Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия УФАС, Комиссия Управления) в составе:
Предтеченская Е.Н. - начальник отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии;
Егорова А.А. - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии Управления,
Кузнецова Ю.Н. - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии Управления,
рассмотрев жалобу ИП Лебедева В.А. (далее - Заявитель) на положения извещения о проведении аукциона в электронной форме "Ремонт ул. Нижняя Надречная в с. им.Бабушкина Вологодской области", извещение N 9800600001224000007 при участии представителей Заказчика, без участия Заявителя (о дате и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, ссылка на ВКС направлена)
УСТАНОВИЛА:
25.02.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещена жалоба Заявителя на положения извещения о проведении аукциона в электронной форме "Ремонт ул. Нижняя Надречная в с. им.Бабушкина Вологодской области", извещение N9800600001224000007 (далее - аукцион, закупка), противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок и соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерность установления Заказчиком требования к указанию предложения о цене контракта в заявке на участие в закупке.
Так же Заявитель полагает, что Заказчиком нарушены требования ст.34 и 96 Закона о контрактной системе в связи с неуказанием в проекте контракта требуемого размера обеспечения исполнения контракта.
Заказчиком предоставлены возражения на жалобу. С доводами жалобы Заказчик не согласен, считает, что требования к составу заявки изложены в соответствии с формулировкой, содержащейся в ст.43 Закона о контрактной системе, проект контракта содержит всю необходимую информацию, закупка проводится в полном соответствии с действующим законодательством.
Заседание Комиссии УФАС проведено посредством видеоконференцсвязи 29.02.2024.
Комиссия УФАС, рассмотрев представленные материалы, заслушав представителя Заказчика, пришла к следующему выводу.
16.02.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 16.02.2024 N9800600001224000007".
Начальная (максимальная) цена контракта: 29 387 000,00 руб.
Дата и время окончания подачи заявок: |
26.02.2024 в 09:00. |
В соответствии со ст.6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со ст. 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные ст. 43 Закона о контрактной системе.
Согласно ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (в случае ее привлечения заказчиком);
2) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со ст. 23 Федерального закона, указание на соответствующую часть ст. 15 Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с ч.ч. 4 - 6 ст. 15 Федерального закона), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", которое не размещается на официальном сайте;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) адрес в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" электронной площадки (в случае проведения электронной процедуры), специализированной электронной площадки (в случае проведения закрытой электронной процедуры);
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
6) информация о количестве (за исключением случая, предусмотренного ч. 24 ст. 22 Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
7) информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного ч. 24 ст. 22 Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги;
8) срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы);
9) начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта;
10) размер аванса (если предусмотрена выплата аванса);
11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом;
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона (при наличии такого требования);
13) информация о предоставлении преимущества в соответствии со ст.ст. 28 и 29 Федерального закона;
14) информация о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона или требование, установленное в соответствии с ч. 5 ст. 30 Федерального закона, с указанием в соответствии с ч. 6 ст. 30 Федерального закона объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
15) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Федерального закона;
16) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со ст. 44 Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном ч. 13 ст. 44 Федерального закона;
17) размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со ст. 96 Федерального закона);
18) информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона, о казначейском сопровождении (если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению);
19) информация о возможности заказчика заключить контракты, указанные в ч. 10 ст. 34 Федерального закона, с несколькими участниками закупки с указанием количества указанных контрактов;
20) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со ст. 95 Федерального закона;
21) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Такая дата не может приходиться на нерабочий день;
22) дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения электронного конкурса, за исключением случая, предусмотренного ч. 19 ст.48 Федерального закона), дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения электронного конкурса), дата окончания срока рассмотрения заявок (в случае проведения закрытого аукциона), дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом;
23) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Федерального закона) в случае проведения электронного конкурса (за исключением случая, предусмотренного ч. 19 ст. 48 Федерального закона), аукционов. При проведении электронного конкурса предусмотренная настоящим пунктом дата должна приходиться на рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке. При проведении электронного аукциона предусмотренная настоящим пунктом процедура начинается через два часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
24) предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий.
