Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "СП "Энергия" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 316/24 от 10.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по восстановлению нарушенного благоустройства на территории Невского района Санкт-Петербурга (извещение N 0172200004723000244),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 28.09.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по восстановлению нарушенного благоустройства на территории Невского района Санкт-Петербурга (извещение N 0172200004723000244) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 16 215 600,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.11.2023 N ИЭОК2 победителем Конкурса признано ООО "СП "Энергия".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "СП "Энергия" заключен государственный контракт N 0172200004723000244 от 21.11.2023 (далее - Контракт) на сумму 12 000 000,00 рублей, по условиям которого Подрядчик обязАЛСЯ выполнить работы по восстановлению нарушенного благоустройства на территории Невского района Санкт-Петербурга (далее - Работы).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.8 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в соответствии с ч. 2 ст. 407 ГК РФ, ст. 450.1 ГК РФ, ст. 717 ГК РФ, ст. 95 Закона о контрактной системе и потребовать возмещения причиненных убытков в случае следующих существенных нарушений Подрядчиком условий настоящего Контракта:
- Подрядчик не приступил к выполнению работ или проводит их настолько медленно, что их своевременное окончание явно невозможно;
- если по результатам экспертизы выполненной работы, его части будет обнаружено что работа или ее часть выполнены некачественно;
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 27.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "СП "Энергия".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с п.п. 3.2, 3.3 Контракта начало выполнения работ по настоящему Контракту - с момента заключения Контракта, окончание выполнения работ - не позднее 30.11.2023.
Также в соответствии с п. 5.2.23 Подрядчик обязан постоянно вести журнал учета выполненных работ и своевременно оформлять исполнительную документацию и на скрытые работы, извещая Заказчика и СПб ГБУ "Служба заказчика" не менее чем за 48 часов до времени освидетельствования скрытых работ, а также согласно п. 5.2.24 Контракта сдать результаты выполненных работ Заказчику в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, передав при этом всю документацию, относящуюся к выполненным работам, проверенную и согласованную СПб ГБУ "Служба заказчика".
В ходе исполнения Контракта Подрядчик нарушил сроки выполнения Работ. По состоянию на 30.11.2023 результаты выполнения Работ Подрядчиком не были представлены.
На основании вышеизложенного и в соответствии с п. 8.3 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "СП "Энергия" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
ООО "СП "Энергия" в срок действия Контракта неоднократно проводились встречи в здании Администрации Невского района Санкт-Петербурга с представителями Заказчика, а именно начальником отдела благоустройства и дорожного хозяйства Кукиным Андреем Сергеевичем. На этих встречах были определены порядок взаимодействия и порядок выполнения Работ. Заказчиком была передана адресная программа восстановления нарушенного благоустройства на территории Невского района в 2023 года по обращениям, поступившим на Портал "Наш Санкт-Петербург", ПОС, ОБ (ремонт покрытий), включающая в себя 35 адресов. Определен был следующий порядок выполнения Работ: мастер участка ООО "СП "Энергия" Булатов С.И. самостоятельно проводит выезды на вышеобозначенные адреса и совместно с геодезистом проводит обмеры дефектных участков (участков, подлежащих ремонту). На основании данных обмеров геодезист составляет схемы участков демонтажа асфальтобетонного покрытия. Схемы согласовываются с представителями администрации.
Данные схемы были составлены и переданы Заказчику в срок действия Контракта. Кроме этого, Заказчиком была передана копия письма на имя заместителя главы Администрации Невского района Санкт-Петербурга Чернова И.О. от СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Невского района Санкт-Петербурга", осуществляющей технический контроль выполнения Работ по Контракту, с оповещением администрации о том, что до начала Работ необходимо предоставление Приказа о назначении ответственного от Подрядчика, акта передачи объекта в работу.
Также согласно пп. 1.1 п. 1 "Условия выполнения работ" Раздела 2 "Описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона" Описания объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) Подрядчик приступает к выполнению работ на основании письменного поручения Заказчика с указанием объема и места выполнения работ.
Пунктом 2 ст. 328 ГК РФ установлено, что в случае непредставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
При этом, срок приостановки обязательств приостанавливает срок исполнения обязательств по контракту, автоматически продляя такой срок; на этот срок не подлежат начислению санкции.
В силу ст. 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
Пунктом 3 ст. 743 ГК РФ предусмотрено право Подрядчика приостановить работы.
По состоянию на 01.12.2023 акт передачи объекта в работу, подписанный представителем Заказчика, иные письменные поручения о начале выполнения работ, Подрядчиком получены не были, о чем Заказчик в лице заместителя главы администрации Чернов И.О. был уведомлен лично вместе с предостережением о том, что Работы будут проводиться в декабре 2023 года при неблагоприятных климатических условиях, что может прямо повлиять на качество Работ (вх. N 01-39-1346/2300). Со стороны Подрядчика 01.12.2023 было предложено Чернову И.О. расторгнуть Контракт по соглашению сторон. В лице Заказчика было дано указание начинать выполнение Работ.
25.12.2023 Работы по восстановлению нарушенного благоустройства на территории Невского района Санкт-Петербурга (ремонту асфальтобетонного покрытия) Участником были выполнены в полном объеме.
26.12.2023 Подрядчиком был сформирован документ о приемке в ЕИС.
27.12.2023 согласно п. 6.5 Контракта Участник письменно известил Заказчика в лице начальника отдела благоустройства и обогащения с отходами администрации Невского района Кукина А.С., отправив уведомление об окончании Работ на электронный адрес kukin@tunev.gov.spb.ru, указанный как контактный электронный адрес в Контракте. Также в этот день был передан полный комплект оригинала исполнительной документации в СПб ГБУ "Служба заказчика" лично в руки ведущему инженеру сектора сопровождения ремонта СПб ГБУ "Служба заказчика" Токареву А.С.
На основании вышеизложенного Участник считает, что ООО "СП "Энергия" не нарушило сроки выполнения Работ, не уклонялось от выполнения контрактных обязательств, а наоборот, выполнило все, предусмотренные Контрактом, техническим заданием и сметной документацией Работы, что подтверждается копиями документов о выполнении Работ.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "СП "Энергия" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "СП "Энергия" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "СП "Энергия" (ИНН: 7819039839), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 января 2024 г. N РНП-78-104/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.02.2024