На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГБУ "Южный АСЦ МЧС России" (далее - Заказчик) при заключении Заказчиком государственного контракта от 21.12.2023 N 0328100003923-01 на выполнение работ по капитальному ремонту приводов рулевых РП100, РП85-03 и агрегатов рулевых РА90-05, РА86-01 самолетов типа Бе-200ЧС (номер реестровой записи контракта в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 1332500534223000070) (далее - Контракт),
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением ФАС России признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 26.02.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 28.02.2024.
Статьей 24 Закона о контрактной системе установлены способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так, согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Статьей 93 Закона о контрактной системе установлен порядок и случаи осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы,для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93
Закона о контрактной системе, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа,орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.
К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с пунктами, предусмотренными частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе,контракта с обоснованием его заключения.
Согласно сведениям ЕИС Заказчиком с ОПО НПО "Родина" заключен Контракт на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, цена которого составила 348 727 301,56 руб.
Заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе 22.12.2023 в адрес ФАС России (вх. от 06.02.2024 N 19120/24) направлено уведомление о заключении Контракта с обоснованием его заключения (далее - Обоснование) в соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Так, согласно Обоснованию и представленным Заказчиком на заседание Комиссии материалам осуществление закупки на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе обусловлено отсутствием времени на проведение конкурентных закупок, острой необходимостью в восстановлении (ремонта) авиационной техники, а также подготовкой к пожароопасному сезону 2024 года, поскольку самолеты-амфибии Бе-200ЧС применяются при тушении лесных (ландшафтных, техногенных) пожаров на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также за рубежом в целях оказания международной помощи иностранным государствам согласно поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,а вертолеты типа Ка-32 и их модификации применяются для перевозки пострадавшего населения, грузов (гуманитарной помощи), при тушении пожаров.
Кроме того, в соответствии с Обоснованием в связи с большим объемом производств и загруженностью авиационных предприятий, заводов армейскими специальными заказами (ГО3) на плановый период 2024 - 2026 гг. в условиях специальной военной операции (СВО), единственные подрядчики и исполнители указанных контрактов выразили согласие принять в ремонт авиационные агрегаты ФГБУ "Южный АСЦ МЧС России", в целях недопущения простоя авиационной техники специального назначения, предназначенной для выполнения задач по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Комиссией установлено, что 23.10.2023 Заказчиком проведена конкурентная закупка с идентичным Контракту объектом закупки, а именно: электронный аукцион с номером извещения 0328100003923000044 на выполнение работ по капитальному ремонту приводов рулевых РП100, РП85-03 и агрегатов рулевых РА90-05,РА86-01 самолетов типа Бе-200ЧС с начальной (максимальной) ценой контракта 647 321 297,30 руб. (далее - Аукцион).
При этом по Аукциону комиссией Ростовского УФАС России по контролю в сфере закупок принято решение от 23.11.2023 N 061/10/99-4217/2023,по результатам рассмотрения обращения Заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем),согласно которому в действиях Заказчика выявлены нарушения частей 1, 2 статьи 42, части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, в связи с чем комиссией Ростовского УФАС России по контролю в сфере закупок принято решение об отказе Заказчику в согласовании заключения контракта по итогам проведения Аукциона.
Кроме того, решением от 12.12.2023 N 061/10/99-4513/2023, в результате повторного рассмотрения обращения Заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), комиссией Ростовского УФАС России по контролю в сфере закупок отказано в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом Комиссия обращает внимание, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.
Комиссия отмечает, что правовая специфика способа закупки, установленного пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, предопределена неконкурентным характером соответствующих правоотношений,а также срочностью и неотложностью оснований, обуславливающих проведение закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) таким способом.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что заключение Контракта в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе является неправомерным, поскольку условия и обстоятельства для его заключения не соответствуют исчерпывающему перечню оснований, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 24
Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 28.02.2024 по делу N П-67/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 февраля 2024 г. N П-69/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.03.2024