Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова" (далее - Заказчик):
ИП Спиридонова Сергея Спиридоновича (далее - Участник, Исполнитель, ИП Спиридонов С.С.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 867-ЭП/24 от 15.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по очистке кровли от снега, наледи и сосулек с карнизных свесов, поверхностей кровель, водосточных желобов и воронок, с последующей механизированной уборкой на объектах ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" (извещение N 0372100022323000020),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 04.08.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по очистке кровли от снега, наледи и сосулек с карнизных свесов, поверхностей кровель, водосточных желобов и воронок, с последующей механизированной уборкой на объектах ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" (извещение N 0372100022323000020) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 979 265,20 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.08.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Спиридонов С.С.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Спиридоновым С.С. заключен государственный контракт N К-24-2023 от 28.08.2023 (далее - Контракт) на сумму 2 308 930,51 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.2 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 21.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Спиридоновым С.С.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по очистке кровли от снега, наледи и сосулек с карнизных свесов, поверхностей кровель, водосточных желобов и воронок, с последующей механизированной уборкой на объектах ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" (далее - Услуги) в период с момента заключения Контракта по 05.05.2024 (п. 2.4 Контракта).
В соответствии с п. 3.1.2 Контракта Исполнитель обязан оказать Услуги в порядке, объеме, в срок, на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом и приложениями к нему.
Согласно п. 10.1 Приложения к Контракту, начало оказания услуг на объектах - в течение 3-х часов после получения заявки от Заказчика, без выходных и праздничных дней, круглосуточно.
Пунктом 2.3 Контракта установлено место оказания Услуг:
- г. Санкт-Петербург, ул. Двинская д. 5/7 (комплекс зданий);
- г. Санкт-Петербург, Межевой канал, д. 2 (комплекс зданий);
- г. Санкт-Петербург, Межевой канал, д. 6 (комплекс зданий);
- г. Санкт-Петербург, В.О., Косая линия, д. 15А (комплекс зданий);
- г. Санкт-Петербург, В.О., 21-я линия, д. 14, лит. В, Г, Д, Л (комплекс зданий);
- г. Санкт-Петербург, пр. Елизарова, д. 43, лит. Д, (пр. Б. Смоленский д.36) (комплекс зданий);
- г. Санкт-Петербург, п. Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, д. 43 (комплекс зданий);
- г. Санкт-Петербург, Заневский пр., д. 5 лит. А, Б;
- г. Санкт-Петербург, пл. Стачек, д. 5;
- г. Санкт-Петербург, ул. Александра Блока д. 10, лит. Г.
05.12.2023 в 12-45 на электронную почту Исполнителя (89213788888@bk.ru) была направлена заявка N 05 от 05.12.2023 на уборку кровель зданий университета от снега и наледи по адресам: Межевой канал, д. 2, д. 6, В.О., 21. линия, д. 14.
Согласно акту N 1 от 07.12.2023, по состоянию на 14-00 07.12.2023 Услуги на объекте не были оказаны.
В нарушение п.п. 8.1 и 8.2.1 Технического задания к Контракту для осуществления допуска на кровли здания у прибывших работников отсутствовали какие-либо документы, в том числе подтверждающие личность и обучение безопасным методам и приемам выполнения работ.
Также в нарушение п. 10.3 Технического задания к Контракту у работников отсутствовали предохранительные пояса и страховочные веревки.
Указанные факты подтверждены Актом N 1 от 07.12.2023.
06.12.2023 в 15-39 на электронную почту Исполнителя была направлена заявка N 06 от 06.12.2023 на уборку кровель зданий университета от снега и наледи по адресу: ул. Двинская, д. 5/7.
Согласно акту N 2 от 07.12.2023, по состоянию на 14-00 07.12.2023 Услуги на объектах были не оказаны.
11.12.2023 в 11-40 на электронную почту Исполнителя была направлена заявка N 08 от 11.12.2023 на уборку кровель зданий университета от снега и наледи по адресу: Большой Смоленский пр., д. 36.
Согласно акту N 3 от 12.12.2023, по состоянию на 12-00 12.12.2023 Услуги на объекте не были оказаны.
Таким образом, Исполнитель нарушил сроки оказания Услуг на объекте, допустил выполнение услуг с нарушением условий Контракта, что могло повлечь за собой угрозу жизни и здоровью для граждан, в том числе для обучающихся, при схождении снега и падении льда с крыш зданий.