Комиссией УФАС установлено, что извещение об аукционе содержит всю предусмотренную ст.42 Закона о контрактной системе информацию.
Согласно п.3 ч.1 ст. 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупки должна содержать, в том числе, "предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части)"
В п.4 ч.1 ст.43 указано:
"предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона);".
В составе извещения размещен электронный документ "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению", в котором требования к составу заявки изложены в соответствии со ст.43 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.6 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи.
В извещении об аукционе Заказчиком в соответствии со ст. 96 Закона о контрактной системе установлено обеспечение исполнения контракта в размере 1 469 350.00 руб., что составляет 5% от начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, информация о размере обеспечения исполнения контракта размещена Заказчиком в полном объеме.
В соответствии со ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с ч. 6.3 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Федерального закона.
В связи с тем, что на этапе размещения извещения об аукционе и проведения закупки не известны ценовые предложения участников закупки, не представляется возможным указать в проекте контракта размер обеспечения исполнения контракта.
Доводы жалобы признаны Комиссией УФАС необоснованными.
В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС провела внеплановую проверку, по результатам которой выявлены нарушения в Описании объекта закупки. А именно:
При описании объекта закупки Заказчик руководствуется требованиям ст.33 Закона о контрактной системе. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Предметом закупки является текущий ремонт автомобильной дороги - улицы в с. им.Бабушкина Вологодской области.
В то же время в Описании объекта закупки (далее - Техническое задание) указано, что "работы должны вестись в соответствии с техническими регламентами, в том числе, устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий", что не соответствует предмету закупки.
Так же в Техническом задании имеются противоречия относительно срока предоставления документов (сертификаты и декларации соответствия, санитарно-эпидемиологические заключения, паспорт завода-изготовителя и т.д.) на материалы.
Так, в разделе "Требования, предъявляемые к выполняемым работам" указано, что такие документы предоставляются "до начала соответствующих работ", а в разделе "Требования к техническим характеристикам выполняемых работ" указано:
"При сдаче выполненных работ Подрядчик передает Заказчику сертификаты соответствия на материалы, используемые при выполнении работ, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и деталей."
Так же в Техническом задании установлено требование об обеспечении Подрядчиком соблюдения внутреннего трудового распорядка на территории Заказчика.
С учетом того, что работы проводятся исключительно на открытой местности, работники подрядчика не являются работниками Заказчика, данное требование является чрезмерным и незаконным.
Перечень нормативных правовых актов (далее - НПА), которыми Подрядчик обязан руководствоваться при производстве работ по контракту содержит НПА, не относящиеся к предмету закупки, а именно:
- Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (не относится к предмету закупки),
- Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (применяется в отношении энергетических ресурсов, а так же в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения и не связан с работами в рамках заключаемого контракта)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд" (требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении товаров, указанных в данном НПА, а так же в отношении работ, услуг по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, закупка которых осуществляется для обеспечения государственных и муниципальных нужд)
- Приказ Министерства экономического развития РФ от 04 июня 2010 года N229 "О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений" (в составе работ отсутствуют работы, указанные в данном НПА)
- Приказ Минэкономразвития РФ от 09 марта 2011 года N88 "О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, для которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности" (не относится к предмету закупки)
- СП 82.13330.2016 "Благоустройство территории" (распространяет свое действие на работы по благоустройству)
- СП 45.13330.2017 "Земляные сооружения, основания и фундаменты" (применяется при производстве работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту зданий и сооружений).
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ст.33 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что указанные нарушения не повлияли на возможность подачи заявки на участие в аукционе и на результаты закупки, Комиссия УФАС пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Лебедева В.А. необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии подпись
Члены комиссии: подпись
подпись |
Е.Н. Предтеченская
А.А. Егорова
Ю.Н. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 29 февраля 2024 г. N 035/06/49-173/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.03.2024