Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>;
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
при участии в формате ВКС:
от Заказчика - представителя по доверенности;
от Уполномоченного органа - представителя по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Биомедикалфарм" на действия Заказчика - ГБУЗ "Ямало-Ненецкий окружной психоневрологический диспансер", при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку витаминно-минерального комплекса и смеси белковой композитной, начальная (максимальная) цена контракта - 1 027 645,00 рублей (извещение N 0190200000324001432). на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что требования извещения об осуществлении закупки противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 14.02.2024 18:10 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 27.02.2024 08:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 27.02.2024;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 29.02.2024.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик установил следующие требования по поставке ВМК: наличие в составе витаминов (в том числе А, В-5 пантонат кальция, В7-биотин) 10; Наличие минеральных веществ, (в том числе цинк)
2.
В описании отсутствует требование об изготовлении ВМК в соответствии с ГОСТ Р 57106-2023 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании. Технические условия".
Вышеуказанный ГОСТ распространяется на специализированную пищевую продукцию, предназначенную для диетического лечебного и диетического профилактического питания в качестве компонента готовых блюд в составе диет лечебного питания для взрослых, в том числе для беременных и кормящих женщин, и для детей старше трех лет в медицинских организациях, санаториях, социальных учреждениях.
При формировании технического задания Заказчик должен руководствоваться ГОСТ Р 57106-2023 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании. Технические условия", поскольку данный ГОСТ Р определяет и конкретизирует содержание витаминов и минеральных веществ в одной порции ВМК, необходимой для применения в медицинских учреждениях.
Требования Заказчика противоречат нормативно-правовой документации, что может привести к приобретению товара Заказчиком не надлежащего качества.
В настоящее время в РФ производится не менее 4 ВМК различных производителей, из них только одна соответствует описанию Заказчика, и имеет в своем составе витамины: А, В-5 пантонат кальция, В7-биотин и минеральное вещество: цинк, данным ВМК является специализированный пищевой продукт диетического лечебного и диетического профилактического питания - витаминно-минеральный комплекс "Нутримикстура", изготовитель ООО "Шелдонфарма". Данный ВМК изготовлен по ГОСТ 58040-2017.
В то же время по ГОСТ Р 57106-2023 производятся не менее 3 ВМК. В связи с тем, что ГОСТ Р 57106-2023 конкретизирует необходимое количество витаминов и минеральных веществ, то продукция произведенная по данному ГОСТ соответствует по содержанию витаминов и минеральных веществ норме физиологической потребности для взрослых.
В процессе анализа заключенных контрактов по конкурентным процедурам в части поставки ВМК на 2024 год на сайте https://zakupki.gov.ru было выявлено, что ВМК с наличием в своем составе витаминов: А, В-5 пантонат кальция, В7-биотин и минерального вещества: цинк, выпускаются по ГОСТ 58040-2017 и поставляются преимущественно одним поставщиком ООО "Иннованта", в то же время ВМК изготовленные по ГОСТ 57106-2023 поставляются более чем 10 поставщиками, такими как: ИП Вагнер А.Р., ИП Багаев Х.С., ООО "Диетлин",ООО "Диетлин",ООО "Здрава" и другими.
Таким образом, требование Заказчика о наличии в составе ВМК: витаминов: А, В-5 пантонат кальция, В7-биотин и минерального вещества: цинк, противоречат действующему ГОСТу Р 57106-2023, а также нарушают права потенциальных участников закупки на участие в аукционе, так как являются фактическим ограничением количества участников. Соответственно аукционная документация выполнена еще и с нарушением ст. 17 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Из пояснений Заказчика следует, что закупка сформирована под конкретные потребности медицинского учреждения. Заказчиком при описании объекта закупки использован ГОСТ Р 58040-2017, который предусматривает ВМК для обогащения блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания в медицинских организациях как по ГОСТ Р 57106, так и не по ГОСТ Р 57106, при условии, что ВМК содержит не менее чем 50% и не более чем 100% от нормы физиологической потребности в конкретном компоненте.
