Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "МЕДПРОФ", Поляковой Ольги Владимировны, с использованием ВКС;
от заказчика - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю, Мельниченко Юлии Владимировны, Ященко Екатерины Олеговны, с использованием ВКС;
рассмотрев с использованием средств ВКС жалобу ООО "МЕДПРОФ" на действия заказчика по закупке N 0217100000424000041 "Поставка сигнализаторов звука цифровых для обеспечения граждан", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
ООО "МЕДПРОФ" (далее - заявитель) обратилось в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на действия заказчика по закупке N 0217100000424000041 "Поставка сигнализаторов звука цифровых для обеспечения граждан".
В обоснование жалобы заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований Федерального закона в части нарушения правил описания объекта закупки, а также нарушение при определении НМЦК.
Заявитель считает, что в извещении об осуществлении закупки, в том числе, в описании объекта закупки Заказчиком указаны требования к функциональным и техническим характеристикам товара, которые влекут за собой ограничение количества участников запроса котировок и создают преимущественные условия участия в закупке хозяйствующим субъектам, реализующим продукцию определенного производителя, что нарушает право заявителя на участие в закупке.
Указывает, что по совокупности установленных характеристик объекта закупки требованиям Заказчика соответствует только одна модель сигнализатора одного производителя, а именно - ООО "Исток Аудио Трейдинг".
Устанавливая такие требования к объекту закупки, которые противоречат действующему законодательству РФ, Заказчик ограничивает конкуренцию.
Также, заявитель указывает на нарушение Заказчиком определения НМЦК. Считает, что полученные от поставщиков ответы, зачастую, содержат несопоставимые условия по отношению к техническим характеристикам, указанным Заказчиком в запросе цен. Такие ответы не рекомендуется использовать при формировании НМЦК, а также такие ответы не могут гарантировать, что товар, предлагаемый поставщиками, полностью соответствует техническим характеристикам, установленным Заказчиком в извещении.
На основании изложенного просит: провести внеплановую проверку запроса котировок в электронной форме N0217100000424000041 Поставка сигнализаторов звука цифровых для обеспечения граждан и проверить соответствие действий (бездействия) заказчика, а также документов по организации и осуществлению закупки, являющейся предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; по результатам рассмотрения жалобы по существу принять решение о признании жалобы ООО "Медпроф" обоснованной и о выдаче Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений.
Представители Заказчика считают доводы, изложенные в жалобе ООО "МЕДПРОФ" несостоятельными и необоснованными.
Указывают, что принцип конкурентности Заказчиком в данной закупке не нарушен, ни в отношении изготовителей, ни в отношении поставщиков, их продукция представлена на рынке без ограничения ценовой политики.
В заседании Комиссии был объявлен перерыв, после которого, заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
13.02.2024 г. на официальном сайте Единой информационной системы было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме от 13.02.2024 г. N 0217100000424000041 "Поставка сигнализаторов звука цифровых для обеспечения граждан".
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
При этом Заказчиком в извещении указано, что закупаемый товар (сигнализатор) должен соответствовать требованиям следующих стандартов:
- ГОСТ Р 51632-2021 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний" (Раздел 4);
- ГОСТ Р 51264-99 "Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия";
- ГОСТ Р 70185-2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия";
- ГОСТ Р ИСО 9999-2019 "Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология";
- ГОСТ Р 52084-2003 "Приборы электрические бытовые. Общие технические условия";
-ГОСТ 30804.6.2-2013 "Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электромагнитным помехам технических средств, применяемых в промышленных зонах. Требования и методы испытаний";
- ГОСТ 30804.6.4-2013 "Совместимость технических средств электромагнитная. Электромагнитные помехи от технических средств, применяемых в промышленных зонах. Нормы и методы испытаний";
- ГОСТ 15150-69 "Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды".
Заявитель акцентирует внимание на том, что в подпункте 5.1.1 ГОСТа Р 70185-2022 сказано, что в состав изделий, предназначенных для людей с инвалидностью по слуху, должны входить: - приемники сигнала, содержащие дисплеи с отображением текста на русском языке и/или пиктокграммы сигналов и/или стробоскоп и/или вибромотор, в следующих исполнениях: настольном (настенном), карманном (напоясном), наручном.
Из указанного следует, что приемники сигнала могут быть в следующем исполнении:
- приемники сигнала, содержащие дисплеи с отображением текста на русском языке;
- приемники сигнала, содержащие дисплеи с отображением текста на русском языке и/или пиктограммы сигналов и/или стробоскоп и/или вибромотор;
- приемники сигнала, содержащие пиктограммы сигналов и/или стробоскоп и/или вибромотор.
