Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "Медика" на действия ГБУЗ ТО "Родильный дом N 3" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: набор для выполнения клизмы (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003424000601),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 19.02.2024 г. поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из доводов жалобы следует, что совокупности установленных характеристик объекта закупки (набор для выполнения клизмы) не соответствует ни один товар, что не позволяет заявителю, а равно иным потенциальным участникам закупки предложить к поставке товар соответствующий описанию объекта закупки.
Так, заявитель указал, что набор для постановки клизмы, производства ООО "Алайф-Дафина" (Россия) РУ N РЗН 2018/7491 от 17.06.2021 имеет мешок для жидкости 2000 мл., в то время как заказчиком требуется объем емкости для раствора 1750 мл.
Набор для постановки клизмы производства компании "Бикакцилар Тибби Джехазлар Санай ве Тиджарет А.С. (Турция) РУ N ФСЗ 2008/00076 от 22.02.2017 не содержит в составе набора салфетку (пеленку), которая требуется в составе набора для выполнения клизмы, и не является стерильной, как того требует описание объекта закупки.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами заявителя, считает, что описание объекта закупки не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, сформировано на основании имеющейся потребности лечебного учреждения. При этом, характеристикам товара, указанным в извещении об осуществлении закупки, соответствуют 2 набора для выполнения клизмы:
- Набор для постановки клизмы "Алайф", производства ООО "Алайф-Дафина" (Россия) РУ N РЗН 2018/7491 от 17.06.2021, который имеет мешок для жидкости с возможностью наполнения до 1 750 мл. Мешки для жидкости для клизмы не высокоточное медицинское изделие, так как выполнение клизмы осуществляется с приблизительным и временным заполнением полостей пациентов;
- Набор для постановки клизмы HITEX компании "Бикакцилар Тибби Джехазлар Санай ве Тиджарет А.С. (Турция) РУ N ФСЗ 2008/00076 от 22.02.2017. Требование относительно стерильности относится к основному компоненту набора кружке и не относится к общей упаковке набора, так как каждый компонент набора имеет собственную упаковку.
В этой связи, заказчик отметил, что участники закупки вправе самостоятельно дополнять свои наборы отдельными компонентами, включать в наборы для клизм впитывающие одноразовые пеленки, перчатки.
Присутствующей в заседании комиссии представитель Управления государственных закупок Тюменской области указал, что описание объекта закупки сформирована на основании потребности заказчика, просил признать жалобу необоснованной.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что 09.02.2024 г. уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: набор для выполнения клизмы с реестровым номером закупки 0167200003424000601. Начальная (максимальная) цена контракта 240 592,00 рублей.
Заказчик-Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области "Родильный дом N 3"
Как следует из описания объекта закупки (Приложение N 1 извещению) к поставке требуется: Набор для выполнения клизмы, 550 шт., КТРУ 22.19.71.190-00000054 с учетом следующих установленных характеристик:
Атравматичный наконечник |
да |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Диаметр отверстия наконечника, ММ |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Объем емкости для раствора, СМ3;^МЛ |
1 750 |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Приспособление для подвешивания на стойке |
да |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Стерильность |
да |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Дополнительная информация |
|
|
Все изделия упакованы в единую индивидуальную упаковку (5) |
да |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Перчатки медицинские смотровые диагностические (6)пар |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Размер пеленки многослойной одноразовой (7) |
Не менее 30х40 см |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Градуировка на резервуаре (1) |
да |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Клапан, предохраняющий резервуар от произвольного проливания жидкости должен иметь многослойное отверстие, выполняющее функцию крышки (давление, создаваемое залитой жидкостью, препятствует обратному выливанию налитого раствора) (2) |
да |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Запорный механизм для контроля введения жидкости (3) |
да |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Дополнительное боковое отверстие на дистальном конце (4) |
На расстоянии не более 20 мм от дистального конца |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Описание объекта закупки содержит обоснование дополнительных характеристик, не включенных в КТРУ:
1. Градуировка на резервуаре обеспечивает возможность наливать жидкость в резервуар в строго необходимом объеме, который применим для каждой конкретной манипуляции и удовлетворяет потребности заказчика.
