Инспекцией управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Руководитель инспекции:
Заместитель руководителя инспекции:
Члены инспекции:
внеплановая проверка проводится заочно, без проведения заседания Инспекции Хабаровского УФАС России и вызова сторон по делу (пункт 28 Правил контроля в сфере закупок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576).
В связи с поступлением в Хабаровское УФАС России обращений ООО "Полигон" и ООО "Автоцентр" о наличии в действиях ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области" признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), проведена проверка действий заказчика - ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области" на предмет соблюдения требований Закона о контрактной системе.
В ходе проведения проверки Инспекция Хабаровского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России), поступили обращения от ООО "Полигон" (вх. от 11.01.2024 N 294-ЭП/24 и от 25.01.2024 N 1229-ЭП/24) и обращение от ООО "Автоцентр" (вх. от 11.01.2024 N 296-ЭП/24) на действия заказчика - ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области" (ИНН 2801178840/КПП 280101001) (далее - Заказчик), при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме (извещение N 0823100000423000102), на оказание услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (отечественного и иностранного производства) в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения (далее - Обращения).
Заявители указывают в своих Обращениях о том, что цены на запасные части, указанные в извещении N 0823100000423000102 существенно занижены по сравнению с рыночными, в связи с чем, ремонт автомобильной и специальной техники по государственному оборонному заказу не представляется возможным.
По результатам рассмотрения документов и сведений, представленных Заказчиком установлено следующее.
Извещение N 0823100000423000102 о проведении запроса котировок в электронной форме размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 26.12.2023.
Наименование объекта закупки: Оказание услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (отечественного и иностранного производства) в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения.
Заказчиком выступает ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области".
Ответственное должностное лицо - Саблук А.В.
Место поставки товара, выполнения работы или оказания услуги: Российская Федерация, Амурская область, г Благовещенск, услуги оказываются Исполнителем на станции технического обслуживания (специализированной станции) расположенной на территории г. Благовещенска Амурской области.
Дата начала исполнения контракта: с даты заключения контракта.
Дата окончания исполнения контракта: 25.12.2024.
Максимальное значение цены контракта составляет: 4 800 00,00 рублей.
Источник финансирования: Федеральный бюджет.
Дата окончания срока подачи заявок - 11.01.2024 в 10:00.
К извещению N 0823100000423000102 приложено описание объекта закупок. Оказание услуг включает в себя:
1. регламентное техническое обслуживание;
2. диагностику и ремонт передней и задней подвесок автомобилей;
3. регулировку развала-схождения колес;
4. диагностику и ремонт электрооборудования;
5. диагностику, ремонт и заправку автомобильных кондиционеров;
6. диагностику, ремонт и замену АВС, МКПП и АККП, ДВС, трансмиссии и т.д.;
7. проведение слесарных работ.
Согласно предъявленным условиям исполнитель должен оказывать услуги из своих материалов, с использованием своих запасных частей, при этом исполнитель обязуется предоставить все материалы и оборудование, необходимые для оказания услуг. Запасные части и расходные материалы, используемые при ремонте автомобиля, должны быть новыми, заводского производства.
В извещении N 0823100000423000102 приложен Перечень запасных частей на автомобили, который является неотъемлемой частью описания объекта закупки.
Также, согласно проекту государственного контракта, приложенного к извещению N 0823100000423000102 установлен гарантийный срок на оказанные услуги - 3 месяца, с даты подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг или 10 000 километров пробега (в зависимости, что наступит раньше), на запасные части автомобиля - 6 месяцев.
В обосновании начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), приложенного к извещению N 0823100000423000102, расчет НМЦК произведен на основании данных предоставленных тремя организациями (вх. от 03.11.2023 N 4898), исходя из цены нормо-часа на техническое обслуживание (ТО) и ремонт автомобилей и стоимости запасных частей (материалов), рассчитанных согласно предоставленным прайс-листам.
Расчет НМЦК, произведен следующим способом, к средней стоимости запасных частей (с учетом примененного коэффициента вариации) которая составила 249 420 796,60 руб., прибавлена средняя стоимость 1 нормо-часа, которая составила - 2 500,00 руб.
На основании изложенного, НМЦК рассчитана в размере 249 423 296,60 руб.
