рассмотрев обращение (вх.N 2452/24) ГБУЗ ПК "Детская клиническая больница им. Пичугина П.И." (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Аква-Т" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по обеспечению санитарно-гигиенического режима в 2024 году для нужд ГБУЗ ПК "ДКБ им. Пичугина П.И." (изв.N 0356300055023000330),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300055023000330 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по обеспечению санитарно-гигиенического режима в 2024 году для нужд ГБУЗ ПК "ДКБ им. Пичугина П.И.". Начальная (максимальная) цена контракта - 2 872 144,53 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 16.02.2024 N 1690/24) рассмотрение обращения было назначено на 20.02.2024 в 15:00 ч.
С целью принятия решения Комиссией был объявлен перерыв до 22.02.2024 г.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о закупках), установлено следующее.
27.11.2023 г. между Заказчиком и ООО "Аква-Т" (далее - Исполнитель, Общество) был заключен контракт на оказание услуг по обеспечению санитарно-гигиенического режима в 2024 году для нужд ГБУЗ ПК "ДКБ им. Пичугина П.И.". Цена контракта - 1 986 417,84 руб.
В связи с невыполнением Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, 31.01.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 4, 7 Контракта).
Условия Контракта, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о закупках заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона о закупках. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 4,7 Контракта.
Из материалов обращения Заказчика следует, что 29.01.2024 г. Заказчиком был составлен акт осмотра оказанных услуг по Контракту. Согласно акту Заказчиком на объекте по адресу Поликлиника N 4, Г. Пермь, ул. Г. Хасана, 10 установлено следующее: график оказания услуг по уборке - с понедельника по пятницу с 08 час. 00 мин до 22 час.00 мин. Поддержание надлежащего уровня санитарно-гигиенического состояния помещений обеспечивается ежедневным присутствием дежурных уборщиков в корпусах больницы в рабочие дни недели с 08-00 до 22-00 часов (время местное). Работник Исполнителя начал производить уборку с 11:00. При проверке выявлено:
- мытье полов без специального дезинфицирующего средства;
- удаление пыли, пятен и липких субстанций с полов не производится (под лавками, детскими столиками, стульями имеется наличие грязи, мусора, клубы пыли);
- удаление пыли с батарей центрального отопления, подоконников не производится;
- протирание дверей с удалением локальных загрязнений не производится;
- протирание сантехнических перегородок, кафельных стен, сантехнического оборудования не производится;
- генеральная уборка не производилась;
- в журнале генеральных уборок Исполнителем информации о их проведении не занесена.
- на момент проверки персонал необходимыми моющими, чистящими, дезинфицирующими средствами, а также уборочным инвентарём и специализированной одеждой не обеспечен;
- с момента начала оказания услуг и на момент проверки Исполнитель Заказчику сопроводительные документы на дезинфицирующие средства не предоставил;
- уборочный инвентарь не промаркирован в соответствии с СанПиН 3.3686-21;
- на момент проверки на объект не поставлены все необходимые для осуществления работ расходные материалы (туалетную бумагу, бумажные полотенца, мыло и т.д).
Аналогичные нарушение были установлены на объекте по адресу поликлиника N 5, Г. Пермь, ул. Соловьева, 3.
