Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБУДО СШОР им. Владимира Коренькова Курортного района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "РМА" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 4594-ЭП/24 от 22.02.2024) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание медицинских услуг вне медицинской организации силами выездных бригад отделения скорой медицинской помощи на соревнованиях (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 16.02.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок, номер извещения 0372200170124000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 990 000, 00 рублей.
В жалобе ООО "РМА" указало на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащих требований к участникам закупки.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС пояснил, что не согласен с доводами жалобы и просил признать ее необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 29.02.2024 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 01.03.2024.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.
При этом, в силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 478-ФЗ), лицензии, выданные до дня вступления в силу Закона N 478-ФЗ, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу Закона N 478-ФЗ. Закон N 478-ФЗ вступил в силу с 1 января 2021 года.
Таким образом, после 1 января 2021 г. подтверждением наличия лицензий, выданных до 1 января 2021 г., является запись в реестре лицензий.
Согласно п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") является лицензируемым видом деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлен перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, который включает в себя, в том числе, следующие работы: медицинские осмотры (предварительные, периодические).
Таким образом, для оказания услуг, являющихся объектом рассматриваемой закупки, участник закупки должен обладать соответствующей лицензией на право осуществления медицинской деятельности. Иных документов, подтверждающих право оказания услуг, являющихся объектом рассматриваемой закупки, действующим законодательством не предусмотрено.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Заказчиком в извещении установлены, в том числе следующие требования к участникам закупки:
Наличие у участника действующей лицензии на медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") в соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Федерального Закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", с указанием в приложении вида услуг: оказание скорой специализированной медицинской помощи вне медицинской организации, при оказании скорой медицинской помощи вне медицинской организации по: скорой медицинской помощи.
Также Заказчиком определено, что указанная лицензия на осуществление медицинской деятельности должна быть с наличием в составе следующего вида работ (услуг): автомобиль "Скорая медицинская помощь (по классу В)". Предоставляемый автомобиль скорой медицинской помощи (по классу В) должен соответствовать требованиям ГОСТ 33665-2015 Межгосударственного стандарта "Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний".
При окончании срока действия лицензии до исполнения обязательств по контракту участник в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязан обеспечить продление действующей лицензии.
По мнению Заявителя, в извещении Заказчик должен был указать наличие следующих лицензий:
- лицензия на осуществление медицинской деятельности: при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сестринскому делу; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: спортивной медицине; при оказании скорой специализированной медицинской помощи вне медицинской организации, в том числе выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи, по: анестезиологии и реаниматологии, реаниматологии, педиатрии.
- лицензия по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, культивированию наркосодержащих растений: - Хранение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; - Перевозка наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; - Приобретение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; - Отпуск (за исключением отпуска физическим лицам) наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; - Использование наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации в медицинских целях; - Хранение психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; - Перевозка психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; - Приобретение психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; - Отпуск (за исключением отпуска физическим лицам) наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; - Использование психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации, в медицинских целях.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил, что требования к лицензии участников, установленные Заказчиком в извещении о закупке, соответствуют действующему законодательству о лицензировании медицинской деятельности и определены с учетом объекта закупки.
Также в своих возражениях Заказчик пояснил, что на спортивных объектах ГБУ ДО СШОР им. В. Коренькова, где проводятся спортивные и спортивно-массовые мероприятия, присутствуют медицинский персонал Заказчика: спортивный врач и/или медсестра, которые оказывают доврачебную помощь.
На объектах имеется медицинский кабинет врача и процедурная. Заказчик имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. А также, согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. В данной закупке нет необходимости в наличии у медицинской организации вышеупомянутой лицензии указанной Заявителем в жалобе, поскольку указанные медицинские услуги не входят в объект закупки.
На спортивных мероприятиях присутствует медицинский персонал Заказчика: спортивный врач или медсестра, и общепрофильная врачебная бригада скорой помощи (с использованием автомобиля скорой медицинской помощи класса "В"). В случае травмы, бригада скорой помощи на машине сокрой медицинской помощи сопровождает (транспортирует) пострадавшего до медицинского учреждения. Именно такая бригада скорой помощи и класс автомобиля указаны в извещении о закупке.
Заказчик имеет действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности N ЛО41-О1148-78/00332154 от 04.06.2019 при оказании первичной медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: медицинскому массажу; при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: педиатрии; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: лечебной физкультуре, спортивной медицине, при оказании первичной медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сестринскому делу, сестринскому делу в педиатрии, физиотерапии; при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: диетологии, физиотерапии.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, а также содержание описания объекта закупки Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что наличие в лицензии участника видов деятельности по оказанию первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сестринскому делу; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: спортивной медицине; при оказании скорой специализированной медицинской помощи вне медицинской организации, в том числе выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи, по: анестезиологии и реаниматологии, реаниматологии, педиатрии является необоснованным, поскольку объект закупки не содержит вышеуказанных медицинских услуг.
Относительно утверждения Заявителя о необходимости наличия у участника закупки лицензии по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, культивированию наркосодержащих растений Комиссия отмечает следующее.
Как следует из содержания извещения, объектом закупки являются медицинские услуги.
В общем случае медицинской организацией является юридическое лицо, осуществляющее медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в установленном порядке (п. 11 ч. 1 ст. 2 Закона от 21.11.2011 323-ФЗ; п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ). Лицензионные требования, предъявляемые к осуществлению медицинской деятельности, а также перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 8 Закона 99-ФЗ); Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 года N 852. Указанное Положение имеет приложение "Перечень работ, услуг, составляющих медицинскую деятельность", где указаны виды услуг, в том числе, услуги по скорой медицинской помощи. Таким образом, требования к лицензии участников, установленные Заказчиком в извещении о закупке, соответствуют действующему законодательству о лицензировании медицинской деятельности: наличие у участника закупки действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности с указанием следующих видов деятельности: скорая медицинская помощь вне медицинской организации.
Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, приведен в Приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности. Согласно данному Перечню, лицензированию подлежат услуги скорой медицинской помощи, составляющие медицинскую деятельность. В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Таким образом, услуги по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, культивированию наркосодержащих растений, хранение наркотических средств и т.д. (полный перечень изложен в жалобе Заявителя), не могут считаться медицинской услугой, в связи с чем установление требования о наличии у участника закупки лицензии на услуги по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, культивированию наркосодержащих растений, хранение наркотических средств и т.д. будет являться незаконными, излишним и ограничивающими права и законные интересы потенциальных участников закупки, поскольку предметом закупки является оказание медицинских услуг по скорой медицинской помощи, а не оказание услуг по обороту наркотических средств.
Ознакомившись с пояснениями Заказчика, содержанием извещения, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком правомерно установлены требования к участникам закупки, а доводы жалобы являются необоснованными.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии УФАС Заявитель не представил доказательств, подтверждающих обоснованность доводов. Доказательств обратного, сказанному представителем Заказчика, Заявителем, соответственно, не приведено.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для удовлетворения жалобы Заявителя.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РМА" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 марта 2024 г. N 44-707/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2024