Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<______..>
Членов Комиссии:
<______..>
<______..>
рассмотрев направленное Заказчиком - ГБУЗ ЯНАО "Лабытнангская городская больница" (ИНН 8902002635) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 11.07.2023 N 266а на поставку пакетов для сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов, цена контракта - 26 018,09 рублей, (извещение N 0190200000323007263), с ООО "ИСИДА" (ИНН 8902002635) (далее - Поставщик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 08.02.2024 N 402 об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта следует, что 11 июля 2023 года между Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Лабытнангская городская больница", именуемое в дальнейшем "Заказчик", и Общество с ограниченной ответственностью "ИСИДА", именуемое в дальнейшем "Поставщик", по результатам аукциона в электронной форме (Извещение N0190200000323007263) на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ЙЭА1 от "29" июня 2023года был заключен Контракт N266а на поставку пакетов для сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов (далее - Контракт).
В соответствии с п.1.1. Контракта, Поставщик обязуется поставить Заказчику пакеты для сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять й оплатить поставленный Товар. Наименование, характеристики, количество и стоимость Товара указаны в Спецификации.
Согласно п. 3.2. Контракта, срок поставки Товара в течение 20 (Двадцати) рабочих дней с даты подписания Сторонами Контракта.
Однако свои обязанности Поставщик, в полном объеме не исполнил, тем самым нарушил: п.1.1.,п.1.2., п.3.2. Контракта
Неисполнение обязательств Поставщиком выразилось в следующем:
В нарушение условий Контракта. Товар поставлен заказчику с нарушением сроков, предусмотренных Контрактом. Кроме того, в ходе приемки Товара выявлен факт поставки Товара с несоответствующим Контракту номером регистрационного удостоверения.
Так, 17.08.2023 (N 2801) в адрес Поставщика направлена претензия за нарушение сроков поставки, с требованием сообщить причину ненадлежащего исполнения Контракта, а также дату поставки товара в адрес Заказчика, ответ на которую не предоставлен.
20.09.2023 (N 3126) повторно направлена претензия за нарушение сроков поставки, ответ Поставщиком не предоставлен.
17.10.2023 (N3454) также направлена претензия за нарушение сроков поставки, ответ не предоставлен.
02.11.2023 Поставщиком с нарушением сроков поставки поставлен товар в адрес Заказчика с номером регистрационного удостоверения NРЗН 2016/3817 от 18.03.2020, что не соответствует номеру регистрационного удостоверения, указанного в Спецификации.
Соответственно, 13.11.2023 (N 3790) в адрес Поставщика направлен мотивированный отказ в приемке и подписании документов о приемке Товара.
27.11.2023 (N 3949) направлена претензия с требованием сообщить причину ненадлежащего исполнения Контракта, на которую ответ до настоящего времени не получен.
28.12.2023 (N:4362) направлена претензия с требованием сообщить причину ненадлежащего исполнения Контракта, а также сроки устранения причины, на которую также ответ не получен.
29.01.2024 (N298) была повторно направлена претензия с требованием сообщить причину ненадлежащего исполнения Контракта, а также требование заменить товар в соответствии с условиями Контракта, на которую также ответ не получен.
В соответствии с п.п.14.1. Контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Также, согласно ч.9 ст. 95 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ) Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа, от исполнения, отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании вышеизложенного, в соответствии ч.2 ст. 450, ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ч.9, ч.15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п.14.1. Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Поставщик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 22.02.2024 N ЕГ/630/24 N 089/10/104-128/2024 объяснений по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта не представил, своих представителей на заседание комиссии не направил.
Указанное уведомление было направлено Поставщику на адрес электронной почты semen9086568134@gmail.com который указан в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте и при заключении контракта и размещено в Единой информационной системе (ЕИС).
При вынесении решения Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, от пояснений отказалось и принимает решение на основании представленных документов Заказчиком.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
11.07.2023 между Заказчиком и Поставщиком заключен Контракт N 266а (далее Контракт).
08.02.2024 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
08.02.2024 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 20.02.2024.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Проведя проверку факта расторжения контракта Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении Исполнителя, выразившимся в ненадлежащем исполнении условий Контракта.
Комиссией установлено, что контракт был заключен 11.07.2023.
Согласно п.1.1 Контракта Поставщик обязуется поставить Заказчику пакеты для сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов (далее - "Товар"), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный Товар.
Согласно п. 3.1.Контракта наименование, характеристики, количество и стоимость Товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту).
Согласно п.3.2 Контракта срок поставки Товара в течение 20 (Двадцати) рабочих дней с даты подписания Сторонами Контракта.
Представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Поставщик не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту.
Заказчиком неоднократно в адрес Поставщика были направлены претензии о нарушении сроков поставки, что подтверждается представленными отчётами по отправки. Ответов на данные претензии Поставщиком предоставлено не было.
02.11.2023 Поставщиком с нарушением сроков поставки поставлен товар в адрес Заказчика который не соответствуют требованиям Заказчика, указанным в спецификации.
После, чего в адрес Поставщика направлены претензии с требованием сообщить причину ненадлежащего исполнения Контракта, а также требование заменить товар в соответствии с условиями Контракта, на которую Поставщик никак не отреагировал.
Поставщик на заседание Комиссии контрольного органа своих представителей не направил, не представил информацию и документы, подтверждающие, что принимаемые им меры, были направлены на надлежащее исполнение контракта, а также на взаимодействие с заказчиком.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту в соответствии с его условиями.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Халатность, небрежность и непредусмотрительность также являются разновидностью недобросовестного поведения в ходе закупочной процедуры, а поэтому установление административным органом в действиях хозяйствующего субъекта именно умысла на неисполнения условий контракта обязательным не являются. При оценке действий хозяйствующего субъекта на предмет их добросовестности необходимо принимать во внимание наличие у него возможности по соблюдению требований действующего законодательства и принятия им действия, направленные на его соблюдение.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "ИСИДА" (ИНН 8902002635), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Лузиной Надежде Михайловне (ИНН: 380894576701), по обращению ГБУЗ ЯНАО "Лабытнангская городская больница" (ИНН 8902002635 по факту одностороннего отказа от исполнения контракта от 11.07.2023 N 266а на поставку пакетов для сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов, цена контракта - 26 018,09 рублей, (извещение N 0190200000323007263), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "ИСИДА" (ИНН 8902002635), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Лузиной Надежде Михайловне (ИНН: 380894576701), в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28 февраля 2024 г. N 089/10/104-128/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2024