Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные ГБУЗ ПО "Псковский клинический перинатальный центр" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "Талион" (адрес: 680000, Хабаровский край, г. о. город Хабаровск, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 87, помещ. II (24-33); ИНН 2722137470) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг прачечных (стирка мягкого инвентаря) (номер извещения: 0157200000323001407),
УСТАНОВИЛА:
20 февраля 2024 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Талион" (адрес: 680000, Хабаровский край, г. о. город Хабаровск, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 87, помещ. II (24-33); ИНН 2722137470) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на оказание услуг прачечных (стирка мягкого инвентаря) (номер извещения: 0157200000323001407).
Рассмотрение сведений состоялось 27 февраля 2024 года в 15 часов 00 минут.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N 0157200000323001407 о проведении электронного аукциона - 15.12.2023 16:53.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 5 000 000,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.12.2023 NИЭА1, на участие в аукционе подано 2 (две) заявки, обе признаны соответствующими требованиям извещения. Победителем признана заявка N21 с предложением о цене единицы услуги 77,61 рубль.
5) 10.01.2024 Заказчиком заключен контракт N 400-А-2023 на оказание услуг прачечных (стирка мягкого инвентаря) с Обществом с ограниченной ответственностью "Талион", с ценой контракта 5 000 000,00 рублей (далее - контракт).
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта Исполнитель обязуется осуществить оказание услуг прачечных (стирка мягкого инвентаря) (далее - "Услуги") в соответствии со Спецификацией (Приложение N1) и Описанием объекта закупки (Приложение N 3), являющихся неотъемлемыми частями настоящего Контракта, а Заказчик обязуется обеспечить сдачу и приемку мягкого инвентаря в соответствии с требованиями настоящего контракта и оплату предоставленных услуг.
Пунктом 1.3. контракта предусмотрен срок оказания услуг по контракту: с даты заключения контракта по 31.12.2024 года. Услуги должны быть оказаны в срок не более 24 часов с момента сдачи белья Заказчиком. Услуги оказываются ежедневно в рабочие дни до 12:00 часов (сдача/приемка мягкого инвентаря), в выходные дни по предварительной заявке, в праздничные дни по заявке Заказчика в следующие дни: апрель: 30; май: 11.
Место сдачи/приемки белья: 180016, г. Псков, ул. Кузбасской дивизии, д.22 (пункт 1.4 контракта).
Место оказания услуг: прачечная Исполнителя.
09.01.2024 Заказчик на электронную почту Общества направил сообщение с просьбой предоставить марку автотранспортного средства с гос.номером и телефон водителя для оформления пропуска не территорию учреждения при заборе белья.
10.01.2024 (исх.N142/75) Общество предложило расторгнуть контракт по соглашению сторон, в связи с возможной приостановкой деятельности Общества.
11.01.2024 Заказчик повторно направил на электронную почту Общества направил сообщение с просьбой предоставить марку автотранспортного средства с гос.номером и телефон водителя для оформления пропуска не территорию учреждения при заборе белья.
11.01.20204 Заказчик составил акт о не исполнении услуг по контракту.
12.01.2024 (исх.N142/76) Общество предложило расторгнуть контракт по соглашению сторон, в связи с возможной приостановкой деятельности Общества, а также выходом из строя автотранспорта для логистических нужд.
15.01.2024 Заказчик составил акт о не исполнении услуг по контракту.
16.01.2024 Заказчик повторно направил на электронную почту Общества направил сообщение с просьбой предоставить марку автотранспортного средства с гос.номером и телефон водителя для оформления пропуска не территорию учреждения при заборе белья.
17.01.2024 Заказчик составил акт о не исполнении услуг по контракту.
30.01.2024 (исх.110) Заказчик направил претензию Обществу о неисполнении обязательств и начисление штрафа, а также ответил о невозможности расторжении по соглашению сторон.
01.02.2024 (исх.130) Заказчик направил повторную претензию Обществу о неисполнении обязательств.
07.02.2024 с помощью ЕИС Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.02.2024 размещены сведения о расторжении контракта в ЕИС.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 11.3.1. контракта Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с частью 2 статьи 407 ГК РФ, статьей 450.1 ГК РФ и статьей 523 ГК РФ и потребовать возмещения фактически понесенного ущерба в случае следующих существенных нарушений Исполнителем условий настоящего контракта:
- нарушение сроков оказания услуг более чем на 2 дня;
- оказание услуг ненадлежащего качества;
- ограничений, налагаемых государственными органами, в рамках действующего законодательства, лишающего Исполнителя права на выполненные работы;
- в случае не предоставления Исполнителем документов (копий документов), предоставление которых предусмотрено контрактом;
- если отступления по услуге от условий контракта или иные недостатки результата услуги в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
- если Исполнитель оказывает услугу так, что окончание ее к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможно, либо в ходе оказания услуги стало очевидно, услуга не будет оказана надлежащим образом в установленный контрактом срок;
- если в ходе исполнения контракта установлено, что Исполнитель не соответствует установленным извещением, документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Под услугами ненадлежащего качества понимается предоставление услуг с нарушением требований о качестве и требований Описания объекта закупки (Приложение 3), в том числе:
- отсутствие сертификатов соответствия на используемые при стирке моющие средства;
- отстирывание тканей (белья) с эффективностью менее 30%;
- наличие на выстиранных изделиях деформаций, присутствие неприятных запахов;
- наличие на выглаженных изделиях морщин, заломов, запала;
- доставка влажного белья.
07.02.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.02.2024 размещены сведения о расторжении контракта в ЕИС.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного, контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя конкурса в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Общество пояснений не предоставило.
Комиссия, изучив материалы дела, считает, что поставщиком не представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Безусловно, участник закупки, самостоятельно принявший решение об участии в закупках и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия, в том числе и погодные условия.
Учитывая изложенное, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что ООО "Талион" не исполнило обязательства по контракту, что свидетельствует о недобросовестных действиях Общества и виновном уклонении, которое привело к неисполнению контракта.
Согласно сведениям, из ЕИС "реестр контрактов" Обществом заключено 107 контрактов, из них 47 на исполнении и 59 прекращенных, в том числе и по причине одностороннего отказа Заказчика.
На момент рассмотрения сведений согласно ЕИС Общество включено в реестр недобросовестных поставщиков 20 раз, что свидетельствует о систематическом нарушении условий контракта.
Включение сведений в РНП является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков, поскольку Общество не осознает последствия срыва исполнения контрактов для государственных и муниципальных заказчиков и действует неосмотрительно при участии в торгах.
Недобросовестные действия Общества привели к срыву деятельности учреждения здравоохранения, Заказчик вынужден был заключить прямой договор по п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, чтобы обеспечить стирку мягкого инвентаря.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (до 27.02.2026) следующие сведения о подрядчике, с которым контракт расторгнут на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту:
- наименование: Общество с ограниченной ответственностью "ТАЛИОН";
- место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. о. город Хабаровск, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 87, помещ. II (24-33);
- идентификационный номер налогоплательщика /код причины постановки на учет: ИНН 2722137470, КПП 272201001;
- единственный учредитель: Номаконова Евгения Павловна; ИНН 270308566906;
- объект закупки: оказание услуг прачечных (стирка мягкого инвентаря) (номер извещения: 0157200000323001407);
- цена контракта - 5 000 000,00 рублей;
- ИКЗ: 232602701949760270100104060019601244;
- срок выполнения: 31.12.2024.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 27 февраля 2024 г. N РНП 060/06/95-54/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2024