ГОСТ Р 70185-2022 распространяется на сигнализаторы различного исполнения.
При этом подпункт 5.6.18 ГОСТа Р 70185-2022 содержит требования только к сигнализаторам, имеющим дисплей, а именно:
- отображение текста на русском языке;
- приемники с дисплеем должны содержать меню;
- должны иметь функцию записи и просмотра истории событий с указанием времени произошедшего события на русском языке;
- должны иметь функцию будильника.
Для сигнализаторов звука иного исполнения требования подпункта 5.6.18, указанного национального стандарта, не устанавливаются.
Причем наличие дисплея подразумевается возможным только для настольных сигнализаторов и карманных (п.п.5.6.20, п.п.5.6.21 ГОСТа).
Информирование же пользователя о происходящем событии с помощью наручных приемников происходит только за счет пиктограмм и вибраций (п.п.5.6.22 ГОСТа).
По мнению заявителя, Заказчик сужает техническое задание, исключая возможность предложить к поставке сигнализаторы звука без дисплея и "подбивает" технические характеристики с точностью до нюансов под одну модель сигнализатора одного производителя, поэтому, установление такого технического задания Заказчиком носит дискриминационный характер и является ограничением конкуренции при проведении обжалуемой закупки.
Согласно представленным пояснениям Заказчика, описание объекта закупки составлено на основании ГОСТ Р 70185-2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия" и приказа СФР от 01.11.2023 г. N 2178 "О применении рекомендаций по составлению технических заданий для закупок технических средств реабилитации в территориальных органах СФР", которым были утверждены технические задания на сигнализаторы звука.
Рекомендации СФР по составлению описания объекта закупки на обеспечение сигнализаторами звука прошли процедуру согласования с Общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское общество глухих", то есть вышеуказанные рекомендации в полной мере отвечают потребностям пользователей с нарушением слуха для их адаптации в бытовой среде.
Заказчики, в свою очередь, обязаны составлять техническое задание с применением действующего ГОСТ 70185-2022, вне зависимости от того продукция скольких производителей соответствует требованиям данного ГОСТ.
Заявитель, являясь коммерческой организацией, осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, и отсутствие товара, выделенного в отдельный лот, технические характеристики которого соответствуют потребностям Заказчика, связано только с его предпринимательской деятельностью и от требований, содержащихся в Извещении, не зависит. Вышеуказанное само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
Наряду с этим, на участие в данной закупке поступило 2 заявки. Участниками предложены товары разных производителей, соответствующих описанию объекта закупки.
По мнению Заказчика, принцип конкурентности не нарушен, поскольку в качестве участников закупок могут выступать не только производители, но поставщики, нарушения в части ограничения круга потенциальных участников отсутствуют.
Согласно представленной Заказчиком информации, под описание объекта закупки, соответствующее ГОСТ Р 70185-2022, подходят следующие товары:
- сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией "Пульсар-3", производство АОА "Исток-Аудио Интернешеэшнл";
- сигнализатор звука "Вибрато", производство ООО "Аурика";
- сигнализатор звука цифровой беспроводной "Вибролайн", производство ООО КБ "Контур".
Заявителем не представлено доказательств подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе, в части отсутствия возможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе, а также доказательств того, каким образом действия Заказчика нарушают его права и законные интересы.
При этом, Комиссия, на момент рассмотрения жалобы и с учетом требований части 3 статьи 106 Закона о контрактной системе, не имеет достаточных доказательств, однозначно свидетельствующих об ограничении конкуренции или круга участников закупки, а также о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Таким образом, Комиссией УФАС по Алтайскому краю принято решение о передаче материалов дела в отдел контроля органов власти для рассмотрения на предмет нарушения требований Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заявителем также указано на нарушение Заказчиком определения начальной максимальной цены контракта по данной закупке.
Согласно ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе проведение проверки действий Заказчика по определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта не отнесено к полномочиям антимонопольного органа.
В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета.
Таким образом, контроль в сфере закупок в соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе относится к компетенции Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю.
На основании пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системы Комиссией УФАС по Алтайскому краю принято решение направить по подведомственности в Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю жалобу ООО "МЕДПРОФ" для проведения проверки доводов жалобы.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МЕДПРОФ" необоснованной.
2. Передать материалы дела в отдел контроля органов власти для рассмотрения на предмет нарушения требований Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Передать жалобу в Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю, для рассмотрения доводов о нарушении определения начальной максимальной цены контракта.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_______________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_______________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_______________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 27 февраля 2024 г. N 022/06/42-187/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2024