Основания для проведения проверки: статья 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление N1576), приказ Белгородского УФАС России от 16.02.2024 N 43/24, информация о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поступившая от ООО "Открытый урок".
Инспекция Белгородского УФАС России, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 16.02.2024 N 43/24, в составе:
при участии представителя заказчика - министерства образования Белгородской области (по доверенности от 29.12.2023 N 17-09/08/4948), представителя уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" (по доверенности от 15.01.2024 N ЦЗ 1-06-20), в отсутствии представителя - ООО "Открытый урок" (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлен), проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении электронного аукциона на поставку продукции радиоэлектронной промышленности "14-2024-нр5172" (N закупки 0826500000924000354) (далее - Электронный аукцион).
УСТАНОВИЛА:
14.02.2024 в Белгородское УФАС России посредством единой информационной системы поступила жалоба (вх. N 5396-ЭП от 15.02.2024) от ООО "Открытый урок" на положения извещения при осуществлении электронного аукциона на поставку продукции радиоэлектронной промышленности "14-2024-нр5172" (N закупки 0826500000924000354).
Из жалобы следует, что Заказчиком неправомерно установлено в извещении о проведении Электронного аукциона ограничение допуска промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, согласно постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N 617).
Заявитель полагает, что к выбранному Заказчиком коду товара в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) необходимо было применить ограничения, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
19.02.2024 жалоба ООО "Открытый урок" была отозвана посредством единой информационной системы в соответствии с частью 6 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Инспекция, проведя в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе и Постановлением N 1576 внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 05.02.2024 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями.
Объект закупки - поставка продукции радиоэлектронной промышленности "14-2024-нр5172".
Начальная (максимальная) цена контракта - 87 786 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Открытый урок" контракт по результатам проведения Электронного аукциона не заключен.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Исходя из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе, при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению специфики параметров и характеристик товара в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд.
Вместе с тем, установленные заказчиком требования к характеристикам товара не должны ограничивать количество участником закупки.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145).
Пунктом 3 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу подпункта "д" пункта 10 Правил в позицию каталога может включаться справочная информация - коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
На основании подпункта "д" пункта 10 Правил код общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) указывается в справочной информации, включенной в позицию каталога, которая не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил обязательному использованию заказчиком при осуществлении закупки.
Вместе с тем в силу пункта 12 Правил на основе кода ОКПД2 на каждую позицию каталога формируется уникальный цифровой код. При этом такой код указывается в позиции каталога исключительно в целях нумерации и кодирования (письмо министерства финансов Российской Федерации от 17 февраля 2022 года N 24-03-07/11125).
Согласно пункту 12 Правил код позиции каталога является уникальным машиночитаемым кодом и основан на ОКПД2.
При этом требование о соответствии кода позиции каталога информации, содержащейся в справочной информации такой позиции, не установлено, поскольку в справочной информации может содержаться (в зависимости от товара, работы, услуги) несколько различных кодов ОКПД2.
Коды ОКПД2, как указанные в коде позиции каталога, так и в справочной информации такой позиции, не образуют описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе (письмо министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2020 года N 24-06-07/75155).
Объектом закупки являются изделия, для которых Заказчиком выбраны следующие коды позиций по КТРУ: 26.20.40.190-00000009, 26.20.40.190-00000002, 26.20.40.190-00000006, 26.20.40.190-00000008, 26.20.40.190-00000007 - цифровая лаборатория для школьников.
Из КТРУ следует, что позиции 26.20.40.190-00000009, 26.20.40.190-00000002, 26.20.40.190-00000006, 26.20.40.190-00000008, 26.20.40.190-00000007 содержат справочную информацию, согласно которой применение включенных в них сведений возможно также для товаров, подпадающих под следующие коды ОКПД2:
- 26.20.40.190 "Комплектующие и запасные части для вычислительных машин прочие, не включенные в другие группировки",
- 26.51.43.119 "Приборы цифровые электроизмерительные прочие",
- 26.51.52.130 "Приборы для измерения или контроля давления жидкостей и газов",
- 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные".
