Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
в отсутствие представителей Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) и ООО "МСК" (далее также - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "МСК" на действия Единой комиссии уполномоченного органа - Управления РСО-Алания (далее - Единая комиссия Управления РСО-Алания) при проведении запроса котировок в электронной форме N0310200000324000057 на поставку лекарственного средства МНН ИМАТИНИБ в 2024 году для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
02 февраля 2024 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "МСК" на действия Единой комиссии Управления РСО-Алания при проведении Запроса котировок.
Заявитель считает, что Единая комиссия Управления РСО-Алания нарушила требования к содержанию Протокола подведения итогов проведения Запроса котировок от 01.02.2024 указав неверную причину отклонения его заявки на участие в Запросе котировок.
Так, Заявителем была подана заявка на участие в Запросе котировок, которой был присвоен идентификационный номер 398752. Согласно Протоколу подведения итогов проведения Запроса котировок от 01.02.2024 решением Единой комиссии Управления РСО-Алания вышеуказанная заявка была отклонена на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в связи с непредставлением информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, а именно:
заявка не соответствует условиям, запретам и ограничениям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N1289 (далее - ПП РФ от 30.11.2015 N1289) в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, предусмотренным пунктом 3 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке Извещения об осуществлении закупки и пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе - заявка участника закупки содержит предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (страна происхождения предлагаемого к поставке товара - Республика Индия), что не соответствует условиям ограничения допуска товаров, предусмотренным постановлением ПП РФ от 30.11.2015 N1289, согласно которым при имеющихся двух и более заявках, соответствующих положениям пункта 1 ПП РФ от 30.11.2015 N1289 все заявки содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств отклоняются.
С данным решением Единой комиссии Управления РСО-Алания Заявитель не согласен и считает, что ввиду указанных обстоятельств его заявка на участие в Запросе котировок подлежала отклонению по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Управление РСО-Алания представило в материалы дела письменные возражения в которых признало, что при составлении Протокола подведения итогов проведения Запроса котировок от 01.02.2024 была допущена опечатка в части указания нормы Закона о контрактной системе, послужившей основанием для отклонения заявки ООО "МСК" на участие в Запросе котировок, отметив при этом, что в описательной части основания такого отклонения, причина указана верно.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
25 января 2024 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Управлением РСО-Алания, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N0310200000324000057 на поставку лекарственного средства МНН ИМАТИНИБ в 2024 году для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" с начальной (максимальной) ценой контракта 181 693,20 (в редакции N2 с внесенными изменениями, далее - Извещение), в том числе требования к содержанию и составу заявки, описание объекта анализируемой закупки и проект государственного контракта.
Извещением о проведении Запроса котировок установлен срок окончания подачи заявок - 01.02.2024 09:00 (МСК).
Согласно сведениям из ЕИС, до окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок было подано 4 заявки.
Из Протокола подведения итогов проведения Запроса котировок от 01.02.2024 следует, что решением Единой комиссии Управления РСО-Алания заявка на участие в Запросе котировок, которой был присвоен идентификационный номер N398752, то есть заявка ООО "МСК", отклонена на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в связи с непредставлением информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, а именно:
заявка не соответствует условиям, запретам и ограничениям, установленным постановлением ПП РФ от 30.11.2015 N1289 в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, предусмотренным пунктом 3 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке Извещения об осуществлении закупки и пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе - заявка участника закупки содержит предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (страна происхождения предлагаемого к поставке товара - Республика Индия), что не соответствует условиям ограничения допуска товаров, предусмотренным постановлением ПП РФ от 30.11.2015 N1289, согласно которым при имеющихся двух и более заявках, соответствующих положениям пункта 1 ПП РФ от 30.11.2015 N1289 все заявки содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств отклоняются.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в ЕИС обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N1289 установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ПП РФ от 30.11.2015 N1289).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе Заказчиком в Извещении о проведении Запроса котировок установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренные ПП РФ от 30.11.2015 N1289.
Пунктом 1 ПП РФ от 30.11.2015 N1289 установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Аналогичное требование к содержанию и составу заявки на участие в Запросе котировок установлено Заказчиком в Извещении о проведении Запроса котировок.
При рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Запросе котировок 2 из 4 заявок (с идентификационными номерами заявок N398752 и N398278) были отклонены решением Единой комиссии Управления РСО-Алания в связи с предложением к поставке в ходе исполнения контракта лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства.
В соответствии с пунктом 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе).
Таким образом, решение Единой комиссии Управления РСО-Алания об отклонении заявок на участие в Запросе котировок, которым были присвоены идентификационные номера N398752 (заявка ООО "МСК") и N398278 в целом является обоснованным.
При этом, заявки на участие в Запросе котировок, которым были присвоены идентификационные номера N398752 (заявка ООО "МСК") и N398278, подлежат отклонению на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, поскольку именно они содержат предложение о поставке в ходе исполнения контракта лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства.
Вместе с тем, согласно части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Пунктом 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным Законом о контрактной системе, с обоснованием такого решения и указанием положений Закона о контрактной системе, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.
Однако, в нарушение требований пункта 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, Единой комиссией Управления РСО-Алания в Протоколе подведения итогов проведения Запроса котировок от 01.02.2024 в качестве основания для отклонения заявок на участие в Запросе котировок, которым были присвоены идентификационные номера N398752 (заявка ООО "МСК") и N398278, указан пункт 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, что не соответствует фактическим обстоятельствам.
Таким образом, действия членов Единой комиссии Управления РСО-Алания, выразившиеся в нарушении требований к содержанию протокола, предусмотренных пунктом 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "МСК" на действия Единой комиссии Управления РСО-Алания при проведении запроса котировок в электронной форме N0310200000324000057 на поставку лекарственного средства МНН ИМАТИНИБ в 2024 году для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
2. Признать членов Единой комиссии Управления РСО-Алания нарушившими требования пункта 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать уполномоченному органу - Управлению РСО-Алания, государственному заказчику - Министерству здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания и оператору электронной торговой площадки - АО "ЕЭТП" предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА14-02/24 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении членов Единой комиссии Управления РСО-Алания, виновных в совершении выявленного нарушения, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 9 февраля 2024 г. N А14-02/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2024