На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N 5/24 от 11.01.2024 г., поручения ФАС России от 13.06.2019 г. N МЕ/49839-ПР/19 о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссией в следующем составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, руководителя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
проведена внеплановая проверка законности действий (бездействия) заказчика МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "АЛДАНСКИЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ" при проведении в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" закупки у единственного поставщика на работы по благоустройству объекта "Эко парк Орто-Сала" в г. Алдан Алданского района Республики Саха (Якутия) (реестровый N контракта 3140204635023000022).
Полное наименование проверяемой организации, юридический и почтовый адрес, а также ОГРН, ИНН, КПП:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АЛДАНСКИЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ" (далее по тексту - заказчик, МБУ "АЦКР");
Местонахождение: 678900, РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ), У. АЛДАНСКИЙ, Г. АЛДАН, УЛ. ЖАДЕЙКИНА, Д.1Б
ОГРН 1061402003013;
ИНН 1402046350;
КПП 140201001;
Проверка начата с 14 февраля 2024 года по 26 февраля 2024 года;
Вид проверяемой деятельности: соблюдение заказчиком требований законодательства о контрактной системе.
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 207, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Проверка проведена на основании поручения ФАС России от 13.06.2019 г. N МЕ/49839-ПР/19 о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующим выводам:
Частями 1, 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 46-ФЗ) установлено, что в период до 31 декабря 2022 года включительно Правительство Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях. В период до 31 декабря 2022 года включительно решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
В соответствии с Федеральным законом N 46-ФЗ, Правительством Республики Саха (Якутия) издано постановление от 15.03.2022 N148 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления" (далее - постановление Правительства РС (Я) N 148).
Пунктами 1-3 постановления Правительства РС (Я) N 148:
1. Установить, что по 31 декабря 2023 года включительно закупка товаров, работ, услуг (далее - закупка) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), может осуществляться на основании решения
а) на основании протоколов заседаний Правительства Республики Саха (Якутия), координационного или совещательного органа под председательством Главы Республики Саха (Якутия), Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), Оперативного штаба по обеспечению экономического развития Республики Саха (Якутия), содержащих решение, определяющее конкретную закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Саха (Якутия), которая может быть осуществлена заказчиками у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) на основании решения об осуществлении закупки за счет средств резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) (в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения государственных нужд Республики Саха (Якутия)).
1.1. Установить, что по 31 декабря 2023 года в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе осуществить закупку для обеспечения муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного муниципальным правовым актом местной администрации, изданным в соответствии с настоящим постановлением.
1.2. Акты, предусмотренные пунктом 1.1 настоящего постановления, подготавливаются в следующих случаях:
а) протокол заседания главы муниципального образования, координационного или совещательного органа под председательством главы муниципального образования или комиссии по повышению устойчивости экономики в условиях санкций (при наличии) содержит решение, определяющее конкретную закупку для обеспечения муниципальных нужд, которая может быть осуществлена заказчиками у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) закупка осуществляется за счет средств резервного фонда местной администрации муниципального образования.
1.3. Для принятия решений в соответствии с пунктами 1, 1.1, 1.2 настоящего постановления заказчик (государственный или муниципальный) должен обосновать возможность осуществления конкретной закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для государственных или муниципальных нужд с приложением следующих документов:
1) решения о необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций и решения о необходимости достижения показателей (индикаторов), указанных в национальных проектах;
2) решения о нецелесообразности и (или) невозможности осуществления закупки конкурентным способом в связи с экономической ситуацией.
2. Проект решения Правительства Республики Саха (Якутия) об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) вносится в Правительство Республики Саха (Якутия) исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), указанным в протоколах, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 1 настоящего постановления, в порядке, установленном Регламентом Правительства Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 ноября 2010 г. N 490.
2.1. Проект решения местной администрации об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 1.2 настоящего постановления, принимается местной администрацией в соответствующем порядке.
3. В документах, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 1.2 настоящего постановления, решении Правительства Республики Саха (Якутия), решении местной администрации, предусмотренных в пунктах 2 и 2.1 настоящего постановления, указываются:
предмет контракта;
источник финансирования;
предельный срок, на который заключается контракт;
обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей;
требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично;
а также может быть определена обязанность заказчика установить в соответствии с Законом N 44-ФЗ требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целью принятия Закона N 46-ФЗ является защита национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Таким образом, решения о принятии актов об осуществлении закупки для нужд субъекта Российской Федерации у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должны приниматься с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
Вместе с тем при наличии возможности осуществления конкурентных закупок товаров, работ, услуг, такие закупки должны проводиться конкурентными способами.
Статьей 24 Закона о контрактной системе установлены способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так, согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме);
3) запрос котировок в электронной форме.
В соответствии с частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Согласно части 7 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, предусмотренные частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе, путем проведения аукционов.
Распоряжением Главы городского поселения "Город Алдан" от 14.09.2023 г. N 1352 утвержден Передаточный Акт N 4 имущества передаваемого в оперативное управление Муниципальному бюджетному учреждению "Алданский центр культурного развития", согласно которому объекты "Эко парк Орто-сала" были переданы в собственность МБУ "Алданский центр культурного развития".
