Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок - Гареев Д.Р.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Канипов Ф.Ф.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: ГБУЗ РБ ГКБ N1 г.Стерлитамак
- в присутствии представителя.
Заявитель: ООО ЧОО "Ратибор"
- Хафизова И.А. (доверенность).
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО ЧОО "Ратибор" (вх. 2439/24 от 14.02.2024) на действия ГБУЗ РБ ГКБ N1 г.Стерлитамак при определении поставщика путем проведения закупки N 0301300038124000010 "Оказание охранных услуг".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о
контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком представлена информация по закупке N 0301300038124000010.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик вновь указывает место дислокации Поставщика в г. Стерлитамак, данное требование ограничивает количество участников закупки, Далее заказчик по тексту технического задания указывает, что ему подходят услуги охраны в объеденном виде: услуги частной охраны, выставление поста, охранный технический мониторинг с использованием мобильной группы (быстрого реагирования). При этом, услуги частной охраны в виде выставления поста это один вид услуги, а охранный технический мониторинг это другой вид услуг. Таким образом, полагаю, Заказчик совершает укрупнение лота по закону о контрактной системе.
На основании части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пояснениям Заказчика, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе при размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов, правом выставления предмета закупки единым лотом, а также правом определения его содержания. При этом, поскольку законодательством не раскрывается понятие функциональной и технологической взаимосвязи работ (услуг), являющихся предметом торгов, вопрос об объединении разнородных работ (услуг) в один лот должен решаться в каждой конкретной ситуации исходя из функциональных характеристик конкретных работ (услуг). Объединение в одном лоте физической охраны, охранного технического мониторинга с использованием мобильной группы не противоречит законодательству о контрактной системе и не может рассматриваться как нарушение требования статьи 17 Закона о защите конкуренции. Кроме этого, в рассматриваемом случае имеется не только связь оказываемых услуг между собой, но также усматривается, что объединение услуг по охране позволит эффективно и рационально использовать бюджетные средства. Объединение в один лот указанных видов услуг функционально и технологически взаимосвязаны и является значимым для заказчика. Таким образом, включение в документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке и не может быть признано нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции. Аналогичные выводы содержатся в постановлении Шестого ААС от 26 октября 2016 г. N 06АП-5739/2016 по делу N А73-6794/2016 и Решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22.04.2022 N 006631/э от 22.04.2022. ООО ЧОО "Ратибор" считает, что Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Городская клиническая больница N 1 города Стерлитамак ограничивает конкуренцию устанавливая в описании объекта закупки требования необходимого количества штатной группы быстрого реагирования. При формировании объекта закупки Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Городская клиническая больница N 1 города Стерлитамак ориентировалось исключительно на свои объективные потребности как учреждение, оказывающее медицинскую помощь без учета интересов конкретных участников закупки. Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного осуществления закупок. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчикам требованиям. В силу ст. 12 Федерального закона N 44-ФЗ к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений п. 1 ст. 1 Федерального закона N 44-ФЗ, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Заказчик не имеет возможности и не должен устанавливать требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли всех возможных участников размещения заказа. Факт установления определенных характеристик к товару, работам, услугам не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо участников размещения заказа, заинтересованных в заключении контракта, возможности оказать данные услуги, соответствующим потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов. Таким образом, документация по закупке разрабатывается заказчиком самостоятельно и должна содержать показатели, связанные с определением соответствия необходимых потребностей. Кроме того, вышеуказанный довод был предметом рассмотрения жалобы от 24.01.2024 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан и признан решением N ТО 002/06/106-104/2024 от 31.01.2024 не обоснованным. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Городская клиническая больница N 1 города Стерлитамак считает, что в документации данной закупки нет нарушений Федерального закона N 44-ФЗ. Описание предмета закупки полностью соответствует п.1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ, кроме того заказчик не имеет оснований для снижения требований опубликованного технического задания. ГБУЗ РБ ГКБ N 1 г. Стерлитамак полагает недопустимым злоупотребление правом со стороны Участника, понуждать Заказчика изменить описание предмета закупки, чтобы оказать свои услуги.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Заявитель документы, доказательства, подтверждающие доводы жалобы, не представил.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ЧОО "Ратибор" необоснованной.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Гареев Д.Р.
Канипов Ф.Ф.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Гареев Д.Р.
тел.(347) 216-33-54, 002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 19 февраля 2024 г. N ТО002/06/106-212/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.02.2024