Объект закупки, требуемый Заказчику, должен соответствовать ГОСТ Р 58040-2017, иметь область применения, не противоречащую описанию объекта закупки, содержать в одной порции от 50% до 100% физиологической нормы суточного потребления витаминов и минеральных веществ, а также соответствовать иным характеристикам, отраженным Заказчиком.
В частности, согласно описанию объекта закупки, количество витаминов в ВМК должно быть не менее 10, включая витамины А, В5 - пантотенат кальция, В7 - биотин, а минеральных веществ не менее 2, включая цинк.
Поскольку в отношении вышеуказанных витаминов и минеральных веществ установлены нормы физиологической потребности ("МР 2.3.1.0253-21. 2.3.1. Гигиена питания. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации"), а ГОСТ Р 58040-2017 содержит ссылку на витамины и минералы, для которых установлены такие нормы, обоснования для установления таких характеристик ВМК не требуется.
В настоящее время на рынке имеются витаминно-минеральные комплексы, производимые по ГОСТ Р 57106-2023 и ГОСТ Р 58040-2017, что подтверждается сведениями единого реестра свидетельств о государственной регистрации продукции, который является общедоступным.
При этом по ГОСТ Р 57106-2023 изготавливается единственный ВМК из зарегистрированных - Специализированный пищевой продукт Комплекс витаминно- минеральный "Премикс 123-19".
Довод о том, что ВМК по ГОСТ Р 57106-2023 поставляется не менее чем 10 поставщиками, не соответствует действительности, поскольку большая часть поставляемых такими поставщиками ВМК изготавливаются по ГОСТ Р 57106-2016, который с 01.01.2024 не действует, при этом содержит целый ряд существенных отличий от ГОСТ Р 57106-2023.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе. при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определена необходимость использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
В Приказе Минздрава России от 21.06.2013 N 395н "Об утверждении норм лечебного питания" установлено требование о включении в рационы лечебного питания витаминно-минеральных комплексов 50-100% от физиологической нормы. Однако, в этом приказе Минздрава России отсутствуют какие-либо требования к перечню витаминов и минеральных веществ в витаминно-минеральном комплексе.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является поставка витаминно-минерального комплекса и смеси белковой композитной.
В извещении об осуществлении закупки содержится описание объекта закупки, установлены характеристики поставляемого товара. Товар должен соответствовать ГОСТ 58040-2017 "Комплексы витаминно-минеральные. Общие технические условия".
Совокупность характеристик, указанных в извещении о закупке, составлена таким образом, чтобы товары, которые будут представлены участниками размещения заказа для поставки в рамках закупки, соответствовали текущим потребностям заказчика и нуждам конечных пользователей товара, в соответствии с которыми и была определена потребность заказчика.
Комиссия отмечает, что Заказчик вправе включить в Описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям, при этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в Описание объекта закупки требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность Заказчика в Описании объекта закупки обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам.
Согласно доводу жалобы Заявителя, указывать в документации об аукционе "соответствие Товара ГОСТ Р 58040-2017" недопустимо; данный ГОСТ предназначен для использования в пищевой промышленности для обогащения пищевой продукции массового потребления, при производстве функциональных и специализированных пищевых продуктов, и биологически активных добавок к пище.
С 01.01.2024 вступил в силу ГОСТ Р 57106-2023 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании. Технические условия", утвержден Приказом Росстандарта от 27.06.2023 N 443-ст 2024-11473 "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации", данный ГОСТ распространяется на специализированную пищевую продукцию, предназначенную для диетического лечебного и диетического профилактического питания в качестве компонента готовых блюд в составе диет лечебного питания для взрослых, в том числе для беременных и кормящих женщин, и для детей старше трех лет в медицинских организациях, санаториях, социальных учреждениях.
Изучив потребность Комиссией установлено, что Заказчиком произведено описание товара в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе и содержит характеристики объекта закупки, позволяющие участникам этой закупки определить и сформировать предложение по поставке такого товара.
В рассматриваемом случае Заказчик, являющийся учреждением здравоохранения, сформировал в описании объекта закупки требования к характеристикам товара с учетом своих потребностей, и с учетом специфики назначения и способа применения товара.
