Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Биомедикалфарм", не явился, извещен;
от заказчика - КГБУЗ "Алтайский Краевой онкологический диспансер", Галкиной Оксаны Михайловны, Зиннер Екатерины Владимировны, Тереховой Натальи Анатольевны, с использованием ВКС;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", Олюниной Екатерины Викторовны, с использованием ВКС;
рассмотрев с использованием средств ВКС жалобу ООО "Биомедикалфарм" на положения извещения об электронном аукционе N 0817200000324001143 "Поставка специализированной пищевой продукции (ВМК, СБКС)", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
ООО "Биомедикалфарм" (далее - заявитель) обратилось в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на положения извещения об электронном аукционе N 0817200000324001143 "Поставка специализированной пищевой продукции (ВМК, СБКС)".
В обоснование жалобы заявитель указал что, установленное Заказчиком требование о содержании "минералов не менее 2-х, и не более 3-х в т.ч. калий в количестве от 1,875 до 6,25 г.; магний в количестве от 0,3 до 1 г." ограничивает ряд производителей осуществляющий выпуск товаров с улучшим характеристиками, чем установил Заказчик.
Таблица В.З. ГОСТ 33933-2016 определяет перечень витаминов и минеральных веществ, один или несколько из которых могут входить в состав СБКС с добавлением витаминно-минерального премикса: Витамин С, Витамин В, Витамин В2, Витамин В6, Ниацин, Витамин В12, Фолиевая кислота, Пантотеновая кислота, Биотин, Витамин А, Витамин Е, Витамин D, Витамин К, Кальций, Магний, Калий, Железо, Цинк, Йод, Медь, Марганец, Хром, Молибден. С учетом изложенного ГОСТ 33933-2016 соответствует любая СБКС, содержащая один или несколько любых витаминов и (или) минеральных веществ в установленном количестве, или не содержащая таковых, соответствующая иным характеристикам, установленных названым стандартом.
Требование о содержании в СБКС комбинации только калия и магния отклоняется от принятого стандарта и в условиях наличия на рынке подходящего товара единственного производителя являются "блокирующими" требованиями по отношению к товару других участников товарного рынка.
Также заявитель указывает, что указывать в документации об аукционе "соответствие Товара ГОСТ Р 58040-2017" не допустимо. При формировании технического задания Заказчик должен был руководствоваться ГОСТ Р 57106-2023 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании. Технические условия", поскольку данный ГОСТ Р определяет и конкретизирует содержание витаминов и минеральных веществ в одной порции ВМК, необходимой для применения в медицинских учреждениях.
Указанные требования Заказчика также нарушают права потенциальных участников закупки на участие в аукционе, так как являются фактическим ограничением количества участников.
На основании изложенного просит: рассмотреть настоящую жалобу по существу; признать положения документации об электронном аукционе N 0817200000324001143 не соответствующими действующему законодательству в сфере закупок; обязать Заказчика внести соответствующие изменения в положения документации об электронном аукционе N 0817200000324001143, исключив из описания объекта закупки требования ограничивающие конкуренцию, а именно в части поставки ВМК - о производстве и соответствии Товара ГОСТ Р 58040-2017; в части поставки СБКС исключить требование о обязательном составе минералов: калия и магния, а также исключить требование об ограничении количества-не более 3.
Представитель уполномоченного учреждение согласен с позицией заказчика, считает, что со стороны заказчика, уполномоченного учреждения нарушений Закона о контрактной системе не допущено.
Представители заказчика указывают, закупаемый товар свободно обращается на российском рынке. Любой хозяйствующий субъект может приобрести необходимые Заказчику специализированные продукты для их последующей реализации в рамках данной закупки.
Также, действующее законодательство не обязывает Заказчика составлять описание объекта закупки таким образом, чтобы подходили все зарегистрированные на территории России эквиваленты закупаемого товара.
Отсутствие у потенциальных участников закупки информации о товарах, подходящих под требования указанного технического задания, а также отсутствие такого товара, не является основанием для внесения Заказчиком изменений в условия извещения.
Заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
12.02.2024 г. уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме от 12.02.2024 г. N 0817200000324001143 "Поставка специализированной пищевой продукции (ВМК, СБКС)".