На основании запроса Хабаровского УФАС России от 30.01.2024 N НК/911/24 от Заказчика (исх. от 05.02.2024 N 51/11-184) поступили следующие сведения (вх. от 06.02.2024 N 1991-ЭП/24 и от 06.02.2024 N 1992-ЭП/24).
Согласно пояснениям Заказчика следует, что 26.12.2023 размещено извещение N 0823100000423000102 о проведении запроса котировок в электронной форме на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Объект закупки: - оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (отечественного и иностранного производства) в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения.
Максимальное значение цены контракта составляет 4 800 000,00 рублей.
В Разделе N 1 к извещению N 0823100000423000102 о проведении запроса котировок в электронной форме приведено обоснование НМЦК, согласно которому Заказчиком использован метод определения НМЦК - метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Также из пояснений Заказчика следует, что согласно части 6 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и пункту 3.2. Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждены приказом Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 N 567 (далее - Методические рекомендации) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7-11 статьи 22 Закон N 44-ФЗ.
Заказчиком указывается, что в соответствии с пунктами 3.7.1 Методических рекомендаций в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить следующую процедуру: направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет").
В силу пунктов 3.19 Методических рекомендаций в целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
Согласно пояснениям Заказчика следует, что соответствии с требованиями части 1 статьи 22 Закон N 44-ФЗ и пункта 3.7.1 Методических рекомендаций Заказчиком, 11.05.2023 направлены запросы о предоставлении ценовой информации пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом оказания соответствующих услуг, а именно: ИП Масальскому А.Б., ООО ТСК "ВОСТОК", ООО "Автоцентр", АО "Амур-Лада", ООО "Полигон".
Из пояснений Заказчика следует, что в его адрес поступила информация о ценах на услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств от трех хозяйствующих субъектов: АО "Амур-Лада" (цена за нормо-час 2 500,00 руб.), ООО "Автоцентр" (цена за нормо-час 2 600,00 руб.) и ООО "Полигон" (цена за нормо-час 2 400,00 руб.), (вх. от 03.11.2023 N 4898), на основании которой Заказчиком определена начальная максимальная цена контракта в соответствии с формулой, указанной в пункте 3.21. Методических рекомендаций.
Таким образом, согласно пояснениям Заказчика, в данных коммерческих предложениях содержится информация о возможности оказания соответствующих услуг и стоимости нормо-часа, кроме того компаниями предоставлены прайс-листы с ценовыми предложениями на запасные части, расходные материалы к транспортным средствам и по мнению Заказчика, при формировании начальной максимальной цены контракта нарушений Закона N 44-ФЗ и Методических рекомендаций не допущено.
Кроме того, Заказчиком отмечено что, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.01.2024 N ИКЗ-1 до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в закупке было подано 2 заявки: от ООО "Полигон" (ИНН 2801168961) Ценовое предложение 244 434 830,67 рублей (2 % снижения) и ООО ТСК "ВОСТОК" (ИНН 2801231229) Ценовое предложение 236 952 131,77 рубль (5 % снижения).
Все участники закупки выразили согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о запросе котировок в электронной форме. Обе заявки на участие в закупке признаны комиссией Заказчика соответствующими требованиям законодательства.
Победителем в запросе котировок признано ООО ТСК "ВОСТОК", предложившее наиболее низкую цену сумму цен единиц услуг - 236 952 131,77 рублей.
На основании изложенного Заказчик указывает, что при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (отечественного и иностранного производства), ограничения количества участников закупки, создания неравных условий, а также нарушения прав заявителей жалобы, Заказчиком не допущено.
Хабаровским УФАС России в адрес Заказчика были направлены запросы (исх. от 30.01.2024 N НК/911/24 И от 09.02.2024 N ЛИ/1383/24) о предоставлении документов и сведений.
В ходе изучения представленных Заказчиком документов и сведений Инспекцией установлено, что с целью определения НМЦК Заказчиком 11.05.2023, за исх. N 51/2-745 и за исх. N 51/2-746 направлены запросы о предоставлении ценовой информации пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом оказания соответствующих услуг, а именно: ИП Масальскому А.Б., ООО ТСК "Восток", ООО "Автоцентр", АО "Амур-Лада", ООО "Полигон".
