Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Субботина Е.С., начальник отдела контроля закупок,
члены комиссии:
- Качин М.Е., специалист-эксперт отдела контроля закупок,
- Мансурова Н.С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
в присутствии представителя ГБУЗ ПК "ПЦРБ" - Чеснокова А.С., в отсутствие представителей ИП Маратканова А.А. (уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ИП Маратканова А.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "ПЦРБ" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на поставку товаров медицинского назначения для отделения анестезиологии и реанимации (лот 1) (изв. N 0356500003823000237),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 20.02.2024 г. в 11:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 26.02.2024 с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500003823000237, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку товаров медицинского назначения для отделения анестезиологии и реанимации (лот 1).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.12.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 500 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 16.02.20234 г.
1. Заявитель сообщает, что содержащиеся в материалах закупки требования к отдельным позициям, указанные в приложении к извещению под наименованием Техническое задание, позволяют потенциальному участнику закупки предоставить товар исключительно единственного производителя.
Так, Заявитель обращает внимание на то, что позициям N 5,6,7, например, соответствуют исключительно товары производства Пауль Хартманн АГ (Германия).
Таким образом, по мнению Заявителя, содержащиеся в техническом задании требования являются незаконными, избыточными и ограничивающими конкуренцию.
2. ИП Маратканов А.А. также сообщает, что при описании объекта закупки по позициям N 5, 6, 7 Технического задания "Фиксатор чрескожного катетера/трубки, стерильный 32.50.13.190-00007031" установлены требования к классу потенциального риска применения: "класс потенциального риска применения а или 2 б".
Вместе с тем, по мнению Заявителя класс потенциального риска медицинского изделия не является терапевтически или диагностически значимой характеристикой, а включение в описание объекта закупки требований о соответствии медицинских изделий определенному классу потенциального риска применения может привести к сокращению количества участников закупки и не соответствует Закону о контрактной системе.
Соответственно, Заявитель обращает внимание на то, что Заказчиком вышеуказанное требование установлено неправомерно.
3. Кроме того, Заявитель сообщает, что Заказчик обязан при описании объекта закупки использовать позицию кода каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), в том числе указывать обязательные характеристики товара, имеющиеся в КТРУ, а также обосновывать необходимость использования дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ.
ИП Маратканов А.А. обращает внимание на то, что в позициях N 8-12 Технического задания Заказчиком не используется позиция кода КТРУ. При этом такая позиция кода КТРУ существует и обязательна к применению. Обобщенная позиция кода КТРУ "Зонд 32.50.13.110-00003263", включающая в себя следующие виды медицинских изделий:
157910: Зонд назоэнтеральный;
169460: Зонд назогастральный/орогастральный;
169450: Зонд назогастрального питания;
169520: Зонд назогастральный декомпрессионный.
1. Заказчик в предоставленных возражениях на жалобу пояснил, что на участие в электронном аукционе было подано 2 заявки, обе заявки были признаны соответствующими требованиям извещения и приложениям к нему.
Таким образом, наличие нескольких поставщиков, принявших участие в данной закупке свидетельствует о том, что конкуренция никак не была ограничена.
2. Относительно второго довода жалобы Заказчик сообщает, что медицинские изделия, являющиеся объектом закупки, предназначены для фиксации зондов, канюль, катетеров, размер и конфигурация которых не позволяет использовать лейкопластырь для поверхностных ран стандартных размеров.
В соответствии с Правилами классификации неинвазивных медицинских изделий (п.5.1.4 ГОСТ 31508-2012) класс потенциального риска применения определяется в зависимости от контакта с поврежденной кожей: к классу 1 относят медицинские изделия, если их используют как механические барьеры или для компрессии; к классу 26 относят медицинские изделия, если их используют для ран, которые можно залечить только посредством вторичного заживления; во всех иных случаях относят к классу 2а, к ним также относят МИ, которые предназначены преимущественно для воздействия на микросреду ран.
Таким образом, для организации лечебного процесса заказчику требуются медицинские изделия с соответствующим классом потенциального риска.
3. Последний довод жалобы Заказчик не считает обоснованным в связи с тем, что данный код позиции КТРУ не содержит зонды с необходимым Заказчику размером, диаметром и длиной > 1000 и < 1200 мм.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Характеристики необходимого к поставке товара указаны в извещении и в приложении к извещении под наименованием Техническое задание.
Комиссия обращает внимание на то, что Заказчиком не предоставлено никаких доказательств наличия двух и более производителей по оспариваемым позициям Технического задания.
На основании указанного, Комиссия делает вывод о том, что поскольку Заказчиком не доказано наличие товаров как минимум двух различных производителей, соответствующих требованиям извещения и приложений к нему, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках. Доказательств обратного в адрес Комиссии не представлено.
2. Комиссией установлено, что в позиции 5-7 извещения (Фиксатор чрескожного катетера/трубки, стерильный) Заказчиком установлено следующее требование: класс потенциального риска применения 2 а или 2 б.
