Инспекция Дагестанского УФАС России по осуществлению внеплановой проверки (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Инспекции:
Магомедова А.Ш. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Зам. Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
рассмотрев материалы внеплановой проверки в отношении Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан,
в присутствии представителей:
Заказчика - Магомедхановой Э.М. (по доверенности);
Уполномоченного органа - Кадиевой Х.И., Алиевой А.У. (по доверенности),
УСТАНОВИЛА:
На основании поступившей информации от Прокуратуры Республики Дагестан (от 30.01.2024 N 07-143-2024/20820001/Hp43-24) по заявлению ИП Кучеренко А.В., в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Приказа Дагестанского УФАС России N 01 от "30" января 2024 г. инспекцией Дагестанского УФАС России по осуществлению внеплановой проверки проведена внеплановая камеральная проверка по адресу г. Махачкала, пл. Ленина, 2, 4-й этаж, каб. N88 в отношении Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее - Заказчик) и Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан (далее - Уполномоченный орган) на предмет соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении следующих закупок:
- электронный аукцион "Приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры), расположенного на территории города Махачкала Республики Дагестан для обеспечения отдельных категорий граждан, принятых на учет после 1 января 2005 года, жилыми помещениями по договорам социального найма" N 0103200008423003209;
- электронный аукцион "Приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры), расположенного на территории города Махачкала Республики Дагестан для обеспечения отдельных категорий граждан, принятых на учет после 1 января 2005 года, жилыми помещениями по договорам социального найма" N 0103200008423003319 (далее - Аукцион).
Заседание инспекции Дагестанского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок было назначено на 13.02.2024 г. в 14 часов 30 минут по адресу: г. Махачкала, пл. Ленина, 2, 4-этаж, каб. N88.
В связи с необходимостью получения от Заказчика дополнительных документов и сведений, а также изучения представленных материалов, в заседании Инспекции был объявлен перерыв на 21.02.2024 г. в 15 часов 00 минут по адресу: г. Махачкала, пл. Ленина, 2, 4-этаж, каб. N88.
По результатам проведенной внеплановой проверки Инспекцией установлено следующее.
21.11.2023 г. Комитетом по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган) в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), было размещено извещение о проведении на электронной торговой площадке АО "РАД" (далее - Оператор электронной площадки) для нужд Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан электронного аукциона N 0103200008423003209 "Приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры), расположенного на территории города Махачкала Республики Дагестан для обеспечения отдельных категорий граждан, принятых на учет после 1 января 2005 года, жилыми помещениями по договорам социального найма".
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 686 390,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.11.2023 NИЭА1 все поданные заявки отклонены (п. 4 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ)
Таким образом, электронный аукцион признан несостоявшимся.
После чего, 30.11.2023 г. Комитетом по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган) в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), повторно было размещено извещение о проведении на электронной торговой площадке АО "РАД" (далее - Оператор электронной площадки) для нужд Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан электронного аукциона N 0103200008423003209 "Приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры), расположенного на территории города Махачкала Республики Дагестан для обеспечения отдельных категорий граждан, принятых на учет после 1 января 2005 года, жилыми помещениями по договорам социального найма".
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 686 390,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.12.2023 NИЭА1 все поданные заявки отклонены (п. 4 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ)
Таким образом, электронный аукцион признан несостоявшимся.
В обращении ИП Кучеренко Александра Владимировича указывает, что Заказчиком неправомерно заключен контракт с единственным поставщиком (подрядчиком) Байрамовой Юлдуз Махмудгаджевной.
Представитель Заказчика на заседании Инспекции пояснила, что данный аукцион дважды размещался, для определения поставщика (подрядчика). При этом, оба раза признана не состоявшимся, в связи с чем, Заказчиком 12.12.2023 было направлено обращение в Службу государственного финансового контроля Республики Дагестан о согласовании заключения контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения с единственным поставщиком.
В соответствии с ч. 8 ст. 52 Закона о контрактной системе, в случаях, предусмотренных пунктами 3-6 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществить новую закупку либо осуществить закупку с единственным поставщиком в соответствии с п. 25 ч. 1 ст.93 Закона о контрактной системе.
В соответствии ч. 1 ст. 77 Закона о контрактной системе в случае признания электронного аукциона несостоявшимся заказчик направляет обращение в отношении единственного поставщика, соответствующего требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки для согласования в контрольный орган в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для заключения контракта с единственным поставщиком с приложением необходимых документов
По данному обращению была назначена внеплановая камеральная проверка. По результатам проведенной проверке 18.12.2023 г. вынесено решение N 05- 38С/2023 о согласовании Министерству строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Республики Дагестан возможности заключения контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения с единственным поставщиком
Относительна довода Заявителя, что причина отклонения заявки является надуманной, что нарушает его права как участника закупки сообщаем следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
В соответствии с Законом N 44-ФЗ, при формировании технического задания заказчику в рамках предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Однако, из вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять определить участникам закупки, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Невыполнение данного требования, приводит к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь приводит к необоснованному признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В силу части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки. Запрос отправляется через интерфейс электронной площадки. Запрос на разъяснение со стороны участников не был направлен.