Согласно вышеуказанным запросам Заказчик просит предоставить предложения о цене на выполнение услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
Во всех запросах коммерческих предложений направленных Заказчиком в описании продукции, также заявлены следующие требования:
Наименование товара (работы, услуги):
Оказание услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств;
Единица измерение: не указано;
Количество товара (работ, услуг): невозможно определить;
Требования к гарантийному сроку:
- на оказание услуги - 6 месяцев или 10 000 километров пробега,
- на запасные части к автомобилям - 6 месяцев;
Требования к таре и (или) упаковке товара, размер авансирования: отсутствует;
Требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам товара, размерам товара): согласно приложению;
Требования к условиям поставки товара (выполнения работ, оказания услуг): исполнитель в ходе оказания услуг по техническому обслуживанию обязан применять сроки и объемы работ в соответствии с нормативной документацией предприятия изготовителя транспортных средств данной марки. Нормы времени на текущий ремонт определяются по каждому виду работ отдельно и не должны превышать соответствующие нормативы, рекомендованные заводами изготовителями транспортных средств.
Требования к монтажу и наладке поставленного товара и требования к обучению лиц, осуществляющих исполнение и обслуживание: отсутствуют;
Требования к срокам (периодам, этапам) поставки товара (выполнения работ, оказания услуг): выполнение исполнителем заявки на ремонт узлов и агрегатов составляет не более 10 рабочих дней, на техническое обслуживание - не боле 2 рабочих дней;
Грузополучатель товара (адрес места поставки): г. Благовещенск по месту нахождения станции технического обслуживания (специализированной станции) исполнителя;
Срок предоставления ценовой информации: 15.05.2023:
Иные условия: не указано.
Также согласно запросам, в предложении о цене на выполнение услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей отечественного и иностранного производства требовалось указать:
- марку и модель предполагаемого к поставке товара;
- о возможности (невозможности) поставки данного имущества (выполнения работ, оказания услуг);
- цену единицы товара, работы, услуги и общую цену контракта на условиях, указанных в запросе;
- срок действия предлагаемой цены;
- расчет цены с целью предупреждения намеренного завышения или занижения цен на товары, работы, услуги.
Согласно запросам, проведение данной процедуры сбора информации не влечет за собой возникновения каких либо обязательств со стороны Заказчика.
Также, согласно разъяснениям Заказчика запрос на предоставление ценовой информации, направленный потенциальному поставщику, может содержать сроки предоставления ценовой информации, к тому же в предоставленных коммерческих предложениях отсутствует срок их действия.
Согласно документам, предоставленным Заказчиком, в его адрес поступила информация (коммерческие предложения) о ценах на услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств от трех хозяйствующих субъектов: АО "Амур-Лада", ООО "Автоцентр", ООО "Полигон".
В данных коммерческих предложениях содержится информация о возможности оказания соответствующих услуг и стоимости нормо-часа, кроме того компаниями предоставлены прайс-листы с ценовыми предложениями на запасные части, расходные материалы к транспортным средствам.
Изучение предоставленных Заказчиком Хабаровскому УФАС России коммерческих предложений, послуживших основанием для расчета НМЦК, показывает следующее.
Согласно коммерческому предложению, поступившему от АО "Амур-Лада" от 01.11.2023 (от 03.11.2023 вх. N 4898), данная коммерческая организация предлагает Заказчику сотрудничество по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта в 2024-2025 году.
Указаны основные виды услуг: техническое обслуживание, ремонт и диагностика ходовой части, замена масла в двигателе, в трансмиссии, комплексная диагностика, сварочные работы, капитальный ремонт узлов и агрегатов, ремонт и диагностика систем кондиционирования. Развал-схождение, диагностика и ремонт электрооборудования.
Указана стоимость нормо-часа на техническое обслуживание и ремонт - 2 500,00 руб.
Согласно данному коммерческому предложению гарантия на работы составляет: на техническое обслуживание - 20 дней, слесарные - 30 дней, электрические - 30 дней, капитальный ремонт узлов и агрегатов (за исключением ДВС) - 6 месяцев.
Гарантия на запасные части - 30 дней.
Заказчиком также предоставлен прайс-лист АО "Амур-Лада" на запасные части, расходные материалы к транспортным средствам скрепленный печатью АО "Амур-Лада".
