Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
от Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Центр социальной защиты населения" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителя ИП Мгебришвили Георгий Ираклиевич (далее - Участник, Исполнитель, Предприниматель), надлежащим образом уведомленного о заседания Комиссии в формате видеоконференцсвязи, что подтверждается уведомлением N1426/24 от 19.02.2024 (направлено электронной почтой и размещено в ЕИС неограниченному кругу лиц),
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика о включении сведений об ИП Мгебришвили Георгий Ираклиевич в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (вх. N 1781-ИП/24 от 16.02.2024).
Из материалов дела следует, что по результатам проведения электронного аукциона между Заказчиком и Участником 17.04.2023 был заключен контракт N 0845200001423000033 на оказание услуг по мытью окон для нужд ЛОГКУ "Центр социальной защиты населения" (далее - Контракт).
Цена заключенного Контракта составила: 26 000,00 рублей.
Согласно вступившему в силу решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 16.02.2024, Контракт считается расторгнутым.
Вместе с тем, представитель Участника явку на заседание не обеспечил, письменные пояснения, запрошенные у Участника в адрес Ленинградского УФАС России не поступали.
Уведомление N 1426/24 от 19.02.2024 направлено по электронной почте, дополнительно размещено в ЕИС для ознакомления неограниченному кругу лиц.
Таким образом, Участник, уведомленный надлежащим образом, не предоставил никаких письменных пояснений, явку на заседание в формате видеоконференцсвязи не обеспечил, не отправил Комиссии Ленинградского УФАС документов с фактами своей добросовестности, исходя из чего, Комиссия считает, что Исполнитель представил тот пакет документов, которыми располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу.
От Заказчика поступили письменные пояснения с приложениями, которые приобщены к материалам дела.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе), что было предусмотрено п. 10.2. Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС ознакомившись с Контрактом выявила, что в соответствии с п. 1.1. Исполнитель обязуется по заданию Государственного заказчика оказать услуги по мытью окон для нужд ЛОГКУ "Центр социальной защиты населения" (далее - Услуги) в порядке, объеме и на условиях, установленных Контрактом и описанием объекта закупки (Приложение 1) (далее - Описание объекта закупки), а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить оказанные Услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно Контракту:
3.1. Оказание Услуги осуществляется поэтапно Исполнителем в соответствии с условиями Контракта и Описанием объекта закупки.
3.2. Срок оказания Услуги: 1 этап: с 24.04.2023 по 04.05.2023; 2 этап: с 02.10.2023 по 12.10.2023.
3.3. Место оказания Услуги: в соответствии с п.6 Описания объекта закупки.
4.3. Исполнитель не позднее 2-х рабочих дней после окончания фактического оказания Услуги по каждому этапу формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в ЕИС документ о приемке, который должен содержать:
а) включенные в Контракт в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки, наименование, место нахождения Государственного заказчика, наименование объекта закупки, место оказания Услуги, информацию об Исполнителе, предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, единицу измерения оказанной услуги;
б) наименование Услуги;
в) информацию об объеме оказанной Услуги;
г) стоимость исполненных обязательств со стороны Исполнителя, предусмотренных Контрактом, с указанием цены за единицу оказанной Услуги;
д) иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о контрактной системе.
5.1.1. Исполнитель обязуется Оказывать Услуги в соответствии с требованиями Контракта и Описания объекта закупки, являющегося неотъемлемой частью Контракта.
7.1. Контракт считается заключенным с момента его размещения Государственным заказчиком в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Государственного заказчика, в течение двух рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и действует по 31 декабря 2023 года, а в части исполнения обязательств - до их полного исполнения обязательств Сторонами.
Объем работ по Спецификации включает в себя следующее:
N п/п |
Наименование услуги |
Ед. изм. |
Количество |
Цена за ед., руб. (без уч. НДС) |
Сумма в руб. (без уч. НДС) |
|
1 этап |
||||
1. |
Мытье стеклянных поверхностей металлопластиковых окон снаружи и внутри здания (удаление пыли; удаление разводов, потеков, пятен от внешних загрязнений.) |
м2 |
468,43 |
23,81 |
11 153,32 |
2. |
Мытье подоконников (удаление пыли; удаление разводов, потеков, пятен от внешних загрязнений) |
м2 |
31,72 |
23,81 |
755,25 |
3. |
Мытье отливов (удаление пыли; удаление разводов, потеков, пятен от внешних загрязнений) |
м2 |
14,87 |
23,81 |
354,05 |
4. |
Мытье стеклянных поверхностей металлопластиковых окон снаружи и внутри здания (удаление пыли; удаление разводов, потеков, пятен от внешних загрязнений.) |
м2 |
1 |
23,78 |
23,78 |
5. |
Мытье подоконников (удаление пыли; удаление разводов, потеков, пятен от внешних загрязнений) |
м2 |
20 |
23,77 |
475,40 |
6. |
Мытье отливов (удаление пыли; удаление разводов, потеков, пятен от внешних загрязнений) |
м2 |
10 |
23,82 |
238,20 |
|
2 этап |
||||
1. |
Мытье стеклянных поверхностей металлопластиковых окон снаружи и внутри здания (удаление пыли; удаление разводов, потеков, пятен от внешних загрязнений.) |
м2 |
468,43 |
23,81 |
11 153,32 |
2. |
Мытье подоконников (удаление пыли; удаление разводов, потеков, пятен от внешних загрязнений) |
м2 |
31,72 |
23,81 |
755,25 |
3. |
Мытье отливов (удаление пыли; удаление разводов, потеков, пятен от внешних загрязнений) |
м2 |
14,87 |
23,81 |
354,05 |
|
Мытье стеклянных поверхностей металлопластиковых окон снаружи и внутри здания (удаление пыли; удаление разводов, потеков, пятен от внешних загрязнений.) |
м2 |
1 |
23,78 |
23,78 |
|
Мытье подоконников (удаление пыли; удаление разводов, потеков, пятен от внешних загрязнений) |
м2 |
20 |
23,77 |
475,40 |
|
Мытье отливов (удаление пыли; удаление разводов, потеков, пятен от внешних загрязнений) |
м2 |
10 |
23,82 |
238,20 |
ИТОГО |
26 000 рублей 00 копеек(без.уч.НДС) |
Таким образом, Комиссия Ленинградского УФАС усматривает, что стороны изначально знали о всех объемах, сроках, количестве и качеству предъявляемых к закупаемым услугам, которые должны соответствовать требованиям установленным действующим Контрактом и приложениями к нему.
