Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "Российская национальная библиотека" (далее - Заказчик):,
ИП Леднева Ивана Федоровича (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 3755-ЭП/23 от 14.02.2024) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, оповещения и управления противопожарной защитой, внутреннего противопожарного водопровода, противодымной вентиляции и передачи информации с использованием услуг сотовых операторов по выводу сигнала о пожаре на пульт централизованного наблюдения диспетчерской службы на объектах РНБ (извещение N 0372100000524000001) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 19.01.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100000524000001. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 113 010, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе.
Необходимо отметить, что Комиссия УФАС рассматривает настоящую жалобу на предмет применения конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки, установленного извещением, а не в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе (с учетом правовой позиции, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 9874/11).
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 1 Постановления N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В силу п. 19 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с п. 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В силу п. 23 Положения если в случае, указанном в п. 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Извещение об осуществлении закупки содержит следующие положения:
По детализирующему показателю оценки Характеристика N1 "Качество услуг, являющихся объектом закупки" оценивается содержащееся в составе заявки (части заявки) участника конкурса предложение по обеспечению надлежащей технологии оказания услуг с учетом технологии управления качества.
Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки/детализирующему показателю определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. При формировании предложения о качестве выполнения работ участник закупки должен не повторить требования извещения со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения, и/или положения нормативной документации, а представить описание о качественных характеристиках объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств.
Под обеспечением надлежащей технологии оказания услуг понимаются совокупность методов для достижения желаемого результата в рамках исполнения государственного контракта (далее - контракт), на право заключения которого проводится настоящий конкурс, в том числе: методика проведения технического обслуживания, мероприятия по обращению с отходами в соответствии с действующим законодательством РФ, мероприятия по охране окружающей среды в соответствии с действующим законодательством РФ, а также принятые меры по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Под обеспечением надлежащей технологии управления системой качества понимается перечень сведений, содержащий в том числе следующую информацию: информацию об основных функциях управления системой качества; информацию о лицах ответственных за обеспечение охраны труда, в том числе перечень обязанностей, возлагаемых на указанных лиц; информацию об основных направлениях в области охрана труда в организации; порядок контроля качества оказываемых услуг;
Под понятием методы понимается следующее - систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определенной задачи или достижение определенной цели;
Для оценки заявок по детализирующему показателю оценки Характеристика N1 "Качество услуг, являющихся объектом закупки" в соответствии с пунктом 23 Положения применяется шкала оценки:
Уровень шкалы |
Значение характеристики |
Значение количества баллов по детализирующему показателю оценки "Характеристика N1" |
1 |
Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки (Качество услуг, являющихся объектом закупки) с полным описанием. |
0 |
2 |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки (Качество услуг, являющихся объектом закупки), с полным описанием |
100 |
Описание предложения о качественных характеристиках объекта закупки по детализирующему показателю оценки: "Качество услуг, являющихся объектом закупки" признается представленным с полным описанием в случае, если такое предложение содержит описание, соответствующее положениям извещения со всеми приложениями, такое предложение соответствует требованиям настоящего раздела.
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки детализирующему показателю оценки характеристика N1 "Качество услуг, являющихся объектом закупки" признается отсутствующим в случае, если предложение о качественных характеристиках объекта закупки не содержит описания установленной характеристики и/или не соответствует требованиям настоящего раздела и/или содержит ссылки на недействующие нормативно-правовые акты, приказы, санитарные нормы и правила и т.д.
В случае предоставления участником закупки информации о процессе оказания услуг или описания оборудования, коммуникаций, не предусмотренных проектом здания или планом территории Заказчика, то такое предложение о наличии данной характеристики считается не предоставленной.
Предложение о качестве оказываемых услуг по объекту закупки должно разрабатываться участником на основе Описания объекта закупки (приложение N1 к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме), являющегося неотъемлемой частью настоящей конкурсной документации, и отвечать всем требованиям, указанным в Описании объекта закупки, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в нем.
В случае указания на какой-либо локальный нормативный акт/внутренний документ, принятый участником, участнику следует также указать реквизиты такого локального нормативного акта/внутреннего документа: номер (при наличии), дату принятия, наименование документа (при наличии) и его краткое содержание.
При формировании описания участник должен не повторить требования описания объекта закупки со всеми его приложениями и/или положения нормативной документации, а представить описание объекта закупки по каждому виду оказываемых услуг в соответствии регламентом технического обслуживания (Приложение N2 к Описанию объекта закупки):
- ТО автоматической пожарной сигнализации (АПС);
- ТО автоматической установки газового пожаротушения (АУГПТ);
- ТО автоматической системы речевого оповещения и управление эвакуацией (СОУЭ);
- ТО автоматической установки порошкового пожаротушения (АУППТ);
- ТО системы внутреннего противопожарного водопровода (ВППВ);
- ТО системы автоматического водяного пожаротушения (сплинклерная, дренчерная) (АУВПТ);
- ТО модульных установок пожаротушения тонкораспыленной водой (МУПТРВ);
- ТО автоматизированной системы управления противопожарной защитой (АСУПЗ);
- ТО системы противодымной вентиляции.
