Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПБ ГБУЗ "Городская Мариинская больница" (далее - Заказчик);
ООО "Спироника" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 4133-ЭП/24 от 19.02.2024) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских расходных материалов (абсорбента углекислого газа и фиксатора) (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении Запроса котировок размещено 14.02.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200000124000201. Начальная (максимальная) цена контракта - 499 800,00 рублей.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен установленный Законом о контрактной системе порядок описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, а также сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 9 ст. 24 Закона о контрактной системе запрос котировок в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей),победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) (ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании объекта закупки должен обеспечить использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров, и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
Таким образом, исходя из приведенного выше описания следует, что при описании ряда товарных позиций, включенных в объект закупки, Заказчиком в полном объеме не определены максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, что не позволяет в достаточной степени определить потребность Заказчика и в дальнейшем может затруднить поставку товаров, удовлетворяющих потребности Заказчика и является нарушением ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Описание объекта закупки установлено в электронном документе "ЗКДОК 513 Описание объекта закупки.doc" к извещению об осуществлении закупки.
Предметом закупки является поставка медицинских расходных материалов (абсорбента углекислого газа и фиксатора).
Описание объекта закупки содержит следующие значения характеристик требуемого к поставке товара:
По мнению Заявителя, Заказчик нарушил требования ст. 33 Закона о контрактной системе и ограничил допуск участников закупки тем, что указал нестандартные параметры (характеристики): "гранулы пористые", "минимальная твердость".
Представитель Заказчика пояснил следующее.
Согласно ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки указывает "функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости)". При этом в силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки "должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям".
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в обзоре судебной практики применения законодательства о контрактной системе от 28.06.2017, рассматривая в корреспонденции положения п. 1 ч. 1 ст. 33 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе разъяснил: "Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки".
Судебная практика по данному вопросу сложилась.
Заказчик самостоятельно определяет параметры и характеристики товара, в наибольшей степени удовлетворяющие его потребности, на что вновь указал Верховный Суд в своем определении от 03.02.2022 N 304-ЭС21-27625, поддержав законность и обоснованность решений нижестоящих судов "Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Таким образом, заказчику при формировании технического задания предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми и необходимыми для выполнения соответствующих государственных (муниципальных) функций, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг".
Указанные в описании объекта закупки характеристики отражают действительную потребность Заказчика в товаре, который в наибольшей степени соответствует целям оказания качественных медицинских услуг, направленных на достижение максимального эффекта при оказании медицинской помощи, данные положения закреплённым статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации".
По мнению заявителя, если указанные заказчиком показатели отсутствуют или имеют иные значения, чем в ГОСТ, то эти показатели являются избыточными. Однако, согласно ст. 2 в корреспонденции со ст. 14 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "документ по стандартизации, к которым относятся ГОСТы, - это документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом". Таким образом, ГОСТ не устанавливает обязательные для применения и исполнения требования.
Указанный заявителем ГОСТ 6755-88 распространяется на химический известковый поглотитель ХП-И (поглотитель ХП-И), предназначенный для снаряжения средств химической защиты от двуокиси углерода и изготовляемый для нужд народного хозяйства и для экспорта, то есть данный ГОСТ не затрагивает сферу здравоохранения и потребность заказчика, где речь идет о жизни и здоровье пациентов. Указанный заявителем ГОСТ относится к поглотителю ХП-И, который изготовляется из маломагнезиальной извести и гидроксида натрия и содержит не менее 96% гидроксида кальция и 4% гидроксида натрия. Также и указанный заявителем ГОСТ 16188-70 "Сорбенты. Метод определения прочности на истирание" описывает аппаратуру, методику и интерпретацию результатов определения прочности сорбентов и также не может быть применим для описания какого-либо продукта, тем более медицинского изделия.
В свою очередь, установленные заказчиком характеристики направлены на необходимость применения товара в медицинском учреждении именно с теми характеристиками, которые соответствуют потребности заказчика, что обусловлено следующим:
1. Абсорбент медицинского газа - это высокодисперсный материал с большой площадью поверхности, на которой происходит адсорбция медицинских газов за счет именно пор, имеющихся у гранул. И наличие такой характеристики, как таковой, важно для заказчика для оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению.
2. Твердость абсорбента влияет на количество образовываемой пыли. Малое пылеобразование исключает непроходимость, не засоряет клапаны и фильтры дыхательной аппаратуры и дыхательного контура, также обеспечивает безопасность при заполнении абсорбера. Твердость гранул адсорбента углекислого газа является основным показателем склонности к образованию пыли.
Образующаяся пыль, оседая на фильтрах, усиливает сопротивление при проведении ИВЛ и, скапливая на себе влагу, способствует ухудшению защитных свойств и увеличивают проницаемость фильтра, а это влечет за собой риск возникновения "вентилятор-ассоциированных" пневмоний.
Кроме того, образующаяся при эксплуатации пыль отрицательно влияет на срок эксплуатации наркозно-дыхательной аппаратуры за счет износа клапанов вдоха и выдоха с необходимостью проведения ее ремонта.
Заявитель, указав в своей жалобе на ограничение конкуренции, при этом не раскрыл, каким образом описание объекта закупки, установленное Заказчиком, повлияло на ограничение конкуренции. Товар находится в свободном обращении на рынке; Заявитель не предоставил документов, подтверждающих факт невозможности его приобретения и поставки; Заявитель не раскрыл признаки ограничения конкуренции, предусмотренные ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Комиссия УФАС отмечает, что Заказчиком на заседании представлены инструкции к изделиям, содержащие характеристики, указанные Заявителем как спорные.
Учитывая данные обстоятельства, ознакомившись с пояснениями Заказчика, содержанием извещения, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Спироника" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 февраля 2024 г. N 44-667/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2024