Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по науке и Высшей школе (далее - Заказчик):;
ООО "Майндмайс" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 4588-ЭП/24 от 22.02.2024) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации присуждения премий Правительства Санкт-Петербурга победителям конкурса грантов для студентов вузов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, аспирантов вузов, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, и организация предоставления на конкурсной основе субсидий молодым ученым, молодыми кандидатами наук вузов, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга (извещение N 0172200000124000008) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 07.02.2024 в единой информационной системе, номер извещения 0172200000124000008. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 599 300, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в утверждении ненадлежащего порядка оценки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Пунктом 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 26 Положения оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном п.п. 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п.п. 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлен Заказчиком в Приложении к извещению о проведении конкурса, согласно которому:
Для оценки характеристики квалификации участников закупки N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта оказания услуг (работы), связанного с предметом контракта" критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного
с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"
в соответствии с пунктом 28 Положения Заказчиком установлены:
1) предмет договора (договоров), оцениваемого по характеристике квалификации участников закупки N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
"услуги по организации и проведению конкурсов (конкурсных отборов) с числом участников не менее 1000 человек для предоставления премий, субсидий, грантов в сфере науки с обязательным проведением экспертизы заявок".
2) перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный (-ые) контракт (-ы)/договор (-ы), акт (-ы) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого контракта (-ов)/договора (-ов). При этом, последний акт, составленный
при исполнении контракта (-ов)/договора (-ов), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящей закупке;
К оценке принимаются документы, предусмотренные настоящим пунктом, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
По характеристике квалификации участников закупки N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" к оценке принимаются исключительно исполненные контракты (договоры), при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
По характеристике квалификации участников закупки N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) контракты, гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом.
Заявитель утверждает, что услуги являются стандартными, не имеют какой-либо специфики независимо от того, проводятся они на экологическую тематику или нет.
Из пояснений Заказчика следует, что Конкурсы (Конкурсные отборы) в сфере науки имеют свою специфику, связанную в первую очередь с уровнем подаваемых на них проектов и документов, и в значительной степени по организации отличаются от конкурсов в других сферах. Для обеспечения организации и проведения Конкурса и Конкурсного отбора на высоком профессиональном уровне и выполнения технического задания чрезвычайно важно наличие у потенциального исполнителя опыта в организации и проведении масштабных по числу участников конкурсов и конкурсных отборов именно в сфере науки и опыта в обеспечении экспертизы подаваемых на указанные конкурсы работ.
Для проведения рассылки информационных писем о проведении Конкурса и Конкурсного отбора исполнитель должен составить перечень организаций, удовлетворяющих конкретным требованиям для вузов, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, где под вузами понимаются образовательные организации высшего образования, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность, расположенные на территории Санкт-Петербурга; под отраслевыми институтами понимаются расположенные на территории Санкт-Петербурга организации, осуществляющие научные исследования и разработки в качестве одного из видов экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) ОКВЭД) в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и подготовку кадров высшей квалификации; под академическими понимаются расположенные на территории Санкт-Петербурга учреждения государственных академий наук: Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств.
Выполнение контракта подразумевает подбор экспертов для проведения экспертизы заявок, поданных на Конкурс, где к проведению экспертизы заявок студентов и аспирантов привлекаются эксперты из числа сотрудников вузов и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, имеющие учёную степень и осуществляющие научную деятельность по соответствующему направлению Конкурса, а для экспертизы заявок и отчетных документов, представленных участниками (претендентами на получение субсидии) Конкурсного отбора, из числа молодых кандидатов наук привлекаются сотрудники вузов, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, имеющие ученую доктора наук, и осуществляющие научную деятельность по соответствующему направлению Конкурсного отбора. Для экспертизы заявок, представленных участниками Конкурсного отбора, из числа молодых ученых привлекаются сотрудники вузов, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, имеющие ученую степень и осуществляющие научную деятельность по соответствующему направлению Конкурсного отбора.