В соответствии с запросом Хабаровского УФАС России (исх. от 09.02.2024 N ЛИ/1383/24) руководителем АО "Амур-Лада" Папковичем В.В. (исх. от 19.02.2024 N 10) предоставлены следующие пояснения (вх. от 20.02.2024 N 2878-ЭП/24) из которых следует, что "_01.ноября 2023 года, на устный запрос, было выдано коммерческое предложение по обслуживание автотранспорта иностранного производства, а также автомобилей марок ГАЗ, УАЗ на 2024-2025 годы с указанием стоимости нормо-часа 2 500,00 руб. (в том числе НДС 20 %).
Стоимость коммерческого нормо-часа была выставлена с учетом индексации в ближайшие 2 года.
В составе коммерческого предложения от 01.11.2023 г. Приложения отсутствуют.
Приложение, подписанное Чипиго Ю.П., на первом листе и на последнем не имеет исходящей даты, в связи с чем не представляется возможным установить, когда оно было подписано, а также оно не прошито, не пронумеровано и не заверено на подшивке".
Согласно коммерческому предложению, поступившему от ООО "Автоцентр", без даты и номера, (вх. от 03.11.2023 N 4898 ), данная коммерческая организация предлагает обслуживание автотранспорта Заказчика.
В коммерческом предложении указаны наименования работ: контрольно-диагностические работы на подвеске автомобиля. Включая регулировку углов установки колес на специальном стенде, контрольно-диагностические работы двигателей автомобилей, периодическое техническое обслуживание автомобилей, текущий ремонт подвески и ходовой части автомобилей, текущий ремонт всех автомобильных узлов и агрегатов, включая двигатель, замена узлов и агрегатов автомобилей, включая двигатель, шиномонтаж, балансировка, установка дисков и шин, регулировка углов установки колес.
Указана стоимость нормо-часа на техническое обслуживание и ремонт - 2 600,00 руб.
Гарантийный срок на выполненные работы 30 суток или не менее 10 000 км. (в зависимости от того, что наступит раньше).
Заказчиком также предоставлен прайс-лист ООО "Автоцентр" на запасные части, расходные материалы к транспортным средствам скрепленный печатью ООО "Автоцентр".
В соответствии с запросом Хабаровского УФАС России (исх. от 09.02.2024 N ЛИ/1383/24) коммерческим директором ООО "Автоценр" Лопасовым А.С. (исх. от 16.02.2024 N 252) предоставлены пояснения (вх. от 19.02.2024 N 2775-ЭП/24), согласно которым следует, что "_На представленный запрос ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Амурской области" нами был дан ответ о том, что проценить запасные части и смазочные материалы не представляется возможным. Данный ответ был дан и получен представителем ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Амурской области" нарочно. Печати и подписи были поставлены на уже готовый прайс, предоставленный Заказчиком. Данный прайс был предоставлен нам в мае 2023 года, а аукцион объявлен спустя 6,5 месяцев. В связи с тем, что стабильные цены на рынке отсутствуют, а запасные части на многие автомобили привезти либо не возможно, либо везти их приходится очень долго и цены постоянно дорожают, собственный прайс предоставить не возможно.
Также сообщаем, что проведя мониторинг рандомных позиций запасных частей и их цен из прайса, можно сделать вывод, что запасная часть из данного списка, прикрепленного к аукциону занижена в 3 и более раз. Работать в таких условиях не возможно".
Согласно коммерческому предложению, поступившему от ООО "Полигон", без даты и номера, (вх. от 03.11.2023 N 4898), данная коммерческая организация предлагает обслуживание автотранспорта Заказчика.
Указана стоимость нормо-часа на техническое обслуживание и ремонт - 2 400,00 руб.
Указано наименование работ и услуг, срок исполнения и гарантийный срок.
N п/п |
Наименование работ (услуг) |
Стоимость нормо-часа (руб.) |
Срок исполнения работ (услуг) дней |
Гарантийный срок, месяцев |
1 |
2 |
|
3 |
4 |
1. |
Слесарные работы |
2 400 |
В течение 3 дней |
3 мес. или 10 000 км (что наступит ранее) |
2 |
Контрольно-диагностические работы (компьютерная диагностика) |
2 400 |
В течение 3 дней |
3 мес. или 10 000 км (что наступит ранее) |
3. |
Ремонт узлов и агрегатов |
2 400 |
В течение 3 дней |
3 мес. или 10 000 км (что наступит ранее) |
4. |
Кузовные работы |
2 400 |
В течение 3 дней |
3 мес. или 10 000 км (что наступит ранее) |
5. |
Электротехнические работы |
2 400 |
В течение 3 дней |
3 мес. или 10 000 км (что наступит ранее) |
Заказчиком также предоставлен прайс-лист ООО "Полигон" на запасные части, расходные материалы к транспортным средствам скрепленный печатью ООО "Полигон".