В представленной заказчиком аукционной документации, в техническом задании в разделе 2 были прописаны следующие требования к предмету закупки:
6.2 |
Способ отделки стен: |
|
6.2.1. |
В жилой комнате |
обои по предварительно подготовленной выровненной поверхности, с отделкой из штукатурки (указать конкретный способ отделки) |
6.2.2. |
В коридоре(прихожей) |
обои по предварительно подготовленной выровненной поверхности, стеновые панели, с отделкой из штукатурки (указать конкретный способ отделки) |
6.2.3. |
На кухне |
Обои по предварительно подготовленной выровненной поверхности, |
|
|
современная керамическая плитка/керамогранит, стеновые панели, с отделкой из штукатурки (указать конкретный способ отделки). |
6.2.4. |
В санузле |
Современная керамическая плитка/керамогранит, стеновые панели из влагостойкого материала, окраска водоэмульсионным составом или масляная окраска, панели ПВХ (указать конкретный способ отделки) |
6.3. |
Тип напольного покрытия |
|
6.3.1. |
В жилой комнате |
линолеум, паркет, ламинат, деревянное покрытие (указать конкретный тип покрытия. Наличие плинтусов обязательно. В местах примыкания полов к стенам, перегородкам и другим конструкциям, выступающим над полом, должно быть наличие плинтуса. Между стеной и плинтусом не должно быть щелей. |
6.3.2. |
В коридоре (прихожей), на кухне |
линолеум, паркет, ламинат, деревянное покрытие, современная напольная керамическая плитка/керамогранит (указать конкретный тип покрытия). Наличие плинтусов обязательно. В местах примыкания полов к стенам, перегородкам и другим конструкциям, выступающим над полом, должно быть наличие плинтуса (исключение по закреплению плинтусом возможно при покрытии полов керамической плиткой). Между стеной и плинтусом не должно быть щелей. |
6.3.3. |
В санузле |
Современная напольная керамическая плитка/кецамогоанит |
Причина отклонения заявок: несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). Заказчик в техническом задании в описании объекта закупки, в частности отделки стен, указывает в п. 6.2.1. "обои по предварительно подготовленной выровненной поверхности, с отделкой из штукатурки"; в п. 6.2.2 "обои по предварительно подготовленной выровненной поверхности, стеновые панели, с отделкой из штукатурки"; в п. 6.2.3. "обои по предварительно подготовленной выровненной поверхности, современная керамическая плитка керамогранит, стеновые панели, с отделкой из штукатурки". В то время как участник закупки в описании предполагаемого к закупке объекта указывает в п.6.2.1.; п. 6.2.2.; п. 6.2.3. "с отделкой из штукатурки (венецианская штукатурка мокрый шелк)". Исходя из изложенного заявка участника не соответствует заявленным требованиям заказчика и техническому заданию.
Благоустроенное жилое помещение должно соответствовать общим требованиям к жилому помещению, установленным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 (п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 2 июля 2009 г.).
Согласно ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ) не устанавливает обязательного шаблона для технического задания, оно составляется в произвольной форме с соблюдением правил описания объекта закупки, предусмотренных ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, имеются рекомендуемые стандарты описания характеристики предоставляемого жилья: общая площадь недвижимости; количество жилых комнат; инженерная инфраструктура; отделка; наличие приборов учета.
В техническом задании очень важно раскрыть ключевые особенности и потребности заказчика: качественные характеристики тех свойств и признаков объекта, которые отражают его способность соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям, технические характеристики объекта закупки.
Например, требования к габаритам, цвету, применяемым материалам, функциональные характеристики, которые отражают способность объекта выполнять его основную функцию. Например, при закупке продуктов питания функциональными характеристиками являются потребительские свойства товара, такие как пищевая ценность (энергетическая, биологическая), эстетические свойства (форма, цвет, запах и т.д.), эксплуатационные характеристики, например, характеристики надежности и работоспособности объекта закупки - прочность, долговечность, в отдельных случаях целесообразно указать предельные эксплуатационные расходы на приобретаемый товар.
При описании в техническом задании объекта закупки, заказчик руководствовался общими санитарными и гигиеническими нормами, предъявляемыми к жилому помещению. Обои - это отделочный материал, который не теряет своей функциональности и практичности. Обычно обои клеят на подготовленные поверхности - предварительно стены штукатурят, покрывают специальными отделочными материалами и т.д. Любая бетонная стена предполагает наличие неровностей и кривизны, которые не позволят наклеить обои (особенно тонкие) ровно. Возможность появления плесени - еще один серьезный повод задуматься до того, как клеить обои на бетонную стену без предварительной подготовки В качестве примера других регионов предоставляем извещение по аналогичным закупкам: N 0154300014224000002, N 0848300051124000016, N 0332300272923000135, N 0108300004424000006, N 0145300008924000027, N 0319300003423000203, N 01243000164230000530001, N 45300008923000143. N 0891200000623005796.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31 октября 2023 г. N ИЭА1, электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе все поданные заявки отклонены (п. 4, ч. 1, ст. 52 Закона о контрактной системе).
На основании вышеизложенного считаем, что Заказчиком были соблюдены требования действующего законодательства в контрактной системе, как при проведении процедуры электронного аукциона, так и при заключении контракта с единственным поставщиком".
Инспекция Дагестанского УФАС, изучив представленные документы и выслушав представителей сторон, приняла решения об отсутствии в действиях Заказчик и Уполномоченного органа нарушений норм Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция,
Р Е Ш И Л А:
В действиях Заказчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан и Уполномоченного органа нарушений норм Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции К.А. Бабаев
Члены Инспекции А.Ш. Магомедов
К.Г. Магомедов
Исп.: Магомедов А.Ш. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 21 февраля 2024 г. N 005/06/99-225/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2024