Следует отметить, что Конкурс проводится по 5 направлениям, которые включают в себя 43 поднаправления, а число направлений Конкурсного отбора соответствует перечню, указанному в государственном рубрикаторе научно-технической информации ГРНТИ, который составляет 90 направлений.
В соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" в экспертизе заявок не может участвовать лицо, имеющее личную заинтересованность в ее результатах.
Перед проведением экспертизы заявок (пункт 1.5 технического задания) исполнителю необходимо обеспечить подбор экспертов, исходя из тематик поступивших проектов. При среднем количестве заявок, ежегодно подаваемых на Конкурс -1500 заявок и Конкурсный отбор -400 заявок, осуществление оперативного и качественного подбора экспертов без наличия соответствующего опыта в данной области чрезвычайно затруднительно.
При этом именно на основе результатов проведения экспертизы проектов принимается решение об отборе победителей Конкурса и Конкурсного отбора и последующей выплате им премий и субсидий, в связи с чем качество проведения экспертизы является определяющим при проведении Конкурса и Конкурсного отбора, при этом срок проведения экспертизы строго регламентирован и составляет не более 30 дней.
Экспертиза каждой заявки студентов и аспирантов, молодых ученых, молодых кандидатов наук проводится не менее чем двумя независимыми экспертами. Эксперт не может осуществлять экспертизу заявки (отчета), представленной студентом, аспирантом, молодым ученым, молодым кандидатом наук организации, в которой он работает. После проведения сравнения оценок двух экспертов, полученных по каждому экспертному заключению, по каждой заявке, в случае расхождений оценок (более, чем на 30 %) проводится дополнительная экспертиза такой заявки с привлечением третьего независимого эксперта.
Экспертиза заявок производится в соответствии с методикой проведения экспертизы заявок и отчетов Конкурса (Конкурсного отбора), сформированных в соответствии с нормативными документами и требует необходимой квалификации исполнителя для формулировки предложений по ее совершенствованию. Заявки включают научные и(или) научно-технические проекты, реализуемые студентами, аспирантами, молодыми учеными и молодыми кандидатами наук вузов, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, в рамках осуществления ими научной и(или) научно-технической деятельности.
При проведении экспертизы проводится оценка каждой заявки на ее оригинальность и отсутствие плагиата, что также требует соответствующего опыта.
Пунктом 1.3 технического задания предусмотрена организация консультаций участников Конкурса. Уровень организации консультаций участников Конкурса (Конкурсного отбора) в целях обеспечения качественной подготовки заявок (отчетной документации) в соответствии с требованиями Конкурса и Конкурсного отбора, также является важной составлявшей качества оказания услуг.
Принимая во внимание, что на Конкурс и Конкурсный отбор подаются научные проекты, заявители обращаются за консультацией при подаче заявки не только по форме оформления заявок и документов, но и по их научному содержанию своих проектов, что требует соответствующего опыта в проведении конкурсов в сфере науки у консультирующей стороны.
Расчет начальной (максимальной) цены контракта кроме прямых затрат на проведение экспертизы заявок и отчетов, включает также услуги по организации консультаций участников Конкурса; подготовке предложений по совершенствованию методики проведения экспертизы заявок, поданных на Конкурс; подбору экспертов для проведения экспертизы заявок, поданных на Конкурс; подготовке материалов для заседания конкурсных комиссий по результатам экспертизы заявок; организации консультаций участников Конкурсного отбора в целях обеспечения качественной подготовки заявок в соответствии с требованиями Конкурсного отбора, подготовке методики проведения экспертизы заявок, поданных на Конкурсный отбор; подбору экспертов для проведения экспертизы заявок, поданных на Конкурсный отбор; проведению анализа результатов экспертизы заявок, поданных на Конкурсный отбор; подготовке рекомендаций по победителям Конкурсного отбора и обеспечение рассмотрения результатов экспертизы отчетной документации претендентов на получение субсидий на заседании Конкурсной комиссии; анализу отчетов о достижении результатов предоставления субсидий и показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, и представление результатов анализа Заказчику; анализу реализации проектов, выполненных получателями субсидий в текущем году.