Комиссия отмечает, что из ГОСТа Р 58040-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Комплексы витаминно- минеральные. Общие технические условия", следует, что настоящий стандарт распространяется на витаминно-минеральные комплексы (далее - ВМК) - ВМК премиксы, предназначенные для использования в пищевой промышленности для обогащения пищевой продукции массового потребления, при производстве функциональных и специализированных пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище, а также ВМК, готовые к употреблению, предназначенные для непосредственного употребления в качестве биологически активных добавок к пище или в качестве компонента приготовления готовых блюд диетического профилактического и диетического лечебного питания для различных категорий населения (детей, беременных, кормящих женщин, лиц пожилого возраста, спортсменов, пациентов медицинских организаций, потребителей услуг социальных учреждений, работающих во вредных и особо вредных условиях и в организованных коллективах и др.).
Согласно пункту 4.6 ГОСТ Р 58040-2017 ВМК, готовые к употреблению, в зависимости от области применения подразделяют, в том числе на используемые для обогащения блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания в медицинских организациях.
Согласно пункту 5.2.2 ГОСТ Р 58040-2017 по содержанию витаминов и/или минеральных веществ ВМК, готовые к употреблению, должны соответствовать таблице 2, согласно которой ВМК, готовые к употреблению, для обогащения блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания в медицинских организациях, должны содержать не менее чем 50% и не более чем 100% от нормы физиологической потребности в конкретном компоненте, в том числе по ГОСТ Р 57106.
В соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 58040-2017 изготовители ВМК, готовых к употреблению, используемых для диетического лечебного и диетического профилактического питания, в том числе в составе стандартных диет, вне зависимости от способа употребления (непосредственно или при приготовлении блюд), должны иметь доказанные лечебные и (или) профилактические свойства, подтвержденные результатами исследований их клинической эффективности на основе принципов доказательной медицины и в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации.
ГОСТ Р 58040-2017 установлены требования к содержанию ВМК от 50% до 100% от физиологической нормы компонентов и наличию у ВМК доказанного лечебного эффекта.
В описание объекта закупки не включены требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчиком в рассматриваемой закупке установлены требования к товару, основанные на имеющихся потребностях и исходя из специфики осуществляемого лечебного процесса и клинической значимости данных характеристик и не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, положения извещения не содержат условий, нарушающих нормы, предусмотренные Законом о контрактной системе.
Товар может быть предложен Заказчику различными поставщиками товара, круг которых неограничен, что в рассматриваемом случае подтверждается коммерческими предложениями, представленными потенциальными поставщиками для обоснования начальной максимальной цены контракта.
Заявителем не доказан тот факт, что требования к товару, включенные в извещение являются излишними и создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Также ничем не подкреплен довод заявителя жалобы о том, что ВМК, произведенный не по ГОСТ 57106-2023, является товаром ненадлежащего качества.
В настоящее время на рынке имеются витаминно-минеральные комплексы, производимые по ГОСТ Р 57103-2023 и ГОСТ Р 58040-2017, что подтверждается сведениями единого реестра свидетельств о государственной регистрации продукции, который является общедоступным. Названные ГОСТы являются действующими.
Комиссия отмечает, что объектом закупки является поставка товара, а не его производство, в связи с чем, любой участник закупки, соответствующий установленным требованиям, может принять участие в процедуре закупки, приобрести и поставить товар необходимый Заказчику.
Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям Заказчика, извещением о закупке не ограничен. Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки.
Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников закупки.
Также на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, не представил в составе жалобы однозначных доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе.
Кроме того, Заявителем, доказательств нарушения его прав и законных интересов не представлено.
Таким образом, довод Заявителя о нарушении положений Закона о контрактной системе путем установления в извещении требований к товарам, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, являются недоказанным и, как следствие, необоснованным.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, об отсутствии в действиях Заказчика нарушения норм Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Биомедикалфарм" на действия Заказчика - ГБУЗ "Ямало-Ненецкий окружной психоневрологический диспансер", при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку витаминно-минерального комплекса и смеси белковой композитной, начальная (максимальная) цена контракта - 1 027 645,00 рублей (извещение N 0190200000324001432), необоснованной.
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 27 февраля 2024 г. N 089/06/33-123/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2024