рассмотрев жалобу ООО "Термотест" на действия ГБУЗ "Тбилисская центральная районная больница" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка термоиндикаторов регистрирующих электронных" (извещение N 0318300039824000029) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что положения извещения составлены с нарушениями Закона о контрактной системе, а именно:
- наименование товара указано неверно;
- в нарушение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе Заказчиком не использована позиция КТРУ 35.50.50.190-00001421;
- неправомерно установлено требование "Поверка не ранее 4 кв. 2023 года".
Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых с доводами жалобы не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
08.02.2024 г. Заказчиком - ГБУЗ "Тбилисская центральная районная больница" МЗ КК размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Поставка термоиндикаторов регистрирующих электронных" (извещение N 0318300039824000029).
Начальная (максимальная) цена контракта - 161 220,06 руб.
Согласно п. 5) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
На основании п. 14) ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил каталог используется Заказчиками в целях: описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
На основании п.7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В извещении Заказчиком указана структурированная форма "Описания объекта закупки" составленная без учета характеристик, содержащихся в текстовом файле описания объекта закупки:
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции |
Характеристики товара, работы, услуги |
|||
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
||
Термоиндикатор регистрирующий электронный |
26.51.66.190 |
|
|
|
|
Измеряемая температура (max) |
40 |
Градус Цельсия |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
Измеряемая температура (min) |
-30 |
Градус Цельсия |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
Интегрированный USB-разъем для подключения к ПК |
наличие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||
Многократного применения |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||
Экран дисплея для отображения информации |
наличие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||
Память прибора рассчитана на сохранение записей |
15000 |
Штука |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
Поверка |
не ранее 4 кв 2023 года. |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
При входе температурного режима за пороговое значение-сигнализация |
звуковая |
|
Участник закупки указывает в заявке одно или несколько значений характеристики |
||
звуковая и световая |
|
||||
световая |
|
||||
на экране дисплея |
|
||||
Фиксация значений производится с интервалом времени между измерениями |
1 |
Минута |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||
Назначение |
для контроля температурного режима в системе "Холодовой цепи" |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
При этом, извещение об осуществлении закупки должно также содержать составленное в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки, которое прилагается к такому извещению в форме электронного документа или образа бумажного документа, сформированных без использования ЕИС (пункт 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, пункт 2 формы, являющейся приложением к Положению о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 60) (далее - Положение).
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Файл "Описание объекта закупки.xlsx" содержит требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).
N п/п |
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции КТРУ или ОКПД2 |
Характеристики товара, работы, услуги |
|||
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
|||
1 |
Термоиндикатор регистрирующий электронный |
26.51.66.190 |
Измеряемая температура (max) |
40 |
град цельс |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Измеряемая температура (min) |
-30 |
град цельс |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||
Интегрированный USB-разъем для подключения к ПК |
наличие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Многократного применения |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Назначение |
для контроля температурного режима в системе "Холодовой цепи" |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Память прибора рассчитана на сохранение записей |
15 000 |
шт |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||
Поверка |
не ранее 4 кв 2023 года. |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||
При входе температурного режима за пороговое значение-сигнализация |
звуковая |
|
Участник закупки указывает в заявке одно или несколько значений характеристики |
|||
При входе температурного режима за пороговое значение-сигнализация |
звуковая и световая |
|
Участник закупки указывает в заявке одно или несколько значений характеристики |
|||
При входе температурного режима за пороговое значение-сигнализация |
на экране дисплея |
|
Участник закупки указывает в заявке одно или несколько значений характеристики |
|||
При входе температурного режима за пороговое значение-сигнализация |
световая |
|
Участник закупки указывает в заявке одно или несколько значений характеристики |
|||
Фиксация значений производится с интервалом времени между измерениями |
1 |
мин |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||
Экран дисплея для отображения информации |
наличие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком неверно указано наименование товара, а именно, в соответствии с извещением поставке подлежит термоиндикатор регистрирующий электронный, однако, в "Описании объекта закупки" установлено требование "Назначение: для контроля температурного режима в системе "Холодовой цепи". В нарушение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе Заказчиком не использована позиция КТРУ 35.50.50.190-00001421.
Требования к условиям транспортирования и хранения иммунобиологических препаратов установлены разделом XLVIII СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 от 25.05.2022 (далее - СанПиН 3.3686-21).
Пунктами 4318 - 4357 СанПиН 3.3686-21 установлены требования к оборудованию для контроля температурного режима в системе "холодовой цепи".
В соответствии с п. 4318 СанПиН 3.3686-21 для контроля температурного режима в системе "холодовой цепи" используются средства измерения температуры и средства выявления (индикации) нарушений температурного режима.
