Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель,
члены Комиссии:
в присутствии представителей:
Администрации Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия:
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" -
в отсутствие представителей:
Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела N013/06/42-89/2024.
рассмотрев 04 марта 2024 года в дистанционном режиме посредством видеоконференц-связи жалобу автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Учебный центр "" (далее - АНО ДПО "УЦ "", Заявитель) на действия Администрации Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия (далее - Заказчик) и Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0809500000324000218 на оказание услуг по профессиональной переподготовке по направлению "Государственное и муниципальное управление" (далее - Конкурс) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 26.02.2024 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения.
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 28.02.2024 года N ЕГ/791/24 рассмотрение жалобы назначено на 04.03.2024 года в 16 часов 00 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного учреждения и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 28.02.2024 года N ЕГ/791/24 о назначении дела N 013/06/42-89/2022 к рассмотрению размещено в ЕИС и доступно для всеобщего ознакомления.
04.03.2024 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 04.03.2024 года 17:00.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, действия Заказчика, Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение N 0809500000324000218 о проведении Конкурса размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 12.02.2024 09:13 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 445 440,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 01.03.2024 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 06.03.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 12.03.2024.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
1. В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" в нарушение положений Закона о контрактной системе установлен показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки", а именно детализирующие его показатели: "Количество практических работников государственных органов (органов местного самоуправления), привлекаемых для проведения аудиторных занятий, ЧЕЛ", "Количество преподавателей, привлекаемых для проведения аудиторных занятий в рамках реализации дополнительной профессиональной программы, имеющих ученую степень (ученое звание), ЧЕЛ".
Заказчиком, Уполномоченным учреждением в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по доводу жалобы (вх. N 01-12/117 от 29.02.2024 года, N 1102/24 от 04.03.2024 года) согласно которым считают данную жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, Уполномоченного учреждения, заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства от 31.12.2021 года N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение), для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В силу пункта 5 Положения при проведении конкурсов с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения.
Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с пунктом 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Согласно пункту 17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что объектом настоящей закупки является оказание услуг по профессиональной переподготовке по направлению "Государственное и муниципальное управление".
Комиссия, проанализировав извещение о проведении закупки и "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" (размещенный на сайте ЕИС 12.02.2024 09:13 (МСК)), установила, что Заказчиком в качестве критериев оценки заявок на участие в Конкурсе установлены:
- "Цена контракта" (значимость критерия оценки: 40 %);
- "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия оценки: 20 %);
- "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия оценки: 40%).
По критерию оценки заявок участников "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки". Кроме того, по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки" установлены следующие детализирующие показатели оценки: "Количество практических работников государственных органов (органов местного самоуправления), привлекаемых для проведения аудиторных занятий, ЧЕЛ".
По мнению Заявителя, указанные выше детализирующий показатель отражает не критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показатель оценки: "Качественные характеристики объекта закупки"), а критерий оценки "квалификация участников закупки", для которого установлен показатель оценки "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что согласно пункту 24 Правил для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из показателей оценки, в том числе а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном
основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы,
оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Согласно данному положению к "квалификации участников закупки" относятся специалисты и иные работники исключительно определенного уровня квалификации, что и установлено Заказчиком в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
На заседании Комиссии представители Заказчика относительно детализирующего показателя "Количество практических работников государственных органов (органов местного самоуправления), привлекаемых для проведения аудиторных занятий, ЧЕЛ" пояснили, что к оказанию услуг по профессиональной переподготовке исполнителем могут привлекаться не только педагогические работники, с которыми заключены трудовые договоры, но и практические работники государственных органов власти (органов местного самоуправления), а так же Законом о контрактной системе и правилами оценки заявок не установлено ограничений в части определения детализирующих показателей оценки по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки". Привлечение практических работников государственных органов (органов местного
самоуправления) может осуществляться как на договорной основе, так и на безвозмездной.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Кроме того, в соответствии со статьей 39 Положения о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. N 68 организация в централизованном порядке мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих осуществляется при методической поддержке органов исполнительной власти, в ведении которых находятся вопросы, относящиеся к тематике этих мероприятий. Уполномоченный орган исполнительной власти привлекает к осуществлению мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих органы исполнительной власти, в ведении которых находятся вопросы, относящиеся к тематике этих мероприятий..
Законом о контрактной системе и Положением не установлено ограничений в части определения детализирующих показателей оценки по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки", в связи с чем определение содержания данных показателей производится заказчиком самостоятельно, в том числе предмет оценки по показателю и перечень документов, которые должны быть представлены участником для оценки по показателю.
Комиссия Мордовского УФАС России, проанализировав извещение о проведении закупки и "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", установила, что предусмотренные критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при оказании услуг по объекту закупки. Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании заявки на закупку и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически бы противоречило состязательному характеру участия в конкурсе.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
Законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, руководствуясь собственными потребностями.
Установленный Заказчиком нестоимостной критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", а именно показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки" (детализирующие показатели оценки: "Количество практических работников государственных органов (органов местного самоуправления), привлекаемых для проведения аудиторных занятий, ЧЕЛ" (значимость показателя: 100 %)) закупки не является единственным, из чего следует, что оценка заявок будет проводиться из совокупности всех критериев, установленных заказчиком в извещении о проведении Конкурса.
Установлено, что извещение о проведении закупки и "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" не содержит такого основания для отказа в допуске к участию в проводимом Конкурсе как отсутствие качественных характеристик объекта закупки. Отсутствие качественных характеристик объекта закупки не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика (исполнителя). В рассматриваемом случае закупка проводится посредством открытого Конкурса в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.
Учитывая изложенное, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что первый довод, изложенный в жалобе Заявителя, не нашел подтверждения.
2. Заявитель в своей жалобе указывает, что в конкурсной документации содержится противоречия, а именной в условии о заочной форме обучения.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, Уполномоченного учреждения, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона об образовании обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Согласно комментариям к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Методическими рекомендациями по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2015 г. N 06-846) заочная форма - это форма обучения, которая сочетает в себе черты самостоятельной подготовки и очного обучения и характеризуется этапностью, то есть предполагает очное присутствие слушателей на занятиях. Исходя из этого Заказчик и запрашивает помещения, в которых должны быть обеспечены надлежащие условия.
В соответствии с пунктом 12 приказа Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.
Согласно описанию объекта закупки объем дополнительной образовательной программы по направлению "Государственное и муниципальное управление" составляет 256 аудиторных часов, в том числе 72 часа с применением дистанционных образовательных технологий.
Исходя из пояснения Заказчика количество часов предусмотрено именно для проведения аудиторных занятий, которые по согласованию с образовательной организацией будут реализованы поэтапно: установочная учебная сессия, учебно-экзаменационные сессии и итоговая аттестация. Часы самостоятельной работы слушателей так же будут определены по согласованию с образовательной организацией.
Учитывая изложенное, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что первый довод, изложенный в жалобе Заявителя, не нашел подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Учебный центр "" на действия Администрации Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия и Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0809500000324000218 на оказание услуг по профессиональной переподготовке по направлению "Государственное и муниципальное управление" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 4 марта 2022 г. N 013/06/42-89/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.03.2024