Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок", по доверенности;
- директора МКУ ДО "Вахрушевская ДМШ";
рассмотрев жалобу ООО "СВЕТ И МУЗЫКА Н", и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
20.02.2024 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "СВЕТ И МУЗЫКА Н" (далее - Заявитель) на действия Уполномоченного учреждения - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок", Заказчика - МКУ ДО "Вахрушевская ДМШ" при проведении электронного аукциона на поставку музыкальных инструментов (извещение N 0340200003324001633).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе при формировании извещения о проведении закупки, поскольку в описании объекта закупки в разных местах приведены противоречащие друг другу требования к поставляемому товару. Считает, что приведенное Заказчиком обоснование дополнительных характеристик несостоятельным. Указывает, что в Реестре российской промышленной продукции и в Реестре промышленных товаров ЕАЭС нет товара, отвечающего требованиям Заказчика (антивандальный корпус). Исходя из требований описания объекта закупки делает вывод, что в поставляемом пианино должно быть четыре регистра, что говорит о не классической компоновке инструмента, что является ограничением конкуренции.
Рассмотрение жалобы назначено на 27.02.2024 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Уполномоченное учреждение - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" направило письменные пояснения, которые подтвердило при рассмотрении жалобы, указало, что в описании объекта закупки, размещенном в ЕИС, кроме структурированного извещения имеется прикрепленный файл, сформированный автоматически. При этом структурированное извещение позволяет выбрать участнику из предложенных вариантов Заказчика только один. Указывает, что, в случае противоречия между данными в ЕИС и информации в прикрепленных документах, приоритет имеет информация, содержащаяся в ЕИС. Считает доводы жалобы необоснованными.
Заказчик письменно пояснил, что описание объекта закупки составлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Под предъявленные в описании объекта закупки требования подходят товары нескольких производителей. Указывает, что вправе установить требования в описании объекта закупки, исходя из своих потребностей. Считает, что данные из каталога ГИСП носят информационный характер и не являются основанием для отклонения заявки. Сообщает, что верхний регистр пианино допускается разделять на альтовый и дискантный, если это позволяет сделать конструктивная особенность чугунной рамы инструмента. В описании объекта закупки требуется указать значения характеристик границ регистров в диапазонном значении, что расширяет количество потенциальных участников закупки. В соответствии с обоснованием представлены пять коммерческих предложения различных поставщиков, готовых поставить товар, отвечающий требованиям Технического задания. Установленное требование о наличии антивандального корпуса не влечет ограничения количества участников и не ведет к удорожанию стоимости товара данный корпус может быть изготовлен на любом мебельном производстве. Просит признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
19.02.2024 г. на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003324001633 о проведении электронного аукциона на поставку музыкальных инструментов. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 488 800,00 руб.
Относительно первого довода Комиссия Кировского УФАС России сообщает следующее.
В силу части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1).
В структурированной форме извещения указано следующее:
Материал изготовления штицы |
Пластик |
|
Участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики |
Натуральная древесина |
|
В приложенном электронном документе Описание объекта закупки указано:
Материал изготовления штицы |
качественная |
Пластик |
Участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики |
Материал изготовления штицы |
качественная |
Натуральная древесина |
Участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики |
Такая же ситуация по остальным характеристикам (Материал изготовления передних роликов, Материал изготовления обвязки футора, Материал изготовления шпрейцев футора и др.).
Частью 4 статьи 5 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
Таким образом, приоритетное значение имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы (структурированная информация).
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Таким образом, в случае, если у Заявителя возникали какие-либо сомнения, непонимание Заявитель имел право направить запросы разъяснений извещения об осуществлении закупки.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что запросов на разъяснение извещения об осуществлении закупки не поступали.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно второго довода Комиссия Кировского УФАС России сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Техническое задание содержит обоснование включения дополнительных характеристик, а именно: "Установленные в соответствии со спецификой деятельности Заказчика, а также для уточнения параметров товара и достижения более полного соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. В отношении закупаемых товаров в позициях КТРУ содержится недостаточное количество обязательных характеристик, которые должны учитываться Заказчиком при описании объектов закупки, при этом такой набор характеристик является недостаточно детализированным, не в полной мере описывает данный товар, ввиду чего Заказчиком в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ при описании качественных, функциональных, эксплуатационных характеристик закупаемого товара использованы дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ".
Правилами и Законом о контрактной системе не определена форма либо критерии допустимости к обоснованию указания дополнительных характеристик в описание объекта закупки.
Техническое задание электронного аукциона N 0340200003324001633 содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно третьего довода Комиссия Кировского УФАС России сообщает следующее.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Кроме того, Заказчиком в материалы дела представлена информация (от ООО "Фортепианная фабрика "Заря", ООО "Фабрика роялей и пианино "Аккорд"), подтверждающая наличие товара с антивандальным покрытием.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно четвертого довода Комиссия Кировского УФАС России сообщает следующее.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При подготовке извещения об осуществлении закупки Заказчиком было получено 5 коммерческих предложений от различных юридических лиц для формирования НМЦК, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанная выше позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (дела N А11-15561/2019, N А11-955/2019, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делам N А29-11764/2020, N А11-15561/2019, N А43-15300/2020).
Таким образом, описание объекта закупки составлено Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. В рассматриваемой ситуации Заявителем не доказано отсутствие у Заказчика соответствующей потребности.
Довод Заявителя не обоснован.
Довод жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходит за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "СВЕТ И МУЗЫКА Н" на действия Уполномоченного учреждения - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок", Заказчика - МКУ ДО "Вахрушевская ДМШ" при проведении электронного аукциона на поставку музыкальных инструментов (извещение N 0340200003324001633).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 27 февраля 2024 г. N 043/06/106-162/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2024