Средства для реализации национального проекта рамках национального проекта "Жилье и городская среда" по благоустройству объекта "Эко парк Орто-сала" поступили в МБУ "АЦКР" 28 ноября 2023 года, что подтверждается выпиской из отдельного лицевого счета бюджетного учреждения.
28.11.2023 г. включена закупка в план-график на благоустройство объекта "Эко парк Орто-сала в г. Алдан Алданского района Республики Саха (Якутия).
19.12.2023 г. распоряжением Администрации городского поселения "Город Алдан" N "2036" "О заключении контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)" ООО "Офелия" (ИНН 2367010769) определено единственным подрядчиком по контракту, предметом которого является выполнение работ по благоустройству объекта "Эко парк Орто-Сала в г. Алдан Алданского района Республики Саха (Якутия) с ценой контракта 29 964 222 (двадцать девять миллионов девятьсот шестьдесят четыре тысячи двести двадцать два) рублей 53 копеек.
Кроме того, установлено следующее:
Предельный срок, на который заключается контракт до 01 августа 2024 года;
Обязанность единственного подрядчика выполнить работы по Контракту собственными силами без привлечения к выполнению работ третьих лиц (субподрядчиков, соисполнителей) в объеме 100%;
Источник финансирования: средства бюджетного учреждения.
28.12.2023 г. заключен муниципальный контракт N 13 на благоустройство объекта "Эко парк Орто-сала в г. Алдан Алданского района Республики Саха (Якутия), на сумму 29 964 222 (двадцать девять миллионов девятьсот шестьдесят четыре тысячи двести двадцать два) рублей 53 копеек.
Из письменных пояснений заказчика следует, что решение об осуществлении закупки у единственного поставщика было вызвано срочностью осуществления, так как при отсутствии контракта на 01.01.2024 г. средства были бы отозваны. При принятии данного решения Заказчик и администрация ГП "Город Алдан" руководствовались условиями ч. 2 ст. 15 Федеральный закон от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2022 года N148 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления" на основании определения подрядчика путём проведения открытого квалифицированного отбора единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Целью принятия данного решения достижения показателей национального проекта.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 25 октября 2018 года N 2613-О, положения норм Закона о контрактной системе направлены на предотвращение злоупотреблений при осуществлении закупок в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из правовой позиции, выраженной в пункте 22 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 года, следует, что для осуществления закупки у единственного поставщика заказчик обязан обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме N 24-06-06/12571 от 15.02.2023, возможность осуществления закупки у единственного поставщика на основании акта изданного во исполнение Закона о контрактной системе носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика для обеспечения нужд Заказчика.
Таким образом, из норм Закона о контрактной системе следует, что закупка у единственного поставщика носит не ординарный, а экстраординарный характер, но только в случае, если применение конкурентных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Иными словами, закупка не конкурентным способом, является исключением, а не правилом; применение данной нормы не должно становиться системой и способом обхода требований названного Закона в части необходимости соблюдения конкуренции при осуществлении закупок и установленных запретов.
Вместе с тем, материалами проверки установлено, что срок с момента включения закупки в план-график до заключения контракта 28.12.2023 составил достаточный срок для проведения конкурентных процедур определения поставщика по данной закупке.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, заказчиком не предприняты достаточные меры по объявлению конкурентной закупки на благоустройство объекта "Эко парк Орто-сала в г. Алдан Алданского района Республики Саха (Якутия) и заключение контракта с единственным подрядчиком, в рассматриваемом случае не отвечает целям Закона о контрактной системе и постановления Правительства РС (Я) N 148 в силу отсутствия целесообразности, срочности и обоснованности применения такого способа определения поставщика.
В результате заключения рассматриваемого контракта ООО "Офелия" получило доступ к выполнению работ без конкурентной борьбы и было поставлено в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами - потенциальным участникам торгов, осуществляющими аналогичную деятельность.
Более того, неразмещение заказчиком закупки путем проведения конкурентных процедур нарушает принцип прозрачности и открытости закупок, влечет нарушение прав участников закупки, которые были лишены возможности принять участие в конкурентной закупке.
Заказчик самостоятельно принимает решение о заключении контракта на основании части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на закупку любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требуемых Заказчику, в связи с возникновением таких обстоятельств, при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие экономической ситуации, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также срочностью осуществления закупки.
Вместе с тем, установлено отсутствие обстоятельств подтверждающих причинно-следственную связь между заключением контракта и экономической ситуацией, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также срочности закупки.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали правовые основания для заключения муниципального контракта от 28.12.2023 года N 13.
Следовательно, действия заказчика содержат признаки нарушения требований части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. В действиях заказчика МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "АЛДАНСКИЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ" при проведении в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" закупки у единственного поставщика на работы по благоустройству объекта "Эко парк Орто-Сала" в г. Алдан Алданского района Республики Саха (Якутия) (реестровый N контракта 3140204635023000022) выявлено нарушение части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. В связи с тем, что муниципальный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Руководитель комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 26 февраля 2024 г. N 014/06/99-261/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.02.2024