2. Для быстрого беспрепятственного наполнения резервуара жидкостью и предотвращения ее вытекания обратно.
3. Для контроля движения жидкости и скорости потока.
4. Для беспрепятственного вода жидкости при закупорки торцевого отверстия.
5. Облегчается и ускоряется процесс проведения процедуры "выполнения клизмы" для лежачих пациентов и в экстренных ситуациях, так как все составляющие для проведения процедуры находятся в единой упаковке. Медицинский персонал четко понимает задачи, работая с набором медицинских изделий.
6. Перчатки обеспечивают защиту персоналу, а их наличие в наборе ускоряет технологический процесс выполнения медицинской манипуляции.
7. Для дополнительной защиты постельного белья и других поверхностей, при проведении процедур у лежачих больных.
Как следует из протокола подведения итогов аукциона N0167200003424000601 от 22.02.2024 на участие в закупке поступило 4 (четыре) заявки, которые признаны не требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, в связи с чем, на основании п. 4 ч.1 ст. 52 Закона о контрактной системе закупка признана несостоявшейся.
Учитывая вышеприведенные пояснения учреждения относительно наличия на рынке как минимум 2 производителей наборов для клизм, полностью соответствующих условиям извещения об осуществления закупки, Комиссия отмечает, что заявка участника закупки N 97 отклонена на основании пункта 8 части 12 статьи 48 Закона N44-ФЗ в связи с выявлением недостоверной информации относительно указания объема ёмкости для раствора (1750 мл). Предложенный участником закупки Набор для поставки клизмы "Алайф" РУ N РЗН 2018/7491 от 17.06.2021 содержит в составе набора Кружку Эсмарха объемом 2 л.
При этом, заявка N 206 отклонена на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона N44-ФЗ, требований п. 2.4 раздела 1, раздела 2 Требований к содержанию, составу заявки, инструкции по ее заполнению (Приложение N 4 к Извещению), поскольку согласно представленному в заявке регистрационному удостоверению N ФСЗ 2008/00076 от 22.02.2017 "Система для дренажа Hitex" (Турция) и данным Государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей) осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий характеристика "Стерильность" отсутствует в регистрационном удостоверении.
В силу статьи 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 9 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Выполнение приведенных выше требований закона позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке. Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
При формировании описания объекта закупки заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако, заказчик должен прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам таким образом, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В рассматриваемом случае извещением об осуществлении закупки заказчиком при описании поставляемого товара установлены требования, которым в совокупности характеристик не может соответствовать товар ни одного из производителей наборов для клизм.
Так, Комиссия считает возможным отклонить довод заказчика о том, что описанию объекта закупки соответствует Набор для постановки клизмы "Алайф", производства ООО "Алайф-Дафина" (Россия) РУ N РЗН 2018/7491 от 17.06.2021, а также Набор для постановки клизмы HITEX производства компании "Бикакцилар Тибби Джехазлар Санай ве Тиджарет А.С. (Турция) РУ N ФСЗ 2008/00076 от 22.02.2017.
Из материалов проверки следует, что набор для постановки клизмы "Алайф", производства ООО "Алайф-Дафина" (Россия) РУ N РЗН 2018/7491 от 17.06.2021 имеет ёмкость для раствора (Кружка Эсмарха) объемом 2 литра (2000 мл), тогда как к поставке требуется ёмкость для раствора 1750 мл, при этом значение характеристики (1750 мл) исходя из условий извещения об осуществлении закупки не может изменяться.
Указанное обстоятельство также подтверждается решением комиссии по осуществлению закупок (протокол от 22.02.2024 г.), принятым в отношении заявки N 97, которая была отклонена за не соответствие требованию к объему ёмкости для раствора (1750 мл), поскольку предложенный участником закупки Набор для поставки клизмы "Алайф" РУ N РЗН 2018/7491 от 17.06.2021 содержал в составе набора Кружку Эсмарха объемом 2 л.
