Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБУЗ "Городская Покровская больница" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителя ООО "МЕДФИТТРЕЙД" (далее - Участник): представил письменные пояснения,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 4479-ЭП/24 от 21.02.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку медицинских изделий (извещение N 0372200262223000155),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 11.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (извещение N 0372200262223000155) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 082 500,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.04.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "МЕДФИТТРЕЙД".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "МЕДФИТТРЕЙД" заключен государственный контракт N 0372200262223000155 от 04.05.2023 (далее - Контракт) на сумму 1 827 000,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 10.3, 10.4 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 07.02.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "МЕДФИТТРЕЙД".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку медицинских изделий (далее - Товар) с момента подписания Контракта партиями в течение 10 календарных дней после получения заявки на поставку от Заказчика (п. 5.1 Контракта).
В ходе исполнения Контракта Заказчиком были направлены заявки:
- от 13.07.2023 N 01-09/156, Товар по которой на сумму 91 000,00 рублей в нарушение условий Контракта не был поставлен;
- от 31.07.2023 N 01-09/170, Товар по которой на сумму 84 000,00 рублей не поставлен;
- от 08.12.2023 N 01-09/734 и от 13.12.2023 N 01-09/324, Товар по которым на общую сумму 259 000,00 рублей не поставлен Участником.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Таким образом, ООО "МЕДФИТТРЕЙД" нарушены условия Контракта, выразившиеся в не поставке Товара (поставка Товара по заявкам не производилась).
В адрес Участника была направлена претензия от 16.01.2024 N 01-14/63.
В соответствии с ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ).
Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 1 ст. 523 ГК РФ, п. 10.3 Контракта, ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
07.02.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "МЕДФИТТРЕЙД" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 21.02.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседание Комиссии УФАС Участник представил письменные пояснения, в которых указал, что 13.07.2023 между ООО "МЕДФИТТРЕЙД" и Заказчиком заключено Дополнительное соглашение N 1 к Контракту об уменьшении количества Товара за счет средств ОМС, в связи с чем цена Контракта составила 1 827 000,00 рублей, HJДC не облагается на основании пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Заказчик направил Участнику заявки (N 01-09/156 от 13.07.2023, N 01-09/170 от 31.07.2023, N 01-09/605 от 20.10.2023, N 01-09/610 от 01.11.2023, N 01-09/324 от 13.12.2023).
Участником в адрес Заказчика был поставлен Товар сумму 1 141 000,00 рублей, что подтверждается товарными накладными (N 512 от 29.08.2023, N 543 от 14.09.2023, N 616 от 20.10.2023, N 646 от 02.11.2023). Таким образом, Участник поставил в адрес Заказчика большую часть Товара, указанного в Спецификации к Контракту.
Участник в адрес Заказчика направил Письмо N 23 от 21.07.2023 о том, что поставка Товара в адрес Заказчика задерживается на неопределенное время в связи с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц Соединенными Штатами Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций и действует ряд факторов, существенно влияющих на сроки поставки продукции в Российскую Федерацию:
- изменение логистических цепочек, связанное с ограничениями в отношении транспортных компаний Российской Федерации;
- необходимость согласования отгрузок в Российской Федерации с центральным офисом производителя с целью выполнения действующих юридических норм в отношении поставок в Российскую Федерацию;
- увеличенные сроки производства ряда медицинских изделий, связанные с глобальными сбоями в производственных цепочках;
- необходимость получения дополнительных разрешительных документов на экспорт медицинских изделий, содержащих радиоэлектронные компоненты в связи с запретом поставок радиоэлектронных изделий, потенциально имеющих двойное назначение;
- увеличение срока прохождения таможенных процедур как в странах-экспортерах, так и на таможнях Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенные факторы, у Поставщика возникли непредвиденные сложности в своевременной поставке Товаров по Контракту.
Участник поставляет Заказчику Товар компании-производителя "Медтроник Инк.", США.
Закупку Товара "Медтроник Инк.", США Участник осуществляет у официального дистрибьютера ООО "Торговая фирма "КардиоМед" на основании Договора поставки N 3 от 01.12.2021, который в свою очередь, является официальным дистрибьютером на территории Российской Федерации.
ООО "Медтроник" уведомило официального дистрибьютера ООО "Торговая фирма "КардиоМед" письмами (исх. N F9296 от 26.06.2023, исх. N F8-437 от 27.10.2023, исх. N F9-597 от 16.01.2024), что в связи с новыми мерами экспортного контроля в отношении медоборудования и медицинских изделий, введенных Правительством США 19.05.2023, не наблюдается поставок продукции Medtronic в Россию.
07.02.2024 Участником от Заказчика было получено Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На основании изложенного Участник ходатайствовал о невключении сведений ООО "МЕДФИТТРЕЙД" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем ООО "МЕДФИТТРЕЙД" более четырех лет на рынке по продаже медицинских изделий и расходных материалов, заключил, исполнил более 500 государственных контрактов и являлся поставщиком в крупнейшие бюджетные учреждения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "МЕДФИТТРЕЙД" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "МЕДФИТТРЕЙД" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать
в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния..
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "МЕДФИТТРЕЙД" (ИНН: 9728012858), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 февраля 2024 г. N РНП-78-352/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.03.2024