Описание участник закупки должен разрабатывать на основе описания объекта закупки и приложений к нему, являющимся его неотъемлемой частью, а также с учетом требований нормативно-правовых актов, в том числе Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ, Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (актуального на момент подачи заявки) и иных актов, указанных в описании объекта закупки.
В рамках предоставления информации по разделу "Методика проведения технического обслуживания" предложения о качественных характеристиках объекта закупки по детализирующему показателю оценки: "Качество услуг, являющихся объектом закупки" Участник закупки должен предоставить по каждому виду работ сведения о методики проведения технического обслуживания, включающей в себя следующие подразделы: подготовка объекта оказания услуг в рамках технического обслуживания, включающая в себя помимо общих положений, область применения подготовки, а так же цели проведения и результаты по итогам проведения подготовки объекта оказания услуг, описание способов выявления дефектов по оборудованию, функционирующему на объекте оказания услуг, период проведения услуг по техническому обслуживанию) с указанием минимальных и максимальных сроков устранения выявленных дефектов отдельных элементов и описание мероприятий, за счет применения которых будет проведено устранение выявленных дефектов на объекте с соответствующим описанием методов по каждому мероприятию, необходимому для устранения выявленных дефектов в месте оказания услуг, результаты по подготовке объекта оказания услуг должны содержать полученные в ходе подготовки сведения, на основании которых будет определен состав мероприятий в рамках технического обслуживания объекта оказания услуг, а так же содержать способы определения необходимых мероприятий в рамках технического обслуживания по объекту оказания услуг, наименования нормативных документов, составляемых по результатам подготовки объекта оказания услуг, порядок проведения наружного осмотра, включающий в себя основные этапы проведения наружного осмотра а так же соответствующее описание по каждому этапу проведения наружного осмотра, описание принимаемых мер безопасности при проведении наружного осмотра.
В рамках каждого вида оказываемых услуг необходимо представить сведения о сроках назначения ответственного специалиста с приложением проекта соответствующего приказа, а также указать порядок проведения планового внутреннего инспекционного контроля, порядок устранения выявленных нарушений. При этом, по всем видам оказываемых услуг необходимо представить сведения о способах информировании Заказчика об видах оказываемых услуг.
Описание свойств объекта закупки должно быть конкретным, однозначным и не должно допускать двусмысленных толкований, содержать следующих слов и словосочетаний в любом роде, числе и падеже, а также с частицей "не": "возможно", "вероятно", "должен", "должен быть", "обязан", "запрещается", "необходимо", "не допускается" и их производные (данные слова и словосочетания должно быть заменены участником на другое слово/словосочетание, исключающее двоякое толкование представленной информации - например: "отсутствует").
Согласно пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: осуществляют оценку первых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критериям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такие критерии установлены извещением об осуществлении закупки).
В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке должен содержать информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке первых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой первой части заявки на участие в закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 06.02.2024 NПРОI1 заявке участника с идентификационным номером 2 присвоено 100 баллов.
Согласно доводам Заявителя, комиссией Заказчика ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок и оценена заявка победителя закупки.
В соответствии с пп. г) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев).
Из анализа заявки победителя следует, что в рамках показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" участником закупки представлено описание свойств объекта закупки в котором не содержится двусмысленных толкований, слов и словосочетаний в любом роде, числе и падеже, а также с частицей "не": "возможно", "вероятно", "должен", "должен быть", "обязан", "запрещается", "необходимо", "не допускается" и их производных.
Следовательно, представленное предложение участника по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" соответствует требованиям Заказчика, комиссия Заказчика осуществила оценку в полном соответствии с установленным порядком оценки, а в её действиях не усматривается нарушение пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе, довод жалобы признан необоснованным.
2. Согласно ч.1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с пп. д) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта.
В соответствии с пп. г) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев).
В срок, предусмотренный пп. д) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе Заказчиком в единой информационной системе без своей подписи был размещен проект государственного контракта.
19.02.2024 в 16:03 в ЕИС Размещен документ "001.24-ЭК Контракт с учетом протокола разногласий", содержащий в том числе Предложение Исполнителя по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (Приложение N3 к договору).
Размещенный проект контракта содержит информацию, предусмотренную пп. г) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях Заказчика не содержится нарушение пп. д) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении процедуры подготовки контракта для его направления на подписание победителю закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 42, 48, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Леднева Ивана Федоровича необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 февраля 2024 г. N 44-637/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2024