Резолютивная часть решения объявлена 22.02.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26.02.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_..>;
Члены Комиссии: <_..>;
При участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Элис Траст" (далее - ООО "Элис Траст", Заявитель) - <_..>, представителя Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Больница г. Свирска" (далее - Заказчик) - <_..>;
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения - Перчатки смотровые/ процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные, Перчатки смотровые/ процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные (извещение N 0334300092324000001), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 16 февраля 2024 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения об осуществлении электронного аукциона.
Из содержания жалобы следует, что пункты 1, 2, 4, 6, 7 Технического задания содержат конкретные характеристики товара, которые становятся известными только по результатам испытаний товаров, а в связи с тем, что на момент подачи заявки участники закупки не обладают указанными товарами, заполнить заявку надлежащим образом не представляется возможным.
Как следует из жалобы Заявителя, к требованиям, содержащимся в Техническом задании и которые влекут, по его мнению, за собой ограничение количества участников закупки, отнесены следующие характеристики товара "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные": AQL (соответствие ГОСТ 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые") - 2,5 - Значение характеристики не может изменяться участником закупки.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 08 февраля 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение об осуществлении электронного аукциона N 0334300092324000001 на поставку изделий медицинского назначения - Перчатки смотровые/ процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные, Перчатки смотровые/ процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 573 810 руб..
Комиссия, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь статьей 106 Федерального закона N 44-ФЗ, установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ при составлении описания объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики объекта закупки указаны Извещении.
В соответствии с позициями 1,2,4,6,7 описания объекта закупки, содержащегося в Извещении, объектом закупки является Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные.
Описание характеристик в отношении указанных товаров содержит, в том числе, следующую характеристику перчаток смотровых/процедурных из латекса гевеи, неопудренныех, нестерильных:
"AQL (соответствие ГОСТ 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые") - 2,5 - Значение характеристики не может изменяться участником закупки".
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 10 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что Извещение об осуществлении электронного аукциона не содержит указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, более того в Извещении установлены требования к техническим и функциональным характеристикам объекта закупки в целях реализации потребностей Заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в Извещении отсутствуют, следовательно, Извещение об осуществлении электронного аукциона не противоречит нормам Федерального закона N 44-ФЗ.
В Техническом задании Заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам объекта закупки, связанные с определением соответствия поставляемых товаров потребностям Заказчика. При этом все характеристики объекта закупки определяются исходя из нужд Заказчика.
В зависимости от указанных потребностей Заказчик в Извещении в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в Извещение такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Также Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает Заказчика при определении характеристик оказываемых услуг устанавливать такие характеристики объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим потенциальным участникам закупки, не предусматривает ограничения по включению в Извещение требований к объекту закупки, являющемуся значимым для Заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в Извещении обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к услугам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за Заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Необходимо отметить, что Заявитель, являясь коммерческой организацией, осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, и отсутствие товара, выделенного в отдельный лот, технические характеристики которого соответствуют потребностям Заказчика, связано только с его предпринимательской деятельностью и от требований, содержащихся в Извещении, не зависит. Вышеуказанное само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Извещении установлены требования к объекту закупки с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности, в связи с чем Комиссия делает вывод о том, что доводы Заявителя, указанные в жалобе, являются необоснованными.
Кроме того, Заказчиком представлены пояснения, согласно которым требования к значению уровня герметичности (AQL) установлены в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004.
AQL - это максимальный процент брака в партии или максимальное количество дефектов на сто единиц продукции.
Значение AQL по своему смыслу отражает процент брака готовой продукции. То есть, чем ниже значение AQL, тем ниже процент брака, следовательно, ниже вероятность того, что при проведении диагностических и смотровых манипуляций в условиях повышенного риска инфицирования медицинский персонал будет работать с перчаткой ненадлежащего качества, а также, что во время продолжительной процедуры перчатка повредится.
Требование к показателю AQL установлено с учетом потребности Заказчика.
Значение AQL 2.5, указанное в ГОСТ Р 52239-2004, является не строго определенным значением, которое заказчики должны устанавливать при описании объекта закупки в виде "2,5", а является максимально допустимым пороговым значением, после которого перчатки уже не допускаются к использованию из-за высокого процента брака.
Указанное следует из, ГОСТ Р 52239-2004, согласно которому значение AQL по герметичности определено как "допустимый уровень качества". Из этой формулировки прямо следует, что перчатки, значение AQL которых превышает 2,5, не допускаются к обращению на рынке медицинских изделий. Чем ниже значение AQL, тем меньше количества брака в одной партии и, соответственно, выше уровень качества перчатки.
Учитывая, что перчатки используются в условиях повышенного риска инфицирования, как медицинского персонала, так и пациентов. Заказчиком обоснованно устанавливается соответствующее требование к значению показателя AQL.
Таким образом, Заказчик, руководствуясь положениями государственного стандарта, может установить значение AQL не выходящем за пределы 2,5.
При этом, перчатки с данным значением показателя выпускаются различными производителями. Для обозначения качества упаковки перчаток маркируются значком AQL.
Данный показатель используется для определения разрешенного числа бракованного товара в одной партии. Выделяют следующие типы AQL:
3 и выше - недопустимый;
2.5 - допустимый;
1.5 - высокий;
1 - очень высокий.
В соответствии с Европейским стандартом минимальный безопасный уровень AQL - 1,5, по Российскому ГОСТу показатель может составлять 2,5.
Таким образом, с целью экономии бюджетных средств потребность Заказчика, по его мнению, является обоснованной.
Комиссия, исследовав представленную заявки участников закупки, "Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.02.2024 NИЭА1" установила, что на участие в данной закупке подано 6 заявок, 4 из которых признаны комиссией по рассмотрению заявок Заказчика соответствующими требованиям Извещения об осуществлении электронного аукциона.
Таким образом, факт подачи на участие в данной закупке заявок, содержащих предложение к поставке товара с установленными характеристиками, не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки и нарушении положений Федерального закона N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах, Комиссией Иркутского УФАС России по контролю в сфере закупок в действиях Заказчика нарушения требований Федерального закона N 44-ФЗ при формировании Извещения об осуществлении электронного аукциона не установлены.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Федеральным законом N 44-ФЗ возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке главы 6 Федерального закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм Федерального закона N 44-ФЗ Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части отсутствия возможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе, а также доказательств того, каким образом действия Заказчика нарушают его права и законные интересы.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика при описании объекта закупки не привели к нарушению требований Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Элис Траст" необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_..> |
Члены комиссии |
<_..> |
|
<_..> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 26 февраля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.02.2024