Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27 февраля 2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
при участии представителя Областного государственного бюджетного учреждение здравоохранения "Иркутская городская клиническая больница N1" (далее - Заказчик) <_>;
при участии представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Уполномоченный орган) - <_> (доверенность от 10.05.2023 г.);
при участии представителя Индивидуального предпринимателя <_> (далее - Заявитель; ИП <_>) <_>(доверенность от 12.05.2023 г.),
рассмотрев жалобу заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона "Поставка изделий медицинского назначения (катетер ангиографический)", извещение N0134200000124000500, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-
ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 16 февраля 2024 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения об осуществлении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что извещение об осуществлении электронного аукциона содержит нарушения Федерального закона N44-ФЗ, поскольку совокупность требований Технического задания соответствует товару единственного производителя, представленного на территории Российской Федерации, которым является "Набор кардиальный MultiPack" - "Мерит Медикал Системс, Инк".
Заказчиком, Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик, Уполномоченный орган считают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным органом 06 февраля 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение об осуществлении электронного аукциона N0134200000124000500 "Поставка изделий медицинского назначения (катетер ангиографический)" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 496 762 рублей 00 копеек.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного органа приходит к следующим выводам.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики объекта закупки указаны в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с извещении об осуществлении закупки объектом закупки является поставка медицинского изделия "Катетер ангиографический, одноразового использования".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в Извещении установлены требования к техническим и функциональным характеристикам объекта закупки в целях реализации потребностей Заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ в Извещении отсутствуют, следовательно, Извещение об осуществлении электронного аукциона не противоречит нормам Федерального закона N 44-ФЗ.
В Описании объекта закупки Заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам объекта закупки, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. При этом все характеристики объекта закупки определяются исходя из нужд Заказчика.
В зависимости от указанных потребностей Заказчик в Извещении вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в Извещение такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Также Федеральный закон N44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим потенциальным участникам закупки, не предусматривает ограничения по включению в Извещение требований к объекту закупки, являющемуся значимым для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в Извещении обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Из представленных документов следует, что перед проведением аукциона заказчиком был проведен анализ рынка, получено 3 коммерческих предложения от поставщиков, выразивших согласие поставить товар с требуемыми характеристиками различных производителей, а именно: ООО "Лабэко" (г. Иркутск), ООО "Медмаг-Т" (г. Набережные Челны), ООО "Стеллар-ДВ" (г. Хабаровск), что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции.
В ходе рассмотрения жалобы Заказчиком было пояснено, что согласно инструкциям производителей стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство, процедура имплантации стента в коронарный сосуд состоит из следующих этапов: Решение о выполнении предварительной дилатации (расширения) пораженного участка с помощью баллона (катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный) соответствующего размера принимается исходя из характеристик конкретного пациента и пораженного участка. При стентировании длинных пораженных участков необходимо выбрать диаметр стента в соответствии с диаметром наиболее дистального (удаленного) участка сосуда. При выполнении вышеуказанных пунктов для определения характеристик пациента и пораженного участка, а также для определения диаметра наиболее дистального участка сосуда необходимо провести процедуру ангиографии, которая определит необходимые характеристики и отобразит полученные данные на ангиографе. Для выполнения этого действия используется ангиографический катетер (катетер ангиографический, одноразового использования). Исходя из многолетнего опыта в практике для выполнения диагностической коронарографии предпочтительнее использовать катетеры 5Fr, которые поставляются в наборе MultiPack, так как катетеры 5Fr менее травматичны и более безопасны по сравнению с катетерами 6Fr Использование катетеров 5 Fr позволяет снизить риски таких осложнений как диссекция интимы коронарной артерии, тромбоз артерии в следствии диссекции и инфаркт миокарда вследствие тромбоза коронарной артерии.
Таким образом, для Заказчику необходим весь перечень товаров, указанных в описании объекта закупки. Все перечисленные медицинские изделия являются взаимозависимыми. Даже без одного наименования товара будет невозможно провести высокотехнологичную операцию пациенту.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.02.2024 NИЭА1 на участие в аукционе было подано 4 (четыре) заявки. Все участники были допущены к участию в данном аукционе. Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 30.08.2023 NЦПА1, приняли участие 4 участника закупки, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 23%.
Следовательно, доводы Заявителя о том, что совокупность требований Технического задания соответствует товару единственного производителя, представленного на территории Российской Федерации, не подтверждается.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения об осуществлении закупки, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для общества.
Объектом спорной закупки является поставка товара, а не его производство.
Поставщиком может выступить любое лицо, соответствующее требованиям извещения об осуществлении закупки и действующего законодательства, готовое поставить продукцию, отвечающую положениям данного извещения и удовлетворяющую потребности заказчика. Заказчик не обязан и не имеет возможности при описании объекта закупки установить требования к функциональным и техническим характеристикам товара, которые бы удовлетворили абсолютно всех участников рынка.
При таких обстоятельствах, Комиссией Иркутского УФАС России по контролю в сфере закупок в действиях Заказчика нарушений требований Федерального закона N44-ФЗ при формировании Извещения об осуществлении электронного аукциона не установлены.
Кроме того, в силу части 4 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Вместе с тем в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Иркутского УФАС России не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки в соответствии с требованиями Извещения о проведении электронного аукциона, а также не представлено документов и доказательств, свидетельствующих, что при описании объекта закупки использовались характеристики, не предусмотренные техническими регламентами, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации и иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика, ввиду чего у Комиссии Иркутского УФАС России отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Федерального закона N44-ФЗ.
Также необходимо учитывать, что в силу пункта 2 статьи 4 Федеральный закон от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
При установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Извещении установлены требования к объекту закупки с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности, в связи с чем Комиссия делает вывод о том, что доводы Заявителя, указанные в жалобе, являются необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП <_> необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 27 февраля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2024