К средствам измерения температуры относятся термометры, в том числе электронные датчики температуры, термографы, терморегистраторы (п. 4319) к средствам выявления нарушений температурного режима (выход за пределы заданных температурно-временных условий) относятся средства контроля - термоиндикаторы для "холодовой цепи" (п. 4320).
Таким образом, СанПиН 3.3686-21 не предусмотрен такой тип оборудования как "Термоиндикатор регистрирующий".
Заказчиком в извещении о закупке использован код ОКПД2 26.51.66.190 "Инструменты, приборы и машины для измерения или контроля прочие, не включенные в другие группировки".
Вместе с тем, в Каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд присутствует обязательная для применения с 01.07.2019 позиция 32.50.50.190-00001421 "Индикатор температуры холодовой цепи электронный", которая имеет следующее описание: "Электронное устройство, предназначенное для контроля температурного интервала при хранении термолабильных изделий (например, иммунобиологических препаратов, лекарственных средств, диагностических систем, крови и её продуктов и др.) в холодильных/морозильных камерах или специальных устройствах. Может иметь функцию визуального отображения нарушений температурного интервала, хранения статистических данных о таких нарушениях, контроля влажности, дистанционной передачи данных.".
Заказчиком представлены пояснения, согласно которым техническим характеристикам описания объекта закупки соответствуют: ООО "НПП "Чистый инструмент" - датчик измерительный "Торик СИ-ТМПпсК/2"; ООО "Термоконт-МК"- терморегистратор-индикатор пороговый ТИ-2-"Т-конт МК"; ЛогТэг Рекордере- Термоиндикатор LogTag регистрирующий с ЖК-дисплеем.
Таким образом, Заказчиком неверно указано наименование закупаемого товара.
Закупаемый Заказчиком товар соотноситься с позицией КТРУ 32.50.50.190-00001421, при этом Заказчиком не использована указанная позиция КТРУ, что свидетельствует о нарушении требований ч. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 23, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Заказчиком осуществляется закупка товара, соотносимого с позицией КТРУ 32.50.50.190-00001421 Индикатор температуры холодовой цепи электронный, который в свою очередь, является медицинским изделием с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам 342280 Индикатор температуры холодовой цепи электронный.
Согласно справочной информации, данное изделие представляет собой электронное устройство, предназначенное для контроля температурного интервала при хранении термолабильных изделий (например, иммунобиологических препаратов, лекарственных средств, диагностических систем, крови и её продуктов и др.) в холодильных/морозильных камерах или специальных устройствах.
Иными словами, изделие, осуществляющее контроль температурного режима при хранении любых термолабильных изделий, в том числе лекарственных средств, относится к медицинским изделиям с кодом НКМИ 342280 "Индикатор температуры холодовой цепи электронный".
Следовательно, объектом спорной закупки является медицинское изделие Индикатор температуры холодовой цепи электронный (НКМИ 342280).
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416, установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
В соответствии с правовой позицией Минфина России в целях подтверждения безопасности и качества поставляемой продукции (медицинских изделий и лекарственных препаратов), а также предотвращения попадания на российский рынок лекарственных препаратов и средств, не прошедших государственную регистрацию, государственный (муниципальный) заказчик обязан требовать в составе заявки на участие в электронном аукционе наличия копий регистрационных удостоверений на лекарственные препараты (медицинские изделия), являющиеся предметом закупки.
Заказчиком в извещении о закупке не установлено требование о предоставлении в составе заявки копии регистрационного удостоверения на медицинское изделие, что свидетельствует о нарушении п. 3) ч. 2 ст. 42, пп. "в" п. 2) ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование "Поверка не ранее 4 кв. 2023 года", так как не предусмотрено действующими нормативными актами.
В соответствии с пунктом 4322 СанПиН 3.3686-21 оборудование для контроля температурного режима в системе "холодовой цепи", регистрирующее и отображающее конкретные значения температуры в конкретный момент времени (термометры, датчики температуры, термографы, терморегистраторы), должно подвергаться периодической поверке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, термоиндикатор не является оборудованием, регистрирующим и отображающим конкретные значения температуры в конкретный момент времени, поэтому он не отнесен к оборудованию, требующему периодическую поверку. Требование о наличии поверки у объекта закупки (термоиндикатора) являются излишним и нехарактерными для термоиндикаторов, не влияющими на его основные функции.
Вышеуказанные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия на основании ч.15, 22, 23 ст.99, ч. 8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Термотест" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Тбилисская центральная районная больница" МЗ КК нарушение ч. 2 ст. 8, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 1) ч. 2 ст. 42, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "Тбилисская центральная районная больница" МЗ КК (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 21 февраля 2024 г. N 131/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2024