В соответствии с запросом Хабаровского УФАС России (исх. от 09.02.2024 N ЛИ/1383/24) директором ООО "Полигон" Луговцовым Р.В. (исх. от 14.02.2024 N 2) предоставлены пояснения (вх. от 14.02.2024 N 2518-ЭП/24), в которых указано, что "_ ООО "Полигон" было получено письмо N 51/2-973 от 23.06.2023 от ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Амурской области" о направлении запроса с просьбой предоставления ценовой информации в целях формирования НМЦК в 2024 г.
Компанией ООО "Полигон" был дан ответ о невозможности предоставления цен за единицу товара и общую цену запасных частей, указанных в запросе. Мотивируя свой ответ, ООО "Полигон" разъясняет, что в последние годы цены на запасные части, а также смазочные материалы предоставить невозможно, в связи и с тем, что заказывая запасные части, их цены меняются в наибольшую сторону по несколько раз на дню, что представляет и влечет за собой коммерческие риски и угрозу для предприятия. Предоставить цены на запасные части и смазочные материалы с учетом планируемых ремонтов на год, два и более лет, учитывая нестабильность рынка, ООО "Полигон" не может.
Однако подписание коммерческих предложений, приготовленных заранее заказчиком имело место быть. Данные коммерческие предложения не были составлены и проценены компанией ООО "Полигон". Это было сделано в угоду тех организаций, которые обращались с просьбой поставить печать и подпись на уже готовых коммерческих предложениях.
Также считаем, что запрос о ценовой информации за пол года до начала объявления планируемых аукционов не несет в себе никакого смысла, потому, что рынок меняется, как в номенклатурном порядке, так и в ценовом, а тем более предоставлять их на два года вперед - никак не возможно, подразумевая то, что потенциальные исполнители будут загнаны в кабальные условия выполнения контрактных обязательств".
Также, ООО "Полигон" приложен запрос Заказчика от 23.06.2023 N 51/2-973 о предоставлении предложений о цене на запасные части в рамках оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей для нужд МВД России в 2024 году (с указанием каталожного номера, наименования товара, единицы измерения, цены за единицу товара и общую цену запасных частей).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), по извещению N 0823100000423000102, от 15.01.2024 N ИКЗ-1, до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в закупке было подано 2 заявки:
- от ООО "Полигон". Ценовое предложение 244 434 830,67 рублей (2 % снижения);
- от ООО ТСК "Восток". Ценовое предложение 236 952 131,77 рубль (5 % снижения).
Победителем в запросе котировок признано ООО ТСК "Восток", предложившее наиболее низкую цену - 236 952 131,77 рублей.
18.01.2024 между Заказчиком и ООО "ТСК "Восток" заключен государственный контракт от 18.01.2024 N 2424188100062002801178840/2024-006 на оказание услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (отечественного и иностранного производства) в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения. Контракт заключен на условиях указанных в извещении N 0823100000423000102. Цена контракта 4 800 000,00 руб.
Изучив имеющиеся документы и сведения Инспекция Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
Пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения предусмотренных данным законом контрактов.
В соответствии со статьей 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 8 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и не ценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ), размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии с Законом N 275-ФЗ сферу его применения составляют отношения, связанные с формированием, особенностями размещения и выполнением государственного оборонного заказа, данный закон определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу.
Пунктом 1, пунктом 4 статьи 6 Закона N 275-ФЗ оговорено, что размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цены государственного контракта в случае размещения государственного контракта у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1, 6 статьи 22 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта определяются и обосновываются заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
В силу части 2 статьи 22 Закона N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или, при их отсутствии, однородных товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 5 статьи 22 Закона N 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (в случае получения такой информации заказчиком), а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе (в случае получения такой информации заказчиком).
В силу части 13 статьи 22 Закона N 44-ФЗ идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.
Согласно части 17 статьи 22 Закона N 44-ФЗ определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотренными частью 20 данной статьи.
