Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Меркулова Н.С. - руководителя Управления;
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителей заявителя ООО "Электронные системы" и в присутствии представителей муниципального заказчика - директора МБУ МО "Приволжский муниципальный район Астраханской области" "Служба эксплуатации и содержания" М.Г.Заруцкой и Редько А.В. (доверенность от 20.02.2024 б/н), рассмотрев жалобу ООО "Электронные системы" на действия муниципального заказчика МБУ МО "Приволжский муниципальный район Астраханской области" "Служба эксплуатации и содержания" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку и установку рекламной конструкции (реестровый N 0325300102324000004), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 15.02.2024 поступила жалоба ООО "Электронные системы" (далее - Заявитель, Общество) на действия муниципального заказчика МБУ МО "Приволжский муниципальный район Астраханской области" "Служба эксплуатации и содержания" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку и установку рекламной конструкции (реестровый N 0325300102324000004) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного аукциона не соответствует требованиям Закон о контрактной системе.
Уведомлениями от 16.02.2024 NНМ/1059/24 и NНМ/1060/24 рассмотрение жалобы было назначено на 21.02.2024 на 10 час.30 мин.
Комиссией ранее, 21.02.2024, была рассмотрена жалоба ИП Рея Е.А. на действия Заказчика при проведении электронного аукциона, а также проведена внеплановая проверка и принято соответствующее решение N030/06/42-204/2024, в котором указано следующее:
"08.02.2024 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона (далее также - Извещение).
Заявитель считает, что Заказчик, в нарушение действующего законодательства, не установил в извещении о проведении закупки, сформированном на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок, характеристики объекта закупки.
Комиссия считает данный довод обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию о наименовании объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - КТРУ) в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Представители Заказчика пояснили, что объектом закупки является поставка и установка рекламной конструкции. КТРУ не содержит соответствующий данному объекту закупки код позиции, подлежащий обязательному применению Заказчиком. В свою очередь, описание объекта закупки приложено к извещению о проведении аукциона, отдельным электронным файлом, что предусмотрено Положением о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 года N60 (далее - Положение).
Однако согласно информационному письму Минфина России от 18.12.2023 N24-01- 10/122331 "О формировании с использованием единой информационной системы в сфере закупок извещения об осуществлении закупки и о подаче с использованием электронной площадки заявки на участие в закупке" при отсутствии в каталоге позиции, сформированной в отношении закупаемого (закупаемой) товара, работы, услуги, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе характеристики объекта закупки указываются в извещении об осуществлении закупки с использованием официального сайта также в "структурированном виде".
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из вышеуказанного, Комиссия Управления считает, что Заказчик не установив характеристики объекта закупки в извещении об осуществлении закупки с использованием официального сайта также в "структурированном виде" нарушил часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Учитывая, что Заказчик в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе описание объекта разместил отдельным файлом к Извещению на официальном сайте, а также, что ИП Рей Е.А. подал свою заявку на участие в аукционе, Комиссия считает не целесообразным выдавать предписание".
В жалобе Заявителя указано, что в пункте "Комплектация" технического задания не указаны кабинеты, которые закупает заказчик, но указана масса кабинета "не более 18 кг на квадратный метр". Так следует, что 18 кг - это максимальная масса пустого кабинета, без установленных модулей, блоков питания, электронных плат, шлейфов и проводов.
В техническом задании указана "Масса экрана около 0,25 т". Исходя из инструкции по заполнению заявки, формулировка "около" означает, что "указано значение из интервала, нижняя граница которого составляет 90% от исходной величины, а верхняя граница интервала 110% от исходной величины". То есть максимальная масса экрана не более 275 кг. Площадь экрана 5,76 м * 2,88 = 16,58 м2. Умножаем 18 кг на 16,58 м2, получаем массу экрана равную 298,44 кг. Данный вес получается без установленной электроники, блоков питания, шлейфов и проводов.
Таким образом, по мнению Заявителя, техническое задание вводит в заблуждение участников закупки, выдвигая заведомо не выполнимые условия.