Согласно п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), при осуществлении закупки Заказчик применил КТРУ 10.86.10.910-00000002 - "Смесь сухая белковая композитная".
При этом выбранной позицией КТРУ предусмотрены следующие обязательные и не обязательные характеристики товара: "Агломерированная форма", "Вид применяемого сырья", "Наличие обогащающих компонентов".
Заказчик закупает СБКС для ее использования в лечебном питании пациентов, находящихся на стационарном лечении.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечебное питание является неотъемлемой частью лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке; специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма. Нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Заказчик является медицинской организаций, в которой на стационарном лечении находятся пациенты, которым согласно требованиям Приказа Минздрава России от 21.06.2013 N 395н "Об утверждении норм лечебного питания" (зарегистрирован в Минюсте РФ 5.07.2013, Регистрационный N 28995) (далее - Приказ N 395н) назначается лечебное питание по основному варианту стандартной диеты (ОВД), согласно Приказу N 395н норма на одного пациента в сутки СБКС составляет 27 грамм, ВМК 50-100% от физиологической потребности.
Смеси белковые композитные сухие являются специализированными продуктами диетического лечебного и диетического питания, их производство регламентировано международным стандартом ГОСТ 33933-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2016 N 1299-ст (далее - ГОСТ 33933-2016).
Согласно п. 3.1 ГОСТ 33933-2016 СБКС состоят из белков молока или изолята соевого белка, или смеси белков молока и изолята соевого белка с добавлением одного или нескольких ингредиентов, в том числе минеральных веществ. А согласно п. 5.2.1 ГОСТ 33933-2016 для изготовления СБКС применяют сырье: на основе концентрата молочного белка и концентрата сывороточных белков.
В таб. 2 п. 5.1.3 ГОСТ 33933-2016 определено, что содержание минеральных веществ в суточной порции СБКС, обогащенной минеральными веществами, составляет от 15,0 до 50,0 включ. %, от нормы физиологической потребности в конкретном компоненте.
Из таблицы В.3 Приложения В (обязательного) ГОСТ 33933-2016 следует допустимость содержания в 20 г СБКС калия мг от 375,0 до 1250,0 включ. и магния мг от 60,0 до 200,0 включ., что при пересчете на 100 г такой СБКС составит: калия г. от 1,875 до 6,25 включ. и магния г. от 0,3 до 1 включ.
Таким образом, указанные дополнительные характеристики установлены в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, ГОСТ 33933-2016 и не требуют дополнительных обоснований.
С целью эффективной диетотерапии пациентов, находящихся на стационарном лечении, Заказчиком был отдан приоритет при установлении требований в описании объекта закупки дополнительным показателям (характеристикам): магния в количестве от 0,3 до 1 г включ. на 100 г, и калия в количестве от 1,875 до 6,25 г на 100 г, так как эти макроэлементы являются важными и необходимыми.
Магний - играет важную роль в образовании более трехсот ферментов, принимает участие в энергетическом и электролитном обмене, выступает в качестве регулятора клеточного обмена, необходим на всех этапах синтеза белковых молекул. Особо важна роль магния в процессах мембранного транспорта. Важнейшее значение магния состоит в том, что он снижает чувствительность организма к внешним воздействиям, оказывает нормализующее действие на состояние высших отделов нервной системы. Магний играет позитивную роль, тормозя процесс атеросклероза.
Калий - является главным внутриклеточным электролитом, играющим важную роль в поддержании мембранного потенциала, принимает участие в регуляции водного, кислотного и электролитного баланса, участвует в процессах проведения нервных импульсов, регуляции давления. Потребление калия оказывает благоприятное влияние на артериальное давление у взрослых.
Калий и магний - макроэлементы, необходимые для нормальной жизни всех клеток организма человека. Они чрезвычайно важны, так как участвуют в обмене веществ клеток сердечной мышцы и насыщают их энергией.
Физиологической ролью магния является участие в обменных процессах - белковый обмен (синтез белка). При онкозаболеваниях одним из основных осложнений является белково-энергетическая недостаточность вследствие нарушения белкового обмена - дефицита магния. Вследствие дефицита магния происходит нарушение метаболизма калия и развитие его дефицита в организме, так как нормальный уровень калия поддерживается определенным количеством магния.
