Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ООО "Нортон" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей СПб ГКУ "Центральная бухгалтерия администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик), уведомлённого о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 4591-ЭП/24 от 22.02.2024) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов и комплектующих для компьютерной техники 278 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 14.02.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200028624000007. Начальная (максимальная) цена контракта - 466 468, 24 рублей.
В жалобе ООО "Нортон" указывает на нарушение Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которое выразилось в нарушении порядка описания объекта закупки путем установления требования к закупаемому товару, которые ограничивают количество участников закупки.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны не ограничивать количество участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания извещения о проведении рассматриваемой закупки следует, что Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к закупаемой товарной позиции - Тип картриджа: Оригинальный; Производство картриджа: не ранее 2023 года.
В свою очередь, вышеуказанные требования относятся к функциональным, техническим и качественным характеристикам, а также эксплуатационным характеристики объекта закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что при описании объекта закупки в структурированной форме извещения в наименование товара Заказчиком не указан товарный знак закупаемого товара, при этом, Заказчиком установлено требование, в силу которого закупаемый товар должен быть совместим с имеющимся у Заказчика оборудованием: HP LJ Pro M1536 MFP; HP LJ Pro P1560; HP LJ Pro P1566; HP LJ Pro P1606.
Вместе с тем, совместимость товара может быть обеспечена, в том числе, при поставке товаров иных производителей, конструкция которых и иные свойства идентичны с товаром, производимым тем же производителем, что и имеющееся у Заказчика оборудование.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что требование к типу картриджа в данном случае не основано на положениях ст. 33 Закона о контрактной системе, а, следовательно, является ненадлежащим.
Также Комиссия УФАС отмечает, что требование к дате выпуска картриджа в условиях наличия гарантийных требований также никак не определяет характеристики товара и может необоснованно представить преимущество отдельным участникам закупки по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющих деятельность на рынке расходных материалов для копировальной техники, качество товаров которых соответствует требованиям действующих стандартов, но дата производства которых не соответствует требованиям Заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в указанной части описание объекта закупки не соответствует требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и нарушает положение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
При этом, Комиссия УФАС отмечает, что Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что указанное нарушение повлияло на его права и законные интересы.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия УФАС приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Нортон" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 февраля 2024 г. N 44-704/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.03.2024