Указанные нарушения подтверждаются вышеперечисленными актами и перепиской сторон Контракта, в связи с чем Исполнителю были направлены претензии: N 161-16/5138 от 08.12.2023, N 161-16/5166 от 11.12.2023, N 161-16/5232 от 13.12.2023).
В связи с вышеизложенным на основании ст. 782 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.2 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Спиридоновым С.С. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 15.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что основания для включения ИП Спиридонова С.С. в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют в силу нижеследующих доводов.
В обоснование расторжения Контракта Заказчик ссылается на неоказание Исполнителем Услуг по заявкам:
- N 05 от 05.12.2023 на уборку кровель зданий университета от снега и наледи по адресам: Межевой канал, д. 2, д. 6, В.О., 21 линия, д. 14.
- N 06 от 06.12.2023 на уборку кровель зданий университета от снега и наледи по адресу: ул. Двинская, д. 5/7.
- N 08 от 11.12.2023 на уборку кровель зданий университета от снега и наледи по адресу: Большой Смоленский пр., д. 36.
Вместе с тем, по мнению представителя Участника, уклонение Исполнителя от исполнения заключенного Контракта документально Заказчиком не подтверждено.
Из сведений, размещенных на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, Исполнителем в соответствии с поступившими заявками были произведены, а Заказчиком приняты Услуги на общую сумму 244 184,40 рублей, из которых Заказчиком фактически оплачено 239 184,40 рублей.
В процессе оказания Услуг разногласий, связанных с квалификацией, укомплектованностью персонала Исполнителя не возникало. Заказчик принимал Услуги, оказанные по его заявкам, и оплачивал их.
При осуществлении каждой уборки все без исключения альпинисты предъявляли ответственным от Заказчика лицам удостоверения личности и подлинники свидетельств о квалификации.
Допуская рабочую группу Исполнителя на объекты, Заказчик в своих выводах противоречит факту их подтвержденной работы.
В соответствии с п. 3.1.7 Контракта Исполнитель обязан предоставлять Заказчику информацию о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
Заказчик в свою очередь, согласно п. 3.3.5 Контракта обязан обеспечить Исполнителя информацией, необходимой для выполнения обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно письму ИП Спиридонова С.С. от 07.12.2023 Заказчик был проинформирован, что с 06.12.2023 по заявке N 05 от 05.12.2023 бригада альпинистов не была допущена к оказанию Услуг по адресу: В.О. 21-я линия, д. 14, комендантом по причине несоответствия кровли требованиям техники безопасности для проведения высотных работ - отсутствие ограждений по краям кровли, а также зацепов для страховочных снаряжений альпинистов, что подтверждается произведенной Исполнителем фотофиксацией.
Согласно п. 6.43 СП 118. 13330. 2012 для обеспечения безопасности объектов общественного назначения высотой более десяти метров обязательно наличие ограждений на крышах.
Регламент СП 56. 13330. 2011 предусматривает монтаж кровельной ограды для зданий выше 7 метров и для крыш с уклоном более 12-ти процентов, а также зданий различного назначения с эксплуатируемой плоской кровлей, независимо от размера самого сооружения.
В п. 7.16 документа СП 4. 13130. 2013 указано, что ограждения необходимо сооружать на крышах любых объектов высотой от 7-ми метров, включая общественные и производственные здания.
Согласно п.п. 8.7, 8.8 Технического задания к Контракту, Исполнитель обязан соблюдать и обеспечивать требования безопасности при оказании услуг, предусмотренные действующим законодательством.
Исполнитель должен оказывать услуги с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, Межотраслевых правил по охране труда и техники безопасности и нести ответственность за соблюдение техники безопасности своих сотрудников.
Таким образом, Заказчиком при организации работ на отдельных объектах не были обеспечены условия для безопасного проведения Услуг: отсутствие металлических ограждений, зацепа для страховочных систем альпинистов, отсутствия точек страховки - мест, за которые привязывается каждая веревка.
Согласно п. 3.1.8 Контракта Исполнитель обязан незамедлительно предоставлять Заказчику информацию об обстоятельствах, возникающих при выполнении обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, влияющих на их своевременное и надлежащее выполнение.
На приведенные Исполнителем доводы, препятствующие оказанию Услуг, Заказчик мотивированного ответа не представил, но при этом повторно направил в адрес Исполнителя новые заявки на оказание Услуг от 08, 11, 12 декабря 2023 года.
Согласно п. 10.8 Технического задания к Контракту Исполнитель обязан обеспечить ежедневное наблюдение за состоянием кровли. При этом Исполнитель должен устно согласовать с заказчиком планируемые работы.
