Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Исмаилова М.И.,
Членов комиссии:
начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пызиной Н.Г.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Дудатьевой О.И.,
от заявителя - Калашниковой В.В., Чупахиной Е.А.,
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "НМЦ клинической лабораторной диагностики "Ситилаб" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Апанасенковская районная больница имени Н.И. Пальчикова" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300143124000012 "Лабораторные исследования в 2024 году".
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принята к рассмотрению и назначена на 20.02.2024 г. с вызовом сторон по делу.
1. В жалобе заявитель указывает, что действия Заказчика, выраженные в установлении требований к участникам закупки, приводят ограничению конкуренции.
Представитель заказчика возражала против доводов жалобы, ссылаясь на специфику закупаемых услуг.
20.02.2024 г. комиссия, выслушав пояснения присутствующих сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона N44-ФЗ внеплановую проверку закупки установила следующее:
09.02.2024 г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки N 0321300143124000012 "Лабораторные исследования в 2024 году".
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно извещения о проведении обжалуемой закупки, ее объектом являются медицинские услуги по лабораторным исследованиям:
1. Кровь на ВИ-диагностикум (брюшной тиф) с предоставлением пробирок.
2. Мазок на стафилококк (зев, нос) с предоставлением пробирок.
3. Мазок на дифтерию (зев, нос) с предоставлением пробирок.
4. Исследование на носительство возбудителей кишечных инфекций (кал) с предоставлением пробирок.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В свою очередь, в силу ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В приложении N 1 к извещению "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены следующие требования:
1.1. Требования к месту оказания услуг: по месту нахождения лаборатории Исполнителя на территории Ставропольского края.
1.2. Требования к условиям оказания услуг: Материал для исследования Исполнитель забирает в течении 2 (двух) дней согласно заявки Заказчика (заявка от заказчика отправляется посредством электронной почте, факса, по телефону). Результаты исследований доставляются силами и средствами Исполнителя на электронную почту и на бумажном носителе в течении 5 рабочих дней.
В течение 6 часов от момента доставки материала должно быть начато выполнение исследования. Сроки выполнения исследований - в соответствии с утвержденной методикой выполнения исследования.
Исходя из описания объекта закупки оказание услуг включает в себя забор материла для исследования и выполнение лабораторных исследований в соответствии с утвержденной методикой.
При этом, Заказчиком не доказана невозможность осуществления услуг по исследования собранного материала в соответствии с утвержденной методикой их выполнения в лаборатории, расположенной за пределами Ставропольского края.
Кроме того, согласно структурированной формы извещения о проведении закупки:
Место поставки товара, выполнения работы или оказания услуги - Ставропольский край Апанасенковский район, с. Дивное ул. Кашубы 2.
Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком требования о наличии у Исполнителя лаборатории на территории Ставропольского края нарушают положения ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, довод Заявителя жалобы является обоснованным.
2. Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика установлены следующие нарушения в части формирования извещения о проведении закупки:
Как было установлено выше, объектом закупки являются медицинские услуги.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона N99-ФЗ 04.05.2011 г "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N99-ФЗ) данный вид деятельности подлежит лицензированию.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование.
В нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки не содержит требований к участнику закупки о наличии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, оформленной в соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона N99-ФЗ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений требований ч. 3 ст. 33, п. 12 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ООО "НМЦ клинической лабораторной диагностики "Ситилаб" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Апанасенковская районная больница имени Н.И. Пальчикова" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300143124000012 "Лабораторные исследования в 2024 году" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия Заказчика - ГБУЗ СК "Апанасенковская районная больница имени Н.И. Пальчикова" нарушившими требования ч. 3 ст. 33, п. 12 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
3. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС России материалы данного дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя комиссии |
|
М.И. Исмаилов
|
Члены комиссии: |
|
Н.Г. Пызина
|
|
|
П.В. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 20 февраля 2024 г. N 026/06/106-341/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.02.2024