Таким образом, данные макроэлементы играют значимую роль в составе лечебного питания онкопациентов.
Согласно доводу заявителя о том, что устанавливать требование о соответствии товара ГОСТР Р 58040-2017 не допустимо - не основан на нормах права и не поддержан какими-либо доказательствами.
Национальный стандарт ГОСТ Р 58040-2017 распространяется на витаминно-минеральные комплексы (далее - ВМК) - ВМК премиксы, предназначенные для использования в пищевой промышленности для обогащения пищевой продукции массового потребления, при производстве функциональных и специализированных пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище, а также ВМК, готовые к употреблению, предназначенные для непосредственного употребления в качестве биологически активных добавок к пище или в качестве компонента приготовления готовых блюд диетического профилактического и диетического лечебного питания для различных категорий населения (детей, беременных, кормящих женщин, лиц пожилого возраста, спортсменов, пациентов медицинских организаций, потребителей услуг социальных учреждений, работающих во вредных и особо вредных условиях и в организованных коллективах и др.) и содержит технические требования к конкретным характеристика и/или минеральных веществ в суточной порции ВМК.
Согласно п. 5.2.2 ГОСТ Р 58040-2017 по содержанию витаминов и/или минеральных веществ ВМК, готовые к употреблению должны, в частности, соответствовать параметрам:
- ВМК, готовые к употреблению, для обогащения блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания в медицинских организациях - не менее чем 50% и не более чем 100% от нормы физиологической потребности в конкретном компоненте, в том числе по ГОСТ Р 57106-2023.
Таким образом, ГОСТ Р 5840-2017 предусматривает ВМК для обогащения блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания в медицинских организациях как в соответствии с ГОСТ Р 57106-2023, так и без учета положений ГОСТ Р 57106-2023, при условии, что ВМК содержит не менее чем 50% и не более чем 100% от нормы физиологической потребности в конкретном компоненте.
Согласно описанию объекта закупки, количество витаминов в ВМК должно быть не менее 10, включая витамины А, В5 - пантотенат кальция, В7 - биотин, а минеральных веществ не менее 2, включая цинк.
Поскольку в отношении вышеуказанных витаминов и минеральных веществ установлены нормы физиологической потребности ("Методические рекомендации МР 3.2.1.0253-21 2.3.1. Гигиена питания. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации"), а ГОСТ Р 58040-2017 содержит ссылку на витамины и минералы, для которых установлены такие нормы, обоснования для установления таких характеристик ВМК не требуется.
Таким образом, требования к витаминно-минеральному составу ВМК установлены на основании данных, полученных в результате многочисленных исследований обеспеченности пациентов витаминами и минеральными веществами, и учитывают дефицит основных элементов у большого количества пациентов Российской Федерации.
Также Заказчиком, с учетом специфики лечебного учреждения, установлено требование об отсутствии темных вкраплений в ВМК, поскольку ВМК не должны влиять на изменение органолептических свойств готового блюда, в том числе на вкус и на цвет, дабы не вызвать у пациентов негативной реакции на внешний вид готового блюда.
Кроме того, довод заявителя об ограничении конкуренции несостоятелен, поскольку в Едином реестре свидетельств о государственной регистрации зарегистрировано не менее двух производителей ВМК, производимых по ГОСТ Р 58040-2017.
При этом по ГОСТ Р 57106-2023 изготавливается единственный ВМК из зарегистрированных - Специализированный пищевой продукт Комплекс витаминно-минеральный "Премикс 123-19".
Заявителем не представлено доказательств того, что под описание объекта закупки подходит товар конкретного/единственного производителя, а также не представлено указание на самого производителя.
Между тем, согласно представленной Заказчиком информации под описание закупаемого товара подходит не менее двух производителей (ВМК: ООО "Шелдонфарма", ООО "Академия -Т"; СБКБ: ООО "Шелдонфарма", ООО "АРТ Современные научные технологии" и ООО "В-МИН+"), не входящими в одну группу лиц.
На основании изложенного, Комиссия не находит в действиях Заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе, а также нарушений прав и законных интересов заявителя.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Биомедикалфарм" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_______________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_______________________ |
О.В. Тетерина |
|
_______________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 26 февраля 2024 г. N 022/06/42-191/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2024