Ввиду согласованности проводимых работ на каждом объекте с ответственным (согласно п. 12.8 Контракта) от Заказчика лицом Ионовым Дмитрием Викторовичем, письма Исполнителя в адрес Заказчика не направлялись.
Услуги оказывались чтобы соответствовать утвержденным объёмам по очистке кровли без превышения указанных в Техническом задании к Контракту лимитов, что позволяло избегать скопления наледи, а также протечке и повреждению отдельных элементов кровли, имущества Заказчика и обеспечивало нормальную работу учреждения.
При подаче заявок Заказчик существенно занижал объемы очистки от общего объема работ, который установлен в Техническом задании Контракта.
В частности, заявка N 1 от 28.11.2023 на очистку кровли по периметру по адресу: Заневский проспект, д. 5 лит. Б в заявке указан объём 100 м.п., тогда как в Контракте в Приложении N 1 указан объём 250 м.п. 8 раз за весь период Контракта.
В заявке N 1 от 30.11.2023 на объекте: площадь Стачек, д. 5 в заявке указан объём 150 м.п., в Контракте в Приложении N 1 указан объём 350 м.п. 8 раз за весь период Контракта.
В примечание к приложению указано, что Заказчик вправе осуществлять заявки на очистку кровель и свесов от снега, наледи и сосулек на объем (площадь) меньше, чем указана в приведенной выше таблице, учитывая, что из-за скорости и направления ветра во время снегопадов снежные наносы на разных сторонах скатных кровель могут быть не равномерными.
Но фактически Заказчик не учёл, что с 26 по 30 ноября 2023 года шёл сильный снегопад, что привело вместо сброса снега с кровли порывами ветра к образованию больших наледей.
Вследствие этого, формируя заявки с самым минимальными объёмами, по сравнению с Приложением N 1 к Контракту, Заказчик затруднил оперативное производство работ, так как скопившийся объём надели и снега на определенных участках требовал больше времени для очистки.
Кроме того, заявки направлялись Заказчиком несвоевременно, после 3-4 дней активного снегопада и образования критичного уровня осадков, превышающих 35 см., тогда как согласно условиям Контракта, очистка снега проводится при образовании толщины снега более 15 см., не доводя состояние кровли до критического состояния.
Целью заключенного Контракта является оказание Услуги в порядке, объеме, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом, что предполагает содержание кровли в чистом виде без снежных наносов и наледи.
Исполнитель систематически в устной форме информировал Заказчика об очистке объемов, которые должны соответствовать описанию объекта закупки, изложенному в Техническом задании во избежание скопления наледи.
Таким образом, представитель Участника считает, что ИП Спиридонов С.С., не уклонявшийся от исполнения Контракта, руководствовался принципами добросовестности, не сводил сотрудничество к соблюдению только содержащихся в Контракте требований, а поддерживал деловые контакты и принимал все необходимые меры для обеспечения эффективности и развития хозяйственных связей. Предъявленные к приемке Услуги исполнялись вовремя и в соответствии с Техническим заданием, в случае сильного снегопада очистка производилась круглосуточно. Объемы работ соответствовали Техническому заданию и мерам по охране труда.
Заказчик не уведомлял Исполнителя в установленном Контрактом порядке о составлении актов NN 1, 2, 3 от 07, 12 декабря 2023 года и обеспечении явки уполномоченных представителей.
Сами акты после их составления Исполнителю не направлялись, доказательства уклонения Исполнителя от их подписания отсутствуют. Постоянное нахождение альпинистов на объектах Заказчика не препятствовало их составлению и ознакомлению как непосредственно с персоналом, так и его персоналом, поскольку Исполнитель в процессе исполнения Контракта никогда не уклонялся от взаимодействия с Заказчиком.
По мнению представителя Участника, данное обстоятельство указывает на закрытое формирование документооборота Заказчиком работ и искусственную имитацию обстоятельств ничем не подтвержденного уклонения Исполнителя от исполнения Контракта.
Не оспариваемый Заказчиком факт исполнения Исполнителем заявок подтверждает допуск рабочей группы на объекты Заказчика и отсутствие оснований для её недопуска.
Из анализа содержания, установленных Контрактом условий, представитель Участника сделал вывод, что основания для расторжения Контракта в одностороннем порядке у Заказчика отсутствовали и документального подтверждения не получили.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Спиридонова С.С. в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Спиридонова С.С. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Поставщиком деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Спиридонова Сергея Спиридоновича (ИНН: 143521765926), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 января 2024 г. N РНП-78-177/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2024