Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Халмурзиева М.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Магомедова А.Ш. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "КОМПАНИЯ "ТЕНЗОР" (далее - Заявитель) на действия ГБУ РД "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0303200002524000001 "УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С МИС (ЭЦП для врачей)" (далее - Аукцион),
при участии представителей от: Заказчика - Гусейнова Э.М. (по доверенности), Гаджиевой З.М. (по доверенности), Заявителя - Костичевой Е.Г. (по доверенности),
У С Т А Н О В И Л А:
20.02.2024 г. поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается, что извещение о проведении Аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная системе), а также на электронной площадке - АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
13.02.2024 г. Заказчиком в Единой информационной системе было размещено извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 274 170 руб.
1. По мнению Заявителя жалобы, Заказчиком в Описании объекта закупки, опубликованного в извещении, в приложении N1 к Техническому заданию указано на конкретное программное обеспечение (далее - ПО), а именно "АС Кабинет УЦ" без указания слов "или эквивалент", что по мнению Заявителя, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Заявитель указывает, что в Российской Федерации имеется аналогичное ПО различных производителей.
Вторым доводом Заявитель указывает, что Заказчику был направлен запрос на разъяснение положений извещения, при этом Заказчиком не на все вопросы дан ответ.
Кроме того, Заявитель указывает, что Заказчиком не применен код позиции КТРУ 26.20.21.120-00000015.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной; обязать Заказчика внести изменение в описание объекта закупки, а именно предусмотреть в ТЗ возможность поставки ПО АС Кабинет УЦ либо эквивалент; продлить срок подачи заявок на участие в закупке в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 данной статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, прямо указывает на то, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных 2023-1668 в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудовании.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссией установлено, что в Техническом задании, являющемся неотъемлемой частью извещения об осуществлении закупки, в пункте 1.5. Состав и условия оказания услуг указано следующее: "Услуги оказываются на основании Контракта и Технического задания. Состав, характеристики, качество и порядок оказания Услуг определяются настоящим Техническим заданием.
Предоставление эквивалента недопустимо, так как заказчик приобретает продление права использования программы для ЭВМ "АС "Кабинет УЦ", на которое уже затрачены средств на внедрение, сопровождение и обучение сотрудников работе в программе.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в материалы дела со стороны Заказчика представлено возражение, в котором указывается, что заказчиком накоплен объемный архив документов в используемой программе для ЭВМ "АС "Кабинет УЦ", который Заказчиком используется в существующих процессах ГБУ РД "Республиканских диагностический центр", например, это позволяет сократить трудозатраты работников на получение врачами сертификатов ключей проверки электронной подписи, а функциональность программы для ЭВМ позволяет не осуществлять сбор документов из раза в раз, помимо этого в материалах дела отсутствует подтверждение, что используемая Заказчиком программа, предназначенная для взаимодействия Заказчика с удостоверяющим центром разработана Компанией СКБ "Контур" и техническая возможность оказания услуг иным хозяйствующим субъектом, не входящим в группу Компаний СКБ "Контур" отсутствует.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода Заявителя о нарушении Заказчиком части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком не доказан факт, что проводимая Заказчиком конкурентная процедура подпадает под исключения, предусмотренные в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным, Комиссия считает, что Заказчиком допущено нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Относительно довода Заявителя о нарушении Заказчиком положений части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял:
1) при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней;
2) при проведении электронных аукционов - не менее семи дней;
3) при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена
контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена
контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному
ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда
рублей, - не менее трех дней;
4) при проведении электронных запросов котировок - не менее трех дней.
Часть 5 статьи 42 Закона о контрактной системе гласит, что любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Комиссией установлено, что 16.02.2024 Заказчику был направлен запрос на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки, с требованием внести изменение в Описание объекта закупки и проект государственного контракта.
Согласно сведениям, размещенным в открытой части Единой информационной системы Заказчик опубликовал разъяснение положений извещения 19.02.2024 в 19:25 (МСК), предусмотренный положениями Закона о контрактной системе срок размещения разъяснений - 18.02.2024. Кроме того, в ответе на поданный запрос отсутствует разъяснение по вопросу "просим уточнить, возможно ли при подписании договора указать наименование тарифов Исполнителя, определенного по результатам процедуры?"
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода Заявителя и нарушении Заказчиком части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно не установивших в извещении о проведении закупки код товара по КТРУ.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В извещении о проведении закупки установлен код 62.03.12.130 - Услуги по сопровождению компьютерных систем.
В описании объекта закупки среди прочего необходимо поставить в том числе: Рутокен ЭЦП 3.0 3220, серт.ФСБ.
Каталог содержит позицию код 26.20.21.120-00000015 "Носитель ключевой и идентификационной информации", при этом данная позиция КТРУ отсутствует в извещении о проведении закупки.
Кроме того, позиция 26.20.2 включена в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878.
Таким образом, действия Заказчика не соответствуют положениям п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, что нарушает требования п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контактной системе.
В связи с изложенным, довод жалобы Заявителя признается обоснованным.
Руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 5 ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 2 ст. 42 и ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
5. Направить копию настоящего решения в адрес сторон.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии М.М. Халмурзиев
Члены Комиссии: А.Ш. Магомедов
К.Г. Магомедов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 27 февраля 2024 г. N 005/06/106-198/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2024