Резолютивная часть оглашена
20.02.2024 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе комиссии:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Администрации муниципального района Борский Самарской области (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "ДЕПЛАЙ" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронных аукционов по объекту: Поставка газового оборудования (горелка газовая TBG 510 ME) для плановой замены в котельной в с. Борское муниципального района Борский Самарской области. (Извещение N 0142200001323018405, начальная (максимальная) цена контракта 1 816 342,33 руб.),
в присутствии представителей: до перерыва и после перерыва - от Заказчика, Подрядчика (с надлежаще оформленными доверенностями),
У С Т А Н О В И Л А:
Между Администрацией муниципального района Борский Самарской области (далее Администрация, Заказчик) и ООО "ДЕПЛАЙ" (далее Подрядчик, Общество) заключен контракт от 15.09.2023 г. N 4-Г на поставку газового оборудования (горелка газовая TBG 510 ME) для плановой замены в котельной в с. Борское муниципального района Борский Самарской области. (Извещение N 0142200001323018405, начальная (максимальная) цена контракта 1 816 342,33 руб.).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 контракта 1.1. Поставщик обязуется поставить Товар, а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение N 1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Согласно п.3.1. контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику и осуществляет разгрузку по адресу: 446666, Самарская область, Борский район, с. Борское, ул. Степана Разина, д.128а. (далее - место поставки) и в срок в течение 90 календарных дней с даты заключения контракта. Поставка Товара Поставщиком осуществляется на основании заявки Заказчика по электронной почте Поставщику.
Поставщик не менее чем за 2 (два) дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара.
В соответствии с пунктом 5.1. контракта Поставщик гарантирует, что поставляемый Товар соответствует требованиям, установленным Контрактом.
Согласно спецификации (приложение N1 к контракту) к поставке требовалось:
N п/п |
Наименование |
Код позиции ОКПД 2 (КТРУ) |
Ед. изм. |
Кол-во |
Характеристики товара |
Процентная ставка НДС за единицу товара |
Цена за единицу товара (с НДС) (руб) |
Цена товара (с НДС) (руб) |
Периодичность поставки |
Страна происхождения товара |
Номер реестровой записи российской промышленной продукции или реестровой записи евразийской промышленной продукции* |
1 |
Поставка газового оборудования (горелка газовая TBG 510 ME) |
28.21.11.111 |
Комплект |
1 |
Согласно Приложения N 2 к Контракту (Техническое задание) |
20 |
1 353 175,12 |
1 353 175,12 |
По заявке заказчика |
Итальянская Республика |
- |
В Техническом задании (приложение N 2 к контракту) установлено: "Поставка газовой горелки другой марки (эквивалент, аналог) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не допускается, так как данная газовая горелка будет использоваться для плановой замены в котельной и должна обеспечить взаимодействия с уже имеющемся установленным газовым оборудованием в котельной и используемым Заказчиком.
Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику и осуществляет разгрузку по адресу: 446666, Самарская область, Борский район, с. Борское, ул. Степана Разина, д.128а. (далее - место поставки) и в срок в течение 90 календарных дней с даты заключения контракта. Поставка Товара Поставщиком осуществляется на основании заявки Заказчика по электронной почте Поставщику".
10.11.2023 Обществом осуществлена поставка газовой горелки.
В ходе приемки товара представителем Заказчика установлено, что поставка газовая горелка марки Baltur TGB 510 ME FGR. В соответствии с условиями контракта требовалось поставить газовую горелку Baltur TGB 510 ME.
Письмом от 20.11.2023 N24-1000 Заказчик не позднее 18.12.2023 требовал осуществить поставку газовой горелки в соответствии с условиями контракта.
Подрядчиком в адрес Заказчика 24.11.2023 направлено письмо о возникших трудностях с поставкой товара.
Учитывая письмо Общества о возникших трудностях, Администрация подтвердила готовность принять товар (газовую горелку) до 01.02.2024 г., при условии оплаты после приемки товара ООО "ДЕПЛАЙ" неустойки.
Вместе с тем, товар согласно спецификации Обществом не поставлен.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 01.02.2024 года, вступило в силу 12.02.2024 года.
