Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
председателя Комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика - Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл - (по доверенности);
без участия представителей уполномоченного органа - Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Марий Эл, надлежащим образом извещенных о дате, времени, месте рассмотрения дела;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО "ПЦ ГРАД" - (по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "ПЦ ГРАД" от 20.02.2024 на действия Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Марий Эл при осуществлении закупки на разработку проектной документации на проведение реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Главный дом", входящего в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Шереметевых", (Республика Марий Эл, Юринский район, пгт. Юрино) (номер извещение в ЕИС 0108500000424000134 от 25.01.2024),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком, уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на разработку проектной документации на проведение реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Главный дом", входящего в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Шереметевых", (Республика Марий Эл, Юринский район, пгт. Юрино).
В соответствии с часть 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия ( бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий ( бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Из пункта 2 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля ( далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола ( при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом того, что жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
20.02.2024 в Марийское УФАС России поступила жалоба ООО "ПЦ ГРАД".
Из жалобы следует, что заявка ООО "ПЦ ГРАД" (заявка номер 7) неправомерно отклонена комиссией по осуществлению закупок в связи с тем, что ООО "ПЦ ГРАД" в составе заявки не представлен акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Заказчик, уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные и устные пояснения.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом 25.01.2024 в ЕИС размещено извещение N 0108500000424000134 об осуществлении закупки на проведение реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Главный дом", входящего в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Шереметевых", (Республика Марий Эл, Юринский район, пгт. Юрино).
Начальная (максимальная) цена контракта: 101 652 286,78 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 13.02.2024 10:00 (МСК).
Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок: 15.02.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
16.02.2024.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно позиции 2 раздела I приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки предъявляются дополнительные требования на право выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объект культурного наследия), при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
При этом в качестве подтверждения соответствия указанному дополнительному требованию участник закупки должен иметь следующий опыт выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной ( максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика ( подрядчика, исполнителя ).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия;
4) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
( за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, объектом закупки является разработка проектной документации на проведение реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Главный дом", входящего в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Шереметевых", ( Республика Марий Эл, Юринский район, пгт. Юрино) с начальной (максимальной) ценой контракта 101 652 286,78 рублей.
Пунктом 3 Постановления N 2571 установлено, что позиция 2 применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тыс. рублей.
Таким образом, объект данной закупки относится к отдельным видам товаров, работ, услуг, для которых в рассматриваемом случае должны устанавливаться дополнительные требования в соответствии с Постановлением N 2571.
Из извещения о проведении закупки следует, что заказчиком, уполномоченным органом установлены дополнительные требования, предусмотренные позицией 2 раздела I Постановления N 2571.
Согласно части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок :
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Из протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 15.02.2024 следует, что заявка ООО "ПЦ ГРАД" (заявка номер 7) отклонена на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, так как участником не предоставлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, а именно не представлен акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Из пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе следует, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В рамках рассмотрения жалобы установлено, что в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям ООО "ПЦ ГРАД" приложены следующие документы:
- муниципальный контракт N 148.21/псд на разработку проектно-сметной документации по объекту "Комплекс зданий городской Думы", заключенный между МКУ "Управление капитального строительства и реконструкции исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и ООО "ПЦ ГРАД";
- положительное заключение государственной экспертизы по объекту "Комплекс зданий городской Думы";
- акт N 1 от 13.10.2021 сдачи-приемки проектно-изыскательных работ к муниципальному контракту N 148.2021/псд;
- согласование проектной документации от 07.08.2021 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Здание городской управы", I-я пол. XIX в., 1843-1846 гг., расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 1;
- согласование проектной документации от 07.06.2022 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Здание городской управы", I-я пол. XIX в., 1843-1846 гг., арх. Крамп Х, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 1;
- согласование проектной документации от 11.11.2022 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Дом, в котором в XVIII веке жил поэт Камнев Гаврила Петрович", XVIII в., расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 7;
- акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Здание городской управы", расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 1 от 22.03.2022;
- акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения объекта культурного наследия регионального значения "Дом, в котором в XVIII веке жил поэт Камнев Гаврила Петрович" от 19.10.2022;
- акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Здание городской управы", расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 1 от 07.06.2021;
Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия в составе заявки ООО "ПЦ ГРАД" не представлен.
Как указывалось ранее, позицией 2 раздела 1 Постановления N 2571 установлено наличие у участника закупки в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям в том числе акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Нормативный правовой акт большей юридической силы, который бы устанавливал иной порядок определения дополнительных требований к участникам закупки работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, отсутствует.
Правомерность установления перечня документов по позиции 2 приложения к Постановлению N 2571 подтверждается решением Верховного Суда Российской Федерации по делу N АКПИ23-597 от 19.09.2023.
Также Комиссия отмечает, что организация, осуществлявшая работы по разработке проектной документации по объекту, не лишена возможности запросить акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия у собственника объекта или организации осуществлявшей выполнение работ (реставрационных работ) по сохранению объекта культурного наследия, аккредитовать его в соответствующем порядке на сайте оператора ЭТП и представить его в заявке на участие в закупке совместно с другими документами, подтверждающими соответствие дополнительным требованиям.
Каких-либо документов, подтверждающих право заявителя не представлять данный документ, не представлено.
Таким образом, у комиссии по осуществлению закупок имелись основания для отклонения заявки ООО "ПЦ ГРАД", довод жалобы является необоснованным.
По результатам рассмотрения жалобы по существу в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПЦ ГРАД" необоснованной.
2. Требование о приостановлении процедуры закупки отменить.
Решение Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 26 февраля 2024 г. N 012/06/106-127/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.02.2024