Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заказчика - КГБУЗ "Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства" - Ревякиной Елены Васильевны, Каблашевой Анастасии Юрьевны, Полуяновой Марии Викторовны
от индивидуального предпринимателя Зудиловой Елены Ивановны - Шишиморова Сергея Сергеевича,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - КГБУЗ "Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства" о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Зудиловой Елене Ивановне в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 08172000003230005530001/23-239 от 20.02.2023 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000323000553 "Поставка медицинских изделий (зонды, катетеры) лот 1", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
16 февраля 2024 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - КГБУЗ "Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства" о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Зудиловой Елене Ивановне в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 08172000003230005530001/23-239 от 20.02.2023 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000323000553 "Поставка медицинских изделий (зонды, катетеры) лот 1".
22 февраля 2024 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Представители заказчика настаивают на включении сведений об индивидуальном предпринимателе Зудиловой Елене Ивановне в реестр недобросовестных поставщиков. Пояснили, что поставленный поставщиком товар был принят заказчиком не в полном объеме по причине несоответствия условиям контракта - при цене контракта в 178 009 руб. 12 коп. по состоянию на дату рассмотрения обращения принят товар на сумму 164 596 руб. 72 коп., непринятый товар на сумму 13 412 руб. 04 коп. поставщик не заменил. Поставщик непринятый товар у заказчика не забрал, на связь с заказчиком не выходил, в связи с чем заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представитель поставщика против удовлетворения заявления возражает. Указал, товар был поставлен в полном объеме, однако часть товара - катетеры не были приняты заказчиком в связи с несоответствием условиям контракта (по показателю "Объем баллона"). Поставщик не намерен забирать обратно поставленный, но не принятый товар, поскольку 11 декабря 2023 года между ним и заказчиком был подписан договор пожертвования N 597 в отношении поставленного, но не принятого товара, на сумму 13 412 руб. 04 коп. После подписания договора пожертвования была достигнута устная договоренность с заказником о расторжении контракта по соглашению сторон.
Представители заказчика не располагают информацией о заключении договора пожертвования и расторжении договора по соглашению сторон.
Заслушав представителей, исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
27 января 2023 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0817200000323000553 "Поставка медицинских изделий (зонды, катетеры) лот 1". Начальная (максимальная) цена контракта - 225 328 руб. К поставке требовались зонды и катетеры в ассортименте.
В частности, заказчику необходимы катетеры уретральные постоянные для дренажа/промывания:
- с наружным диаметром 2 мм и объемом баллона не менее 5 мл, не более 10 мл (участник закупки указывает точное значение) - 30 штук;
- с наружным диаметром 2,7 мм и объемом баллона не менее 5 мл, не более 10 мл (участник закупки указывает точное значение) - 250 штук;
- с наружным диаметром 3,3 мм и объемом баллона не менее 5 мл, не более 10 мл (участник закупки указывает точное значение) - 50 штук;
- с наружным диаметром 4,7 мм и объемом баллона не менее 30 мл, не более 40 мл (участник закупки указывает точное значение) - 40 штук;
- с наружным диаметром 5,3 мм и объемом баллона не менее 30 мл, не более 40 мл (участник закупки указывает точное значение) - 100 штук;
- с наружным диаметром 6,0 мм и объемом баллона не менее 30 мл, не более 40 мл (участник закупки указывает точное значение) - 220 штук;
- с наружным диаметром 7,3 мм и объемом баллона не менее 30 мл, не более 40 мл (участник закупки указывает точное значение) - 120 штук.
На участие в закупке было подано четыре заявки. Все заявки были признаны соответствующими. Протоколом подведения итогов определения поставщика от 09.02.2023 г. победителем закупки был признан участник, подавший заявку N 113491876, с ценовым предложением 178 009 руб. 12 коп. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 21,00%.
20 февраля 2023 года по итогам закупки N 0817200000323000553 между КГБУЗ "Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства" и индивидуальным предпринимателем Зудиловой Еленой Ивановной был заключен контракт N 08172000003230005530001/23-239, по условиям которого поставщик обязуется поставить и передать медицинские изделия (зонды, катетеры) лот 1 заказчику по наименованию(ям), качеству, комплектации, в количестве, ассортименте согласно направленной отгрузочной разнарядке, сформированной из ассортимента указанного в Спецификации (Приложение N 1), в установленный контрактом срок.