В ходе заседания Инспекции, представитель Заказчика сообщил, что при осуществлении закупки цифровых лабораторий для школьников по нейротехнологии применен код ОКПД2 - 32.99.53.130 - приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные, что также отражено в идентификационном коде закупки - 23 2 3123316994 312301001 0051 001 3299 244.
Кроме того, заявитель, являясь участником закупки N 0826500000924000354 с идентификационным номером 115893286, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0826500000924000354 от 19.02.2024, признан победителем Электронного аукциона.
В составе заявки победителем представлены следующие выписки из реестра российской промышленной продукции на предлагаемый к поставке товар: N 4244\21\2022 от 21.11.2022 на цифровую лабораторию по биологии (ученическая) Z.Labs, N 4244\7\2022 от 21.11.2022 на цифровую лабораторию по физике (ученическая) Z.Labs, N 4244\12\2022 от 21.11.2022 на цифровую лабораторию по химии (ученическая) Z.Labs, N 6352\5\2023 от 08.12.2023 на цифровую лабораторию по физиологии (ученическая) Z.Labs, все c кодом промышленной продукции ОКПД2 - 32.99.53.130.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно извещению об осуществлении закупки Заказчиком установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств в рамках Постановления N 617, а также условие допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации в рамках приказа Министерства финансов РФ от 04 июня 2018 года N 126н.
На заседании Инспекции представитель уполномоченного учреждения отметил, что в нормативных правовых актах, устанавливающих запрет или ограничение при проведении закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, помимо кода ОКПД2 установлено в том числе наименование товара.
Стоит отметить, что при установлении соответствующих запретов или ограничений необходимо руководствоваться в совокупности как кодом в соответствии с ОКПД2, так и наименованием вида товара.
При этом исходя из положений Закона о контрактной системе выбор кода КТРУ не влияет на применение или неприменение национального режима.
Инспекцией установлено, что исследуемый код ОКПД2 32.99.53.130 не включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановление N 878.
Учитывая изложенное следует отметить, что выбранный Заказчиком код ОКПД2 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные" подпадает под действие Постановления N 617, а не постановления Правительства N 878, в связи с чем установлено соответствующее ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Также необходимо отметить, что ограничения по Постановлению N 617 не входят в исключительные случаи, отраженные в пункте 5 Правил, запрещающие указывать дополнительные характеристики. Следовательно, Заказчик при описании объекта закупки использовал описание товара, включенное в позиции каталога 26.20.40.190-00000009, 26.20.40.190-00000002, 26.20.40.190-00000006, 26.20.40.190-00000008, 26.20.40.190-00000007, а также дополнительную информацию, с указанием обоснования необходимости использования такой информации.
При указанных обстоятельствах, Инспекция считает, что довод заявителя о необходимости установления ограничения в извещении об осуществлении закупки предусмотренные Постановлением N 878 несостоятельным, так как выбранный Заказчиком код ОКПД2 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные" подпадает под действие Постановления N 617.
При указанных обстоятельствах Инспекцией пришла к выводу, что действия Заказчика соответствуют требованиям законодательства.
В соответствии с частью 6 статьи 105 Закона о контрактной системе участник закупки вправе отозвать с использованием единой информационной системы поданную им жалобу до даты ее рассмотрения по существу контрольным органом в сфере закупок путем формирования и размещения в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 настоящего Федерального закона, информации об отзыве жалобы, которая размещается в таком реестре автоматически. В этом случае жалоба контрольным органом в сфере закупок по существу не рассматривается. При этом такой участник закупки не вправе повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные при осуществлении закупки, в отношении которой поданная жалоба отозвана.
Руководствуясь статьей 99, Постановлением N1576 Инспекция Белгородского УФАС России
РЕШИЛА:
По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком - министерства образования Белгородской области, уполномоченным учреждением - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку продукции радиоэлектронной промышленности "14-2024-нр5172" (N закупки 0826500000924000354) нарушений не выявлено.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 21 февраля 2024 г. N 20 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - ктру - товары, происходящих из иностранных государств - электронный аукцион)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2024