Кроме того, согласно регистрационному удостоверению и данным Государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей) осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий в состав Набора для постановки клизмы HITEX компании "Бикакцилар Тибби Джехазлар Санай ве Тиджарет А.С. (Турция) РУ N ФСЗ 2008/00076 от 22.02.2017 не входит пеленка медицинская, а также отсутствует информация о стерильности товара, как того требует описание объекта закупки.
Таким образом, в заседание Комиссии Заказчиком не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие наличие на рынке продукции двух и более производителей закупаемого товара с характеристиками, указанными в извещении об осуществлении закупки.
При этом, довод заказчика относительно возможности доукомплектования набора самим участником закупки, Комиссия считает несостоятельным, поскольку в рассматриваемом случае предметом закупки является приобретение уже готовых и сформированных наборов для клизм, сведения о которых внесены в государственный реестр медицинских изделий, что в свою очередь, исключают возможность участника закупки дополнять набор недостающими компонентами.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о ненадлежащем установлении в извещении о проведении закупки требований к поставляемому товару (поскольку описанию объекта закупки не соответствует ни один товар, существующий на рынке, что не позволяет участнику закупки подать заявку на участие в аукционе) и о нарушении Заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.
Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 предусмотрено, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 предусмотрено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, заказчик вправе указать только дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики к уже имеющимся позициям, составляющих описание объекта закупки согласно КТРУ, но никак не дополнять его иными товарными позициями, изначально не предусмотренными КТРУ.
Как следует из описания объекта закупки (Приложение N 1 извещению) Заказчиком применен код позиции КТРУ 22.19.71.190-00000054.
Согласно позиции КТРУ 22.19.71.190-00000054 (обязательное применение с 01.10.2019) в "Набор для выполнения клизмы" входит:
Атравматичный наконечник (характеристика не является обязательной для применения); |
Диаметр отверстия наконечника |
Объем емкости для раствора 1750 мл (характеристика является обязательной для применения); |
Приспособление для подвешивания на стойке (характеристика не является обязательной для применения) |
Стерильность (характеристика не является обязательной для применения) |
Соответственно, позиция КТРУ 22.19.71.190-00000054 "Набор для выполнения клизмы" не включает такие товары как перчатки медицинские, пеленки многослойные, одноразовые самостоятельно включенных заказчиком в набор для выполнения клизмы в описание объекта закупки
Учитывая приведенные нормоположения Комиссия приходит к выводу, что заказчик не вправе расширять перечень товаров входящих в набор для выполнения клизмы, выдавая их за функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара.
Перчатки медицинские смотровые диагностические, а также пеленка впитывающая одноразовая не являются функциональной, технической, качественной, эксплуатационной характеристикой товара указанного в наборе для выполнения клизмы, поскольку являются самостоятельными товарами, и соответственно, будучи не включенными в КТРУ 22.19.71.190-00000054 "Набор для выполнения клизмы", должны закупаться заказчиком отдельно.
Заказчик самостоятельно дополняя в позицию КТРУ иные товары, не указанные в такой позиции тем самым нивелирует требования пункта 5 Постановления N 145, включая в описание объекта закупки любые другие закупаемые товары выдавая их за функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики закупаемого товара.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России, усматривает в действиях заказчика в части включения в описание объекта закупки иного самостоятельного товара (медицинские перчатки, пеленки) не предусмотренного позицией КТРУ 22.19.71.190-00000054 нарушение требований части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пунктов 5, 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая существенный характер допущенного нарушения законодательства о контрактной системе, Комиссия решила выдать обязательное для исполнения предписание об аннулировании электронного аукциона на поставку медицинских изделий: набор для выполнения клизмы (0167200003424000601).
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медика" на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Родильный дом N 3" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: набор для выполнения клизмы (0167200003424000601) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим часть 6 стать 23, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 5, 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об аннулировании закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика, допустившего нарушение.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 27 февраля 2024 г. N 072/06/44/28/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2024