При этом, как следует из пояснений представителей Заказчика, в пункте "Комплектация" технического задания не указаны отдельно так называемые кабинеты светодиодного экрана, т.к. они являются неотъемлемой частью модульного экрана.
Кабинет для LED-экрана - это корпус, фронтальная часть состоит из LED-модулей, закрепленных к направляющим кабинета винтами или магнитами. Внутри кабинета находятся блоки питания с системой охлаждения и контролеры. LED-модули в кабинете соединяются шлейфами, поэтому кабинет является отдельной частью светодиодного экрана. Кабинеты закрепляются друг с другом для создания светодиодных экранов большого размера.
Как следует из примеров находящихся в свободном обращения кабинетов, их масса обычно составляет 10-14 кг. В техническом задании установлен максимальный вес кабинета - не более 18 кг. При этом в техническом задании отсутствует требование того, чтобы все экраны были выполнены из кабинетов одной массы. Допускается использование облегченных кабинетов в центре экрана и кабинетов усиленной конструкции по углам экран, где требуется крепление экрана к рекламной металлоконструкции.
При использовании типичных кабинетов массой 10-14 кг. общая масса конструкции не превышает 0,25-0,275 т.
Комиссия отмечает, что Заявитель не обеспечил явку своего представителя, доказательств обратного не представлено, в связи с чем, Комиссия признает спорный довод не состоятельным.
Также довод Заявителя о необходимости указания программного обеспечения в комплектации не находит своего подтверждения, поскольку Заказчиком размещены на официальном сайте разъяснения, согласно которым программное обеспечение не является предметом закупки, заказчику не передаются исключительные права на программное обеспечение. Программное обеспечение для обеспечения функций и работоспособности оборудования должно быть встроено в аппаратные средства рекламной конструкции. Рекламные конструкции управляются централизованно операторами цифровой рекламы. Предусмотренное программное обеспечение должно позволяться подключиться к рекламной конструкции любому оператору наружной видеорекламы. Без подключения к удаленному рабочему месту эксплуатация рекламной конструкции не предусмотрена.
Кроме того, ООО "Электронные системы", усматривает признаки ограничения конкуренции, а именно: подготовка закупочной документации под конкретного поставщика.
Комиссия считает довод Заявителя необоснованным по следующим основаниям.
В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, которые должны быть представлены участником закупки, указаны Заказчиком в отдельном файле "Описание объекта закупки" к Извещению.
При этом Комиссией Астраханского УФАС России установлено, что описание объекта закупки не содержит указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, более того при описании объекта закупки установлены требования к техническим и функциональным характеристикам в целях реализации потребностей Заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки отсутствуют, следовательно, извещение о проведении закупки с прикрепленным файлом "Описание объекта закупки" не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
В зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, системное толкование Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формулирование заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе в данной ситуации и к его составу.
Одновременно следует отметить, что действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных и муниципальных нужд. При этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в Извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.
Как следует из Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017 года, заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, описание объекта закупки соответствует требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе, установленные значения показателей позволяют оформить заявку на участие в электронном аукционе, предложив к поставке товар, отвечающий потребностям заказчика.
Поскольку Заявителем не представил Комиссии Астраханского УФАС России доказательств того, что описание объекта закупки соответствует товару единственного производителя, а также требования Извещения нарушают его права и законные интересы, не позволяют Обществу принять участие в электронном аукциона, ставит его в неравные условия по отношению к другим участникам закупки или иным образом нарушают его права как участника закупки, Комиссия антимонопольного органа нарушений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не усматривает.
В связи с чем, Комиссия считает, что данный довод Заявителя является необоснованный.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу жалобу ООО "Электронные системы" на действия муниципального заказчика МБУ МО "Приволжский муниципальный район Астраханской области" "Служба эксплуатации и содержания" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку и установку рекламной конструкции (реестровый N 0325300102324000004) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: И.В.Русскина
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 21 февраля 2024 г. N 030/06/42-208/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.02.2024