Согласно п. 1 Приложения N 2 Номенклатурная классификация медицинских изделий по классам в зависимости от потенциального риска их применения к Приказу Минздрава России от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" (вместе с "Номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам", "Номенклатурной классификацией медицинских изделий по классам в зависимости от потенциального риска их применения") (далее - Приказ), при номенклатурной классификации медицинских изделий по классам в зависимости от потенциального риска применения (далее - классификация медицинских изделий) медицинские изделия подразделяются на четыре класса. Классы имеют обозначения 1, 2а, 2б и 3.
Согласно п. 2 Приложения N 2 к Приказу, при классификации медицинских изделий каждое медицинское изделие может быть отнесено только к одному классу:
- класс 1 - медицинские изделия с низкой степенью риска;
- класс 2а - медицинские изделия со средней степенью риска;
- класс 2б - медицинские изделия с повышенной степенью риска;
- класс 3 - медицинские изделия с высокой степенью риска.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона об охране здоровья граждан медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга. При этом в соответствии с законодательством Союза при доказательстве эквивалентности медицинских изделий используются следующие условия (пункт 6 Правил проведения клинических и клинико- лабораторных испытаний (исследований) медицинских изделий, утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 29):
а) рассматриваемые медицинские изделия имеют одинаковое назначение;
б) технические и биологические характеристики рассматриваемых медицинских изделий одинаковы в той степени, которая гарантирует отсутствие различий в их клинической эффективности и безопасности.
Таким образом, класс потенциального риска применения не поименован в качестве характеристики, на основе анализа которой изделия могут быть признаны взаимозаменяемыми (эквивалентными). Вне зависимости от класса риска, присвоенного медицинским изделиям, прошедшим процедуру регистрации в установленном порядке, выданные регистрационные удостоверения подтверждают факт регистрации, что, в свою очередь, свидетельствует о качестве, эффективности и безопасности указанных изделий.
На основании изложенного, с учетом позиции Росздравнадзора, Комиссия обращает внимание на то, что класс потенциального риска медицинского изделия не является терапевтически или диагностически значимой характеристикой, а включение в описание объекта закупки требований о соответствии медицинских изделий определенному классу потенциального риска применения может привести к сокращению количества участников закупки и не соответствует Закону о контрактной системе и Закону о защите конкуренции.
Аналогичная позиция указана в абз. 11-15 Письма ФАС России от 16.05.2023 N ТН/37551/23 "Разъяснения о формировании документации о закупке медицинских изделий"
На основании вышеуказанных положений, Комиссия делает вывод о том, что Заказчиком неправомерно установлено требование о классе потенциального риска медицинского изделия, соответственно, данный довод жалобы признан обоснованным.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение положений п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
3. Относительно последнего довода жалобы Комиссия поясняет следующее.
На основании п. 14 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о закупках формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил использования Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о закупках, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 6 Правил использования в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил использования в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 8 Правил, при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
В п. 9 Правил формирования установлено, что каталог формируется и ведется в электронной форме. Позиция каталога формируется согласно п. 10 настоящих Правил формирования.
В соответствии с пп. "а" п. 10 Правил формирования в позицию каталога включается код позиции каталога, формируемый в соответствии с п. 12 настоящих Правил формирования.
Подпунктом "д." п. 10 Правил формирования установлено, что в позицию каталога включается справочная информация, содержащая коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
Согласно п. 12 Правил формирования позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Комиссия сообщает, что в соответствии с позицией Заказчика, код позиции КТРУ (32.50.13.110-00003263) содержит характеристику под наименованием "Длинна", которая является обязательной для применения и не имеет значение характеристики, равное значению аналогичной характеристики ( 1000 и
1200 мм), отраженной в материалах извещения и Техническом задании у требуемого Заказчиком товара, соответственно, предлагаемая Заявителем позиция кода КТРУ не в полной мере отвечает потребностям Заказчика.
Вместе с тем, Комиссия обращает внимание на то, что указанной позицией КТРУ предусмотрены 33 различных значений характеристики "Длинна".
К примеру, позицией КТРУ предусмотрены значения:
- 1000 и
1050;
- 1000 и
1100;
- 1050 и
1100;
- 1200 и
1210.
Комиссия сообщает, что Заказчиком ни в материалах предоставленных возражений, ни в иных документах не доказана необходимость установления значений характеристик именно в таком значении, в котором они указаны в извещении и Техническом задании.
На основании вышеуказанного, Комиссия акцентирует внимание на обязанность формирования Заказчиком материалов извещения и приложений к нему в соответствии с позициями КТРУ.
На вышеописанного, Комиссия делает вывод о наличии нарушения п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Маратканова А.А. на действия ГБУЗ ПК "ПЦРБ" при проведении электронного аукциона на поставку товаров медицинского назначения для отделения анестезиологии и реанимации (лот 1) (изв. N 0356500003823000237) обоснованной в части первого и второго довода жалобы.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Котировочной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 февраля 2024 г. N 2496/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.02.2024