Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Усть-Майская центральная районная больница имени П.А. Багрилова" (далее - ГБУ РС (Я) "Усть-Майская ЦРБ", заказчик): ... (представитель по доверенности);
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, котировочная комиссия): ... (представитель по доверенности);
в отсутствии:
заявителя индивидуального предпринимателя _ (далее - ИП ..., заявитель): не участвовал, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу посредством web-видеоконференции ИП ... на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС (Я) "Усть-Майская ЦРБ" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку расходных материалов для полуавтоматического биохимического анализатора (извещение N 0816500000624001334), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП ... на действия заказчика.
Из сути жалобы ИП Ефремова Е.А. следует, что из обоснования установленной заказчиком в описании объекта закупки дополнительной характеристики "Штрих-код для опознавания анализатором реагента" невозможно установить потребность заказчика.
Просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика и уполномоченного учреждения пояснили, что с жалобой не согласны.
Просили признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1. Извещение N 0816500000624001334 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки "Фабрикант" - 14.02.2024 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос котировок в электронной форме;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 139 486,45 рублей;
4. Дата и время окончания срока подачи заявок - 27.02.2024 09:30 (МСК+6).
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ИП ... необоснованной на основании следующего.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Законодательство о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, самостоятельно определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.
При формировании объекта закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как и не вправе определять и государственные нужды.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 "По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки".
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 "Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации": "Суды также отметили, что возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок".
Между тем, в силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Нормы Закона о контрактной системе направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лиц, исполнение контракта которыми в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.
Согласно пункту 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145) заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 данных правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что в составе структурированной (печатной) формы извещения об осуществлении закупки Заказчиком установлено следующее:
НАИМЕНОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИК В ЗАЯВКЕ |
Штрих-код для опознавания анализатором реагента |
Наличие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Метод определения |
Ферментативный фотометрический тест "GOD-PAP" с использованием глюкозооксидазы |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Назначение |
Для анализаторов открытого типа и ручной постановки |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Количество выполняемых тестов |
|
Штука |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
В соответствии с пунктом 6 Правил Заказчиком в приложении N1 "Описание объекта закупки" одновременно с извещением размещено обоснование необходимости включения в описание товара дополнительных характеристик, непредусмотренных каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
Штрих-код для опознавания анализатором реагента |
В анализаторе, имеющемся у заказчика, установлена программа штрихкодирования флаконов с реагентами, которая позволяет упростить и ускорить процесс проведения исследований, снижает риск ошибок, путем автоматизации процесса, в результате чего происходит экономия реагентов. |
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что требование к реагенту "Назначение: для анализатора ручной постановки анализа и анализаторов открытого типа" содержится в выбранном КТРУ и указывает на применимость для анализаторов открытого типа любого производителя.
Так же заявитель указывает на то, что обоснование заказчика дополнительных требований несостоятельно и некомпетентно в связи с тем, что в случае если у заказчика установлен автоматический анализатор, который сам делает пробоподготовку, наличие штрих-кода никак не влияет на скорость и простоту процесса анализа, а также никак не экономит реагент.
Между тем, Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что заказчику требуются к поставке расходные материалы для полуавтоматического биохимического анализатора.
В рассматриваемом случае заказчиком установлено требование о наличии на поставляемых реагентах штрих-кода, содержащего такие характеристики как тип реагента, номер лота, срок годности, что является эксплуатационной характеристикой объекта закупки. При этом данные параметры и их значения закладываются в штрих-код производителем реагентов.
Таким образом, объектом закупки является не изготовление и нанесение штрих-кодов на флаконы с реагентом по определенной технологии, а непосредственно поставка реагентов с уже имеющимся на этикетке товара штрих-кода, содержащего параметры реагента, читаемые сканером анализатора (при этом не исключается наличие внешнего сканера).
Кроме того, заказчиком был изучен функционирующий рынок товаров, требуемых к поставке. При расчете начальной максимальной цены контракта были использованы три коммерческих предложения от разных поставщиков закупаемых реагентов, готовых предложить продукт с теми характеристиками, которые необходимы заказчику, в связи с чем, заказчик не видит в установленном требовании "Наличие штрих-кода для опознавания анализатором реагента" ограничения конкуренции, и считает утверждение заявителя ошибочным.
Учитывая все вышеуказанные обстоятельства, Комиссия Якутского УФАС России не усматривает в действиях заказчик нарушений требований законодательства о контрактной системе.
Жалоба ИП ... признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
признать жалобу ИП ... на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС (Я) "Усть-Майская ЦРБ" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку расходных материалов для полуавтоматического биохимического анализатора (извещение N 0816500000624001334) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 февраля 2024 г. N 014/06/50-244/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.02.2024