Поскольку Исполнителем на 31.01.2024 г. услуги, предусмотренные Контрактом, оказаны ненадлежащим образом, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 31.01.2024 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 2590431036523000502 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 31.01.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 13.02.2024 г. Информация об ООО "Аква-Т" была направлена в адрес Пермского УФАС России 15.02.2024 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представители Исполнителя указали, что с решением Заказчика не согласны по следующим основаниям:
1) Исполнитель не получал решения, в котором было бы указано лицо, его принявшее, причина и правовое основание одностороннего отказа от договора возмездного оказания услуг. дата принятия решения, подпись уполномоченного лица, дата с которой Контракт считается расторгнутым. Приложенный в ЕИС документ - акт осмотра подписали завхоз, медсестра и юрист Заказчика. При этом в рассматриваемом документе есть ссылка на осмотр в соответствии с п. 4.1.3. Контракта, позволяющим Заказчику проводить контроль оказания услуг без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность исполнителя. Мотивированным уведомлением об одностороннем отказе от контракта данный документ не является;
2) порядок одностороннего расторжения прописан в Контракте (пп. 4.1.3, 4.1.7. 4.1.8, 7.3, 7.5. 7.6, а также в пп. 8, 9, 10, 12.1 Закон о закупках. При этом, ни одно из приведенных условий Контракта и Закона о закупках Заказчиком выполнено не было. Документ, который поименован в ЕИС как уведомление о расторжении, на самом деле акт комиссионного осмотра заказчика без вызова исполнителя, на который в ЕИС исполнителем даны исчерпывающие мотивированные возражения. Таким образом, уведомление о расторжении Контракта фактически и юридически отсутствует;
3) при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком не была проведена экспертиза качества оказанных услуг, предусмотренная Контрактом и Законом о закупках;
4) у Заказчика отсутствует право на односторонний отказ от исполнения контракта, поскольку Заказчиком не доказано существенное нарушение Исполнителем условий Контракта. Факт ненадлежащего оказания услуг должен быть доказан Заказчиком в судебном порядке.
Также Исполнитель указал, что согласно условиям Контракта, Технического задания услуги оказываются на девяти объектах:
- Стационар N 1 г. Пермь ул. 25 Октября,42;
- Стационар г. Пермь ул. Тимирязева, д.57;
- Поликлиника N 1 г. Пермь Комсомольский проспект,43;
- Поликлиника N 2 г. Пермь ул. Запорожская, д.7;
- Поликлиника N 3 г. Пермь ул. Революции,8;
- Поликлиника N 4 г. Пермь ул. Героев Хасана, д. 10;
- Поликлиника Ха 5 г. Пермь ул. Соловьева, д.З;
- Поликлиника N 6 г. Пермь ул. Пихтовая, д.42;
- Бактериологическая лаборатория, г. Пермь ул. Коминтерна, д.14.
В акте осмотра оказания услуг от 29.01.2024 г. указаны недостатки лишь на объектах: поликлиника N 4, поликлиника N 5. Поскольку в акте осмотра другие семь объектов Заказчика не отражены, соответственно Заказчик по остальным объектам к Исполнителю претензий по оказанию услуг по обеспечению санитарно-гигиеническому режиму для объектов Заказчика не имеет, услуги со стороны Исполнителя выполнены надлежащего качества и в соответствии с условиями Контракта и технического задания. Кроме того, осмотр производился без участия сотрудников Исполнителя.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Относительно довода Исполнителя о том, что уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта не поступало в адрес Исполнителя, а также о том, что Заказчиком не размещено надлежащее решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Комиссия отмечает, что порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения регламентируется ч. 9, 12.1 ст. 95 Закона о закупках. Так, согласно п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой поступления исполнителю решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен исполнитель. Следовательно, Исполнитель был уведомлен надлежащим образом о принято Заказчиком решении о расторжении контракта.
Также Комиссия обращает внимание, что ст. 95 Закона о закупках не устанавливает требований к оформлению решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. В данном случае, исходя из положений п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках, заказчику достаточно сформировать такое решение с использованием единой информационной системы.
Так, в адрес Комиссии Исполнителем была представлена переписка с Заказчиком в части согласования поставки расходных материалов (моющих средств, туалетной бумаги), фотоизображения оказанных услуг по уборке помещений. Кроме того, Комиссия принимает во внимание тот факт, что акт осмотра оказания услуг от 29.01.2024 г. содержит выявленные нарушения исполнения Контракта лишь на двух объектах Заказчика. Информация о том, что оказанные услуги на других объектах не соответствуют условиям Контракта, в адрес Комиссии не представлено.
Комиссия приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителя, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
В силу пп. "б", "в" п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Исполнителем, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Аква-Т" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Аква-Т" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 февраля 2024 г. N РНП-59-72
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2024