Из материалов дела следует, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контрактов было принято 05.02.2024 в связи с тем, что в установленный Контрактом срок Участник не исполнил свои обязательства, а именно Предпринимателем нарушены существенные условия Контракта такие как сроки и объем (выполнена только часть обязательств), однако на дату расторжения Контракта, услуги не оказаны в полном объеме.
Комиссия УФАС Ленинградской области выявляет следующую хронологию событий между сторонами:
17.04.2023 Участник и Заказчик заключили Контракт.
Из материалов дела, что 1-й этап оказания услуги Исполнитель выполнил в установленный Контрактом срок и оплачен согласно платежному поручению от 23.06.2023 N 700239.
Однако 2-й этап с 02.10.2023 по 12.10.2023 Исполнитель услуги не оказал.
Из пояснения представителя Заказчика следует, 07.11.2023 и 16.11.2023 надлежащим образом, письменно почтовыми отправлениями с уведомлениями, Заказчик уведомил Исполнителя о невыполнении и/или ненадлежащим выполнении условий Контракта. Участник на данные уведомления не отреагировал, на связь не выходил, требования претензий и одностороннего отказа проигнорированы, Участник не устранены причины принятия одностороннего отказа.
В связи с чем, 05.02.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссией установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Заказчиком 05.02.2024, размешено на официальном сайте в единой информационной системе, согласно данным ЕИС получено Участником в этот же день.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
Комиссии не представлено доказательств добросовестного поведения Участника, а в виду его отсутствия на заседании Комиссии, Управлению не представлено документов, которые могли бы подтверждать позицию о невозможности исполнить Контракт и о том, что Участник стремился выполнить обязательства.
Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту услуги должны оказываться в соответствии с согласованным и утвержденными приложениями.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Весь объем и сроки поставки товара были изначально известны Участнику, следовательно, неисполнение обязательств связанно с надлежащей степенью заботливости и осмотрительности Участника.
Комиссия не может принять во внимание исполнение части обязательств, поскольку весь объем и сроки поставки были изначально известны Участнику, следовательно, частичное исполнение обязательств не свидетельствует о добросовестности Предпринимателя, с учетом отсутствия информирования Заказчика о причинах задержки.
Комиссия в каждом деле исходит из того, что потребность Заказчика заключается в выполнении 100% обязательств, привезенная часть товара не может свидетельствовать о надлежащей степени заботливости и осмотрительности, как и доказательством заинтересованности в исполнении всех условий Контракта, поскольку Заказчик нуждается в поставке всего товара, для чего и заключался Контракт, а не в исполнении Участником Контракта в какой-либо части.
Иная трактовка дела, в конкретных и отдельных обстоятельствах, ведет к нивелированию меры публично-правовой ответственности Участника посредством частичного исполнения обязательств, что ведет к формальному освобождению лица, не исполнившему обязательства от санкций, а также самоустранению антимонопольного органа от признания недобросовестным поведения стороны в подобных ситуаций по формальным причинам, что не способствует укреплению законности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Также, Комиссия исходит из того, что по аналогии права согласно части 1 статьи 716 ГК Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Ввиду части 2 статьи 716 ГК Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Комиссия обращает внимание, что Участник не воспользовался предусмотренной Гражданским кодексом возможностью, обязательства по Контракту не приостанавливал, писем о приостановке с надлежащим доказательством уведомления Заказчика не представлено.
Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что гражданско-правовые отношения Участника с другими лицами (завод-производитель, субподрядчиками и т.д.) не должны оказывать влияние на обязательства Исполнителя в рамках заключенного Контракта с государственным органом при расходовании бюджетных средств и не является основанием для неисполнения обязательств.
Заказчик предоставлял дополнительный срок для исполнения обязательств, однако Участник самостоятельно услуги не оказал, при принятии решения об одностороннем отказе также не устранил причины его принятия.
Таким образом, Участник, имея возможность оказать услуги не проявил ту степень заботливости и осмотрительности которая требовалась от него.
Комиссия также подчеркивает, что односторонний отказ не лишал Участника возможности мобилизовать все имеющиеся мощности и показать Заказчику свою заинтересованность, что привело бы к отзыву одностороннего отказа, вместе с тем, подобных действий Участником не предпринято, что не способствовало учету интересов контрагента, в данном случае Заказчика.
Поскольку ни Комиссии, ни Заказчику не предоставлено документальных доказательств, которые свидетельствуют о том, что Участник действительно сталкивался с обстоятельствами, препятствующими исполнению Контракта, то следует признать подобные действия в полной мере недобросовестными.
При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для него последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что услуги оказаны не в полном объеме. То есть, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении Контракта.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности, выраженные в действиях (бездействии) по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта соразмерные санкции в виде включения сведений о нем в РНП.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае, фактические обстоятельства дела указывают на наличие оснований для включения сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Включить сведения об ИП Мгебришвили Г. И. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 26 февраля 2024 г. N 047/10/104-296/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2024