В частности, должны быть поставлены катетеры уретральные постоянные для дренажа/промывания:
- с наружным диаметром 2 мм и объемом баллона 5 мл - 30 штук;
- с наружным диаметром 2,7 мм и объемом баллона 5 мл - 250 штук;
- с наружным диаметром 3,3 мм и объемом баллона 10 мл- 50 штук;
- с наружным диаметром 4,7 мм и объемом баллона 30 мл - 40 штук;
- с наружным диаметром 5,3 мм и объемом баллона 30 мл- 100 штук;
- с наружным диаметром 6,0 мм и объемом баллона 30 мл - 220 штук;
- с наружным диаметром 7,3 мм и объемом баллона 30 мл - 120 штук.
Согласно пункту 4.2 контракта поставка товара осуществляется по отгрузочным разнарядкам (заявкам), полученным от заказчика. Отгрузочные разнарядки (заявки) содержат сведения о наименовании, количестве и ассортименте товара, адресе поставки, стоимости товара и лицах, ответственных за приемку товара. Товар должен быть поставлен в течение 10 календарных дней со дня направления заказчиком соответствующей отгрузочной разнарядки (заявки).
Поскольку поставщик неоднократно нарушал сроки поставки товара, и часть товара не была поставлена, 10 ноября 2023 года заказчик, на основании статьи 523 Гражданского кодекса РФ, статьи 95 Закона о контрактной системе и положений контракта, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 08172000003230005530001/23-239 от 20.02.2023 г.
В письме от 15.11.2023 г. поставщик уведомил заказчика, что товар направлен в его адрес, и просил отменить односторонний отказ от 10.11.2023 г.
20 ноября 2023 года заказчик отменил решение от 10.11.2023 г. об одностороннем отказе от исполнения контракта N 08172000003230005530001/23-239 от 20.02.2023 г.
При приемке товара заказчиком было установлено, что часть товара не подлежит приемке в связи с несоответствием товара условиям контракта:
- поставлен товар "Катетер" с объемом баллона "3 мл" вместо "5 мл" (акт приемки N 22 от 01.12.2023 г.);
- поставлен товар "Катетер" с объемом баллона "5 мл" вместо "10 мл", а также "10 мл" вместо "30 мл" (акт приемки N 23 от 01.12.2023 г.).
Заказчик потребовал произвести замену товара до 11 декабря 2023 года.
11 декабря 2023 года между КГБУЗ "Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства" и индивидуальным предпринимателем Зудиловой Еленой Ивановной был подписан договор пожертвования N 597, в котором указано на передачу лечебному учреждению катетеров в ассортименте, на общую сумму 13 412 руб. 40 коп.
Представитель поставщика заявил, что поставщик не имел намерения забирать ранее поставленные катетеры в связи с подписанием договора пожертвования.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктами 10.1 и 10.2 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основания:
существенное нарушение поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
невыполнение поставщиком обязательства по передаче вместе с товаром документов или копий документов, предусмотренных контрактом;
невыполнение поставщиком требования заказчика о замене товара, доукомплектовании товара, поставки недопоставленного количества товара;
неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки товара;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Поскольку поставщик поставил товар не в полном объеме, 05 февраля 2024 года заказчик повторно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 08172000003230005530001/23-239 от 20.02.2023 г., указав, что на дату принятия решения поставщиком не исполнены обязательства на общую сумму 83 824 руб. 88 коп. Указанное решение было размещено в единой информационной системе.
В заседании Комиссии представители заказчика указали, что в решении от 05.12.2024 г. допущена неточность в расчетах суммы неисполненных подрядчиком обязательств. На момент рассмотрения обращения поставщиком не допоставлен товар на сумму 13 412 руб. 40 коп.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 16 февраля 2024 года.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
Между тем, в соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссией установлено, что поставщик, допустив просрочку поставки товара, оплатил пеню в размере 968 руб. 06 коп., безвозмездно передал заказчику часть товара, ранее заказчиком не принятую, но удовлетворяющую его потребности в медицинских изделиях, используемых при лечении пациентов. При цене контракта в 178 009 руб. 12 коп. по состоянию на дату рассмотрения обращения Комиссией поставщиком поставлен, а заказчиком принят товар на сумму 164 596 руб. 72 коп.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии недобросовестности в поведении поставщика.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об индивидуальном предпринимателе Зудиловой Елене Ивановне.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 22 февраля 2024 г. N 022/10/104-175/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2024