В соответствии с частью 20 статьи 22 Закона N 44-ФЗ Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе и обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 2.1. Методических рекомендаций обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию.
Согласно пункту 2.2.4 Методических рекомендаций, в целях осуществления закупки рекомендуется сформировать описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 3.2. Методических рекомендаций, метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7-11 статьи 22 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3.3.1. и пунктом 3.3.2 Методических рекомендаций, в целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется по результатам изучения рынка определить: товары, работы, услуги, представленные на функционирующем рынке и соответствующие описанию объекта закупки, сформированному в соответствии с пунктом 2.2.4 Методических рекомендаций; товар, работу, услугу, наиболее полно соответствующие описанию объекта закупки, сформированному в соответствии с пунктом 2.2.4 Методических рекомендаций.
Согласно пункту 3.4.1 Методических рекомендаций определенные в соответствии с пунктом 3.3.1 Методических рекомендаций товары, работы, услуги целесообразно распределить на товары, работы, услуги, идентичные определенному (определенной) в соответствии с пунктом 3.3.2 Методических рекомендаций товару, работе, услуге.
В силу пункта 3.5.2 Методических рекомендаций идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.
Согласно пункту 3.6.2 Методических рекомендаций работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Методических рекомендаций в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить следующую процедуру: направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет").
В силу пункта 3.19 Методических рекомендаций в целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
В рассматриваемом случае объектом закупки является - оказание услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (отечественного и иностранного производства) в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения. Исполнитель должен оказывать услуги из своих материалов, с использованием своих запасных частей, при этом исполнитель обязуется предоставить все материалы и оборудование, необходимые для оказания услуг
Для формирования НМЦК, Заказчиком направлены запросы о предоставлении ценовой информации пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом оказания соответствующих услуг, а именно: ИП Масальскому А.Б., ООО ТСК "Восток", ООО "Автоцентр", АО "Амур-Лада", ООО "Полигон" (исх. от 11.05.2023 N 51/2-745 и от 11.05.2023 N 51/2-746).
Заказчик при определении НМЦК при размещении извещения N 0823100000423000102 о проведении запроса котировок в электронной форме использовал 3 коммерческих предложения предоставленных АО "Амур-Лада", ООО "Автоцентр", ООО "Полигон" (вх. от 03.11.2023 N 4898).
В качестве приложений к данным коммерческим приложениям Заказчиком представлены прайс-листы на запасные части, расходные материалы к транспортным средствам подписанных и скрепленных печатью данных организаций.
Указанные коммерческие предложения содержат перечень идентичных услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, стоимость 1 нормо-часа услуг и стоимость предлагаемых к поставке запасных частей (прайс-листы), условия поставки услуги являются сопоставимыми.
Согласно пояснениям должностных лиц АО "Амур-Лада", ООО "Автоцентр", ООО "Полигон" факт предоставления Заказчику данных коммерческих предложений и прайс-листов не отрицается. Срок действия коммерческих предложений данными организациями не установлен.
Заказчиком 29.12.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение N 0823100000423000102 о проведении запроса котировок в электронной форме содержащее обоснование НМЦК.
Согласно результатам запроса котировок в электронной форме проведенного на основании извещения N 0823100000423000102 на участие в закупке было подано 2 заявки: от ООО "Полигон" и ООО ТСК "ВОСТОК".
Государственный контракт от 18.01.2024 N 2424188100062002801178840/2024-006 заключен ООО ТСК "ВОСТОК" на условиях указанных в извещении N 0823100000423000102 о проведении запроса котировок в электронной форме.
Таким образом, Инспекция приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат нормам Закона N 44-ФЗ, НМЦК, указанная в извещении N 0823100000423000102 о проведении запроса котировок в электронной форме определена в соответствии с требованиями законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального Закона N 44-ФЗ, Инспекция
РЕШИЛА:
В действиях заказчика - ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области", при осуществлении закупки на оказание услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (отечественного и иностранного производства) в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения (извещение N 0823100000423000102 о проведении запроса котировок в электронной форме), отсутствую нарушения Закона N 44-ФЗ.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Руководитель инспекции:
Заместитель руководителя инспекции: |
|
|
Члены инспекции: |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 26 февраля 2024 г. N 294-ЭП/24 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - автозапчасти - техническое обслуживание - диагностика - коммерческое предложение)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.02.2024