывающийся V-Loc 90, М2 (3/0), vlocm0804", остаток в количестве 120 шт.
27.02.2023 ООО "Альфа-Мед" обратилось в компанию, которая была указана в списке официальных-дистрибьюторов ООО "Ковидиен Евразия" ("Medtronic"), а именно: в ООО "Паритет-центр". Данная организация выставила счет на оплату, который ООО "Альфа-Мед" оплатило полностью. Так же в данном счете указано, что "Оплата данного счета означает согласие с условиями поставки товара. Уведомление об оплате обязательно, в противном случае не гарантируется наличие товара на складе. Товар отпускается по факту прихода денег на р/с Поставщика, самовывозом, при наличии доверенности и паспорта".
Таким образом, ООО "Альфа-Мед" оплатив счет, заключило договор на поставку необходимых материалов.
Однако производитель все время смещал временные рамки поставок, ссылаясь на отсутствие сырья на территории страны-производителя и полное отсутствие готовой продукции на территории Европы и Северной Америки.
Представитель Участника отметил, что Материал хирургический шовный рассасывающийся V-Loc 90 является уникальным товаром, который не имеет аналогов в мире. Уникальность данной продукции состоит в том, что она является саморассасывающейся нитью в течение очень короткого времени (до 110 дней). Также на нитке присутствуют насечки для быстрого ушивания раны.
02.10.2023 ООО "Альфа-Мед" получило частичную заявку на Товар по Контракту, а именно Материал хирургический шовный рассасывающийся V-Loc 90, М2 (3/0), vlocm0804 - 10 шт. ООО "Паритет-центр" сообщило, что данная продукция до сих пор не поставлена производителем.
23.11.2023 ООО "Альфа-Мед" получило окончательную заявку на Товар по Контракту, а именно Материал хирургический шовный рассасывающийся V-Loc 90, М2 (3/0), vlocm0804 - 110 шт.
28.06.2023, 11.07.2023, 21.07.2023, 21.08.2023, 21.09.2023, 23.11.2023 ООО "Альфа-Мед" обращалось к следующим дистрибьютерам: ООО "НДА", ООО "Дармедтех", ООО "СМТ", ООО "Алмамед", ООО "Ренессанс-Мед", ООО "Арт-Эко", ООО "МПА медицинские партнеры". Однако от данных компаний были получены множественные ответы, что данная продукция также отсутствует на складах всех дистрибьютеров и субдистрибьютеров на территории Российской Федерации. Так же, данные организации сообщили, что срок поставки данной продукции неизвестен ввиду наложенных санкций со стороны производителя и полных аналогов Товару не существует.
Так же, ООО "Медтроник" письмом исх. N F8-309 от 14.07.2023 сообщило: "В связи с новыми мерами экспортного контроля в отношении медоборудования и медицинских изделий, введенных Правительством США 19 мая 2023 г., наблюдаются сбои поставок продукции Medtronic в Россию."
Кроме этого, ООО "Альфа-Мед" предлагало Заказчику рассмотреть возможность замены на быстрорассасывающиеся нитки Монокрил (W3326), производства ЭТИКОН Эл-Эл-Си (Мексика), которые находились на складе Поставщика с существенной экономией бюджетных средств.
Однако от Заказчика поступил ответ о невозможности согласовать дополнительное соглашение в виду того, что существенное изменение Контракта, а именно замена страны производства невозможна.
На основании изложенного, а также в связи с тем, что по независящим от Участника обстоятельствам, несмотря на все предпринимаемые ООО "Альфа-Мед" в период с момента заключения Контракта до заседания Комиссии УФАС действия, которые не привели к положительному результату, представитель Участника ходатайствовал о невключении сведений об ООО "Альфа-Мед" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Альфа-Мед" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Альфа-Мед" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Альфа-Мед" (ИНН: 7731171822), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 января 2024 г. N РНП-78-103/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.02.2024