Согласно письменным пояснениям Общества: "26.01.2024 нашей стороной направлено уведомление претензионной переписки, с информацией о том, что на склад ООО "ДЕПЛАЙ", расположенный в городе Москве поступила газовая горелка, которая не прошла технический контроль, в связи с чем осуществить поставку данной газовой горелки до 01 февраля 2024 года не предоставляется возможным. Главным инженером составлена техническая оценка поступившей газовой горелки, где установлено, что газовая горелка марки TBG 510LX ME является улучшенной версией газовой горелки TBG 510 ME.
Официальный дилер по продажам "Baltur" в письменном ответе по электронной почте указал, что отличие газовых горелок TBG 510 ME и TBG 510LX ME в классе экологичности По остальным характеристикам данные модели идентичны, кроме того, газовая горелка TBG 510LX ME является улучшенной версией газовой горелки TBG 510 ME.
Одел закупок ООО "ДЕПЛАЙ" связался с представителями "Baltur" в КНР, выкупил газовую горелку, которая находится на складе в Китайской Народной Республике, и в связи с праздниками (Китайский Новый год), направление выкупленной газовой горелки в г Москву возможно после 18 февраля 2024 года. В связи с тем, что от Заказчика не поступило ответа о рассмотрении вопроса заключения дополнительного соглашения, Сторона Поставщика не понимает позиции Заказчика о привозе нового товара на замену Нашей стороной предложено Заказчику заменить указанный Товар на Товар с аналогичными характеристиками, но письменного ответа не поступило
09.02.2024 года представитель ООО "ДЕПЛАЙ" вышел на переговоры с Первым заместителем главы района Инченковым Владимиром Семеновичем, которому было предложено поставить Товар с улучшенными характеристиками, в том числе, предоставить заключение эксперта о том, что газовая горелка имеет аналогичные технические параметры и дополнительные улучшенные характеристики. Кроме того, переговоры велись и с техническим специалистом.
В ходе приемки Товара, сторона Заказчика провела экспертизу собственными силами, где пришла к выводу, что данный Товар не соответствует условиям Контракта, в связи с тем, что на шильдике, предоставленной газовой горелки указана иная модель.
Однако, нами были предоставлены инструкции и тех.паспорт на поставленную нами газовую горелку, где технические характеристики соответствовали техническим характеристикам требуемой горелки".
Согласно техническому заданию, требовалась горелка газовая, максимальная тепловая мощность - не менее 5000 кВт, не более 5100 кВт. В соответствии с инструкцией на горелку на горелку TBG 510LX ME - тепловая мощность от 580 до 5100 кВт.
Подтверждения затруднения поставки товара с необходимыми Заказчику характеристиками, а также сведений о попытке запросить соответствующий товар у иных поставщиков - не представлено.
Доказательств совершения Участником действий, направленных на исполнение Контрактов в полном объеме в подтверждение своей добросовестности, на заседании Комиссии не представлено.
Невозможность исполнения Контракта в полном объеме Участником на заседании комиссии также не подтверждена.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, законодательством для Поставщика закреплен десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта, однако Поставщик указанным правом не воспользовался, в указанный срок нарушения положений контракта не устранил.
Комиссия Самарского УФАС России установила, что на дату рассмотрения обращений Комиссией Самарского УФАС России обязательства, предусмотренные контрактами, Поставщиком не выполнены в полном объёме.
В рассматриваемых случаях Подрядчиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "ДЕПЛАЙ" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупок, а именно поставке газового оборудования для нужд Администрации м.р. Борский Самарской области. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Подрядчика.
Нарушен баланс частных и публичных интересов, поскольку неисполнение обязательств по контракту влечет негативные последствия для Заказчика по обеспечению надлежащего содержания здания образовательного учреждения для детей.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "ДЕПЛАЙ" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
Также следует отметить, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в ЕИС содержится запись в отношении ООО "ДЕПЛАЙ".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Включить информацию об ООО "ДЕПЛАЙ" (ОГРН: 1175029012938, ИНН: 5047198323, КПП: 772701001; 117218, Россия, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Академический, Нахимовский пр-кт, д. 32; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, учредителе: ТАРАСОВДАНИИЛ РОМАНОВИЧ (ИНН 772344907429), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года*.
2. Исключить информацию об ООО "ДЕПЛАЙ", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности/учредителях общества из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 26 февраля 2024 г. N РНП-63-47
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.02.2024