Указанные услуги являются специфичными и требуют для их выполнения наличия соответствующих квалифицированных кадров, обладающих необходимыми навыками и опытом оказания услуг по проведению конкурсов в сфере науки.
По итогам Конкурса предоставляются премии Правительства Санкт-Петербурга, по итогам Конкурсного отбора предоставляются субсидии, в связи с чем техническое задание содержит специфические услуги, связанные не только с отбором победителей Конкурса и Конкурсного отбора, но и процедурой предоставления им премий и субсидий. Поскольку от качества оказания данных услуг зависит своевременность предоставления и выплаты премий и субсидий получателям, опыт исполнителя по проведению такого рода конкурсов (конкурсных отборов) является очень важной составляющей качества оказания услуг.
С учетом изложенного предмет контракта и положения технического задания в значительной степени отличаются от организации деловых, культурных и спортивных мероприятий, в связи с чем установлено такое требование к опыту потенциального исполнителя по успешному оказанию услуг.
С учетом значимости мероприятия нестоимостной критерий оценки заявок сформирован таким образом, чтобы потенциальный исполнитель подтвердил наличие у него опыта и компетенций, соответствующего предмету закупки, с целью подтверждения его способности оказать закупаемые Заказчиком услуги в установленный срок, в надлежащем объеме и качестве, обеспечив уровень мероприятия, отвечающий ожиданиям научной сферы Санкт-Петербурга, без рисков нанесения вреда имиджу города как крупнейшего центра науки и технологий.
Кроме того, Заявитель утверждает, что установленный Заказчиком критерий опыта участника закупки по организации мероприятия с участием менее 1000 человек не обоснован реальным числом участников форума.
Пунктами 1 и 2 раздела 2 технического задания предусмотрена организация и проведение Конкурса с числом заявок не менее 1000 и Конкурсного отбора с числом заявок не менее 300, т.е. общее число участников не менее 1300 человек, при этом среднее число ежегодно подаваемых на Конкурс и Конкурсный отбор заявок составляет 1900. В качестве участников Конкурса и Конкурсного отбора выступают студенты, аспиранты, молодые ученые и молодые кандидаты наук вузов, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга.
В качестве принимаемого опыта в конкурсной документации Заказчиком указан следующий критерий: "услуги по организации и проведению конкурсов (конкурсных отборов) с числом участников не менее 1000 человек для предоставления премий, субсидий, грантов в сфере науки и высшего образования, с обязательным проведением экспертизы заявок" (далее - опыт). Единая закупочная комиссия для оценки характеристики квалификации принимает во внимание исключительно исполненные контракты (договоры), при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек) с количеством участником (исходя из технического задания или иных) не менее 1000 человек.
Указанные количественные требования к опыту по числу участников конкурсов устанавливаются заказчиком, т.к. организация и проведение конкурсов с количеством участников более 1000 человек в значительной степени отличается от проведения конкурсов небольшим числом участников, т.к. приём и экспертиза такого большого количества заявок по широкому спектру научных направлений в строго регламентированные сроки имеет свою специфику и требует наличия советующего опыта.
Для обеспечения организации и проведения Конкурса и Конкурсного отбора на высоком профессиональном уровне, предусмотренном техническим заданием, чрезвычайно важно наличие у потенциального исполнителя опыта в организации и проведении масштабных по числу участников конкурсов и конкурсных отборов именно в сфере науки и высшего образования, и опыта в обеспечении экспертизы подаваемых на указанные конкурсы работ.
Таким образом, Заказчиком установлен перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта, следовательно, доводы жалобы не находят своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Майндмайс" